А. П. Чехов. "Хамелеон". "Хамелеонство" в рассказе и жизни.
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Урок посвящается проблеме человеческого достоинства, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_teme_a._p._chekhov._khameleon.docx | 23.08 КБ |
plan_uroka_po_teme_a._p._chekhov._khameleon._2.docx | 968.42 КБ |
chekhov._prezentatsiya.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Галиуллина Гузэль Кабировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Класс: 7
Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».
« Хамелеонство» в рассказе и жизни.
Цели: показать мастерство писателя в изображении « хамелеонства»,
обратить внимание учащихся на художественные средства
изображения смешного в рассказе « Хамелеон»,
познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа
«Хамелеон».
I Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока.
Ребята, мы сегодня продолжаем изучение творчества Антона Павловича Чехова. На пошлых уроках мы с вами изучали биографию великого русского писателя, драматурга, прочитали некоторые рассказы, провели викторину. А сейчас коротко повторим изученное.
- Работа по таблице « Жизнь и творчество А. П. Чехова».
- Тема сегодняшнего урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни»
II Работа над новой темой.
1. Беседа
Учитель.
- Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?
(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед
людьми.)
Учитель. Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или
иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.
На прошлом уроке мы прочитали рассказ « Хамелеон»/
- О каком событии повествует рассказ?
- Назовите героев рассказа.
( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)
- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?
( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)
- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)
-Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите
внимание на иллюстрации. Кто есть кто?
Вывод.
(Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед
сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и
соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы — достойная им награда.)
Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?
(Очумелое в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет
свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному
хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для
названия рассказа.)
Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?
(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая
то деспотическую сущность, то рабскую.)
Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к
разряду хамелеонов?
(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина.
У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми
были типичны для того времени.)
Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и
Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?
(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,
человеческое хамелеонство ) (Слайд)
Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.
( Деспотизм самодура)
Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело
вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к
этой сонной, полумертвой жизни». Можно ли эти слова отнести к
рассказу «Хамелеон»?
(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной
жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом
тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».)
Учитель. Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?
{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем
смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)
Учитель. Что составляет комедийную основу рассказа?
{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного
вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,
серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)
Учитель. Что показалось вам смешным в рассказе?
(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)
Учитель. Какие художественные средства использует автор для
создания комического текста?
(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов
использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие
фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,
одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем
говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)
Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Проследите,
как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как
меняется интонация персонажей.
(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным
чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)
-Какими вы увидели героев рассказа?
- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?
- Чьё чтение особенно вам понравилось?
Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)
Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали
( Определение детали. Слайд.)
Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?
(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает
свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски
хамелеона.)
Учитель. Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя
внимание, помогают создать комический эффект?
(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой
мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»
в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид
вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся
ситуации.)
Учитель. У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что
краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему
хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.
Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени
раскрыть образ Очумелова?
( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,
доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,
выполняют свои обязанности небескорыстно.)
Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд)
Виды смеха
Юмор Сатира
( добрый смех) ( злой смех)
( человеческие пороки, ( социальные пороки
слабости) общества)
Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?
( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)
-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)
III. 1. Обобщение.
Выводы. Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по содержанию и по форме, Автор не ставит в них глобальные проблемы, касающиеся всего человечества. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы». А они не подвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.
Будем надеяться, что своим смехом Чехов заразил и вас.
2. Оценивание.
3. Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.
Предварительный просмотр:
Антон Павлович Чехов
Н. П. Чехов. Начало 1880-х гг.
Очумелов шествует по городу
А. Дудин. Иллюстрация к рассказу
А. П. Чехова « Хамелеон»
|
А. П. Чехов «Хамелеон» |
© Клименко Елена |
С.В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу
А.П. Чехова "Хамелеон" ( 1945)
На базарной площади
А. Дудин. Иллюстрация к рассказу
А. П. Чехова «Хамелеон»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов
Перед Богом сознавать своё ничтожество, а достоинство – перед людьми.
А. П. Чехов Начало 1880-х гг.
Основная идея рассказа: высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота. ( Деспотизм самодура)
Очумелов шествует по городу А. Дудин. Иллюстрация к рассказу
С.В . Герасимов. Иллюстрация к рассказу А.П . Чехова «Хамелеон» ( 1945)
На базарной площади А . Дудин. Иллюстрация к рассказу
Художественная деталь – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Виды смеха Юмор Сатира ( добрый смех) (злой смех) ( человечески ( социальные пороки , пороки слабости) общества)
Презентацию к уроку по теме «Хамелеонство» в рассказе и жизни» составила учительница русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Ермекеево Галиуллина Гузэль Кабировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».
Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....
А.П.Чехов "Хамелеон"
Открытый урок по чтению в 7 классе....
А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики
Урок по литературе для 7 класса на тему: " А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики". Цели: - углубление знаний учеников о личной и творческой био...
А. П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник».
Тест. 7 класс....
А.П.Чехов "Хамелеон", "Злоумышленник"
2 урока по рассказам А.Чехова, 6 класс...
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа.
Конспект урока улитератры в 7 класссе. Соответствует требованиям ФГОС....
А.П. Чехов "Хамелеон". Особенности сюжета. Художественная идея рассказа.
Урок литературы в 7 классе...