урок литературы в10классе на тему: "Мне говорят:пиши о Родине,- как будто можно...не о ней?"
план-конспект урока по литературе (10 класс)
разработка урока литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
на тему: «Мне говорят: пиши о Родине, - как будто можно … не о ней?»
Цели и задачи урока:
- продолжить знакомство учащихся с лучшими произведениями русской поэзии;
- раскрыть особенности мировосприятия лирического героя поэтов;
- формировать чувство душевного родства с нашими предками, прошлым, необходимости связи с родной землёй, её святынями, традициями народа.
Домашнее задание к уроку:
Ваше размышление на тему «Настоящий, истинный поэт – это…»
- сообщение учащихся о поэтах
Проблемные вопросы:
- Что объединяет поэтов, творчество которых мы изучали сегодня на уроке?
- Что такое истинная поэзия и кого можно назвать настоящим поэтом?
- Что дорого этим поэтам и что питает их творчество?
Эпиграфы к уроку:
Медленно
История листается,
Всё пройдёт, а Родина –
Останется.
В.Фирсов
и строки из стихотворения Н.Рубцова:
И вокруг любви непобедимой
К сёлам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как Земля вокруг своей оси.
(показать на экране слова и портреты поэтов)
Ход урока: Подготовка к восприятию. Звучит песня «С чего начинается Родина»
( в это время слайд на экране)
Сейчас вы прослушали песню на слова русского поэта – песенника Михаила Матусовского. Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни спрашивал себя: «С чего начинается Родина?»
А один человек признавался: « Мне говорят: пиши о Родине,-
Как будто можно… не о ней?»
Эти слова поэта Глеба Горбовского станут темой нашего урока внеклассного чтения.
Сегодня мы с вами на уроке
- продолжим знакомство с лучшими произведениями русской поэзии,
- раскроем особенности мировосприятия лирического героя поэтов,
-постараемся понять, что нам необходимо духовное родство с нашими предками, прошлым,
- осознаем, что нам нужна связь с родной землёй, её святынями, традициями.
В конце урока мы постараемся ответить на следующие проблемные вопросы ( на экране показываются вопросы):
- Что объединяет поэтов, творчество которых мы изучили на уроке?
- Что такое истинная поэзия и кого можно назвать настоящим поэтом?
- Что дорого этим поэтам и что питает их творчество?
Восприятие, осмысление , осознание
Слово учителя:
На больших сквозняках хлопоча,
Наши тени бросает на стену,
Наши души сжигает свеча.
Поколенье выходит на сцену! –
именно таким – решительным, дерзким, задиристым в начале 1960-х годов вышел на сцену русской поэзии молодой автор Владимир Костров (на экране его портрет).
- Что же вам известно о жизни В.Кострова?
Выступление ученика
Владимир Андреевич Костров родился 21 сентября 1936 года в деревне Власиха Боговаровского района Костромской области. Окончив десятилетку, он поступил в МГУ на химический факультет. После университета работал инженером на заводе в Загорске.Началом его судьбы и творчества стали чистые и светлые родники народной жизни: его крестьянское происхождение, песни матери и сказки бабушки, красота родной природы, еловые и сосновые леса, берёзовые рощи, чистые реки, трудовая жизнь на земле.В настоящее время Владимир Костров – автор многих книг стихов, лауреат ряда литературных премий, профессор литературного института им.М.Горького.
Учитель
Действительно, он автор более 20-ти книг – поэтических переводов, автор 18 книг оригинальных стихов. Я предлагаю прочитать стихотворение «Иван, не помнящий родства»
(стихотворение наизусть читает ученица)
(на экране картина В.Животягова «Зимой 1943 года»
Не как фольклорная подробность,
Как вызов против естества,
Был в русской жизни
Страшный образ –
Иван, не помнящий родства.
Ни огонька,
Ни поля чести,
Ни проливного бубенца,
Ни доброй памяти,
Ни песни,
Ни матери
И не отца
Тут не увечье,
Не уродство,
Не тать – рука у топора,
А сердца вечное сиротство
И в светлом разуме дыра.
И в ближней стороне,
И в дальней,
В часы беды и торжества
Нет участи твоей печальней
Иван, не помнящий родства.
Анализ стихотворения
- О ком идет речь в стихотворении?
(о человеке, который лишён памяти, об «Иване, не помнящем родства)
- Почему автор стихотворения называет этот образ страшным?
(потому что у этого человека ничего нет: ни огонька, ни поля чести, ни проливного бубенца, ни доброй памяти, ни песни, ни матери и ни отца)
- Скажите, а что вы чувствуете в душе, когда читаете эти строки?
(эти строки не оставляют читателя равнодушным, становится жалко этого человека, мы переживаем за него)
- А какие поэтические образы рисует поэт?
(в первую очередь – это огонёк)
- Какие ассоциации вызывает у вас этот образ?
(дом, печь русская, она топится, тепло, керосиновая лампа, люди задумались, словно кого – то ждут)
- В каких поэтических произведениях мы встречались с этим образом?
(в стихотворении Н.Рубцова «Русский огонёк»)
Ученик читает стихотворение Н.Рубцова Русский огонёк»
- Но давайте вернемся к стихотворению Кострова. В нём автор говорит ещё о поле чести.
-А что это за поле чести, о котором говорит автор?
(это, наверное, события русской истории: Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавское и Бородинское сражения, Сталинградская битва, курская дуга – это поля ратной славы России)
- Что значат они для нас? Почему до сих пор в годину испытаний мы обращаемся к этому?
(в них мы видим примеры мужества, стойкости, веры и надежды)
- Обратите внимание на строки, где говорится: «Ни проливного бубенца». Какие ассоциации вызывает у вас этот образ?
(зимняя дорога, колокольчики и бубенцы подобраны так, что когда они звенят, то получается мелодичный звон, словно музыка льётся)
- Возникает ли за всем этим образ Родины?
(конечно, он собирательный, это и огонёк, и поле чести, и проливные бубенцы)
- Чего же ещё лишён Иван, не помнящий родства?
(он лишён песни)
Учитель
Вот Георгий Васильевич Свиридов – великий русский композитор – писал: «Часто я вспоминаю свою Родину – Курский песенный край. Россия была богата песней, курские края особенно. До 50-х годов хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые устно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы, как они оригинальны, своеобычны, какая радость слушать их».
Учитель
А я предлагаю вам послушать песню на слова ещё одного замечательного русского поэта Сергея Есенина, который говорил:
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
(звучит песня «Отговорила роща золотая»)
Мы слушаем, а человеку, лишённому памяти, отказано и в этой радости.
- Кого ещё лишён Иван, не помнящий родства?
(у него нет ни матери, ни отца)
А как тяжело в детском возрасте остаться сиротой. Многих русских поэтов постигла такая участь. Среди них поэт Глеб Яковлевич Горбовский.
Сообщение ученика о нём.
Глеб Яковлевич Горбовский родился в Ленинграде в 1931 году. Его родители были учителями русского языка и литературы. Они и привили ему любовь к книгам. До войны вместе с отцом он познакомился со сказками Пушкина и «Тысяча и одной ночи», «Кавказским пленником» Льва Толстого, «Слепым музыкантом» Короленко, «Гуттаперчивым мальчиком» Григоровича и «Коньком – Горбунком» Ершова.В 1938 году остался без отца, которого арестовали по ложному доносу, а в июне 1941 года война разлучила его и с матерью. Войну он пережил в оккупации. После окончания войны – детприёмник, детдом, детская исправительная колония, побег из неё. Спасли шестнадцатилетнего мальчика отец и книги, тяга к сочинительству.
Впоследствии он писал: «Представьте: после четырёх лет скитаний среди трупного смрада окоченевших повешенных и пепла пожарищ, после поездок в грязных «собачниках», бездомности, лагерно – барачного кромешного быта – вдруг тихий, уютный, а самое главное, свой, отцовский дом!.. За один год с помощью отца мне удалось одолеть школьную программу за семь классов. Мы оба – и отец, одержимый заботой о моем обучении школьным наукам, и я, окунувшийся в сочинительство, - ставили себе одну цель: вытащить меня из растительно – животного состояния. Отслоить – и передать в мир духа, в царство интеллекта.Русская природа, её великолепные неповторимые пейзажи, русская деревня, классическая русская поэзия и просвещённый талантливый русский учитель – отец – вот подлинный исток моей писательской судьбы, всего лучшего, что я сумел создать за свою долгую жизнь».
Учитель.
В настоящее время Горбовский – автор более 35 поэтических и прозаических книг, один из самых известных русских поэтов.
Послушаем стихотворение «Родную землю и камень любит»
(стихотворение читает ученик)
Родную землю и камень любит,
Пичужка, кошка и лютый зверь –
Весной, по молодости, и в холод лютый
А я люблю её и теперь.
Теперь, когда на плечах мозоли
От лямки жизни… Когда испуг
Во встречных взглядах. И столько боли
И свищут пули, хоть мир вокруг.
Когда мертвеют заводы, пашни,
В чужие страны – исход и бег.
… В родную землю – и лечь не страшно.
Страшней – утратить её навек.
Анализ стихотворения
- О чем это стихотворение?
(это размышление о времени, о родине и о себе)
- Какое чувство и настроение вызывает у вас это стихотворение?
(строки проникнуты чувством тревоги и печали)
- Перечитаем первое четверостишие. О чём говорится в нём?
(автор размышляет о любви всего живого к родной земле и говорит о своей любви к ней)
- Вот мы сказали, что строки проникнуты чувством тревоги. Как вы это почувствовали?
(это чувство выражено образами «холода лютого» и «лютого зверя»)
- Чем так обеспокоен поэт?
(он обеспокоен не только своей личной судьбой ( «на плечах мозоли от лямки жизни»), но и переживает чувство глубокой тревоги за тот разор, который происходит в нашей стране, за своих соотечественников. Неужели они стали бесчувственнее камня, страшнее лютого зверя)
- Перечитаем последние строки и попытаемся определить: о чём они?
(о нашей действительности, о брошенной земле, о стоящих заводах, но страшнее всего утратить родную землю)
- А что можно сказать о самом поэте, написавшем эти стихи?
(если он пишет об этом, значит, он человек неравнодушный, его заботит судьба страны, он болеет за неё и готов её защищать)
Учитель
Способен защитить свою родину ещё один поэт. Это Анатолий Константинович Передреев.
Сообщение ученика
А.К.Передреев родился 18 декабря 1934 года в саратовском селе Новый Сокур, в крестьянской семье. Вскоре родители переехали в город Грозный, где и прошли детство и юность поэта. Окончив школу, Анатолий Передреев долго искал свою дорогу. Работал шофёром, учился в Грозненском нефтяном институте: в 1953 году поступил на вечернее отделение филологического факультета Саратовского университета и одновременно работал на Саратовском химическом комбинате; затем трудился на стройке в Москве, служил в армии, был бетонщиком и монтажником на Братской ГЭС.Стихи писал уже в отроческие годы, но печататься начал лишь 25 лет, в 1959 году. На следующий год поступил в Московский литературный институт. Его главные поэтические книги: «Равнина», «Возвращение», «Лебедь у дороги». Умер в Москве в 1987 году.
- Я всегда говорю: «Поэты умирают, а их душа, мысли остаются в их стихах». Давайте обратимся к стихотворению «Отчий дом».
(стихотворение читает ученица)
В этом доме думают, гадают
Обо мне мои отец и мать,
В этом доме ждёт меня годами
Прибранная, чистая кровать.
В чёрных рамках – братьев старших лица
На белёных глиняных стенах…
Не скрипят, не гнутся половицы
Навсегда забыв об их шагах.
Стар отец, и мать совсем седая,
Глохнут дни под низким потолком…
Год за годом тихо оседает
Под дождями мой саманный дом.
Под весенним – проливным и частым,
Под осенним – медленным дождём…
Почему же все – таки я счастлив
Всякий раз, как думаю о нём?
Что ещё не все иссякли силы,
Не погасли два его окна,
И встаёт дымок над крышей синий,
И живёт над крышею луна.
Анализ стихотворения
- Какие строки этого стихотворения кажутся вам самыми главными?
( «Почему же все – таки я счастлив всякий раз, как думаю о нём?»)
Счастлив человек, если есть у него родной дом, отец и мать, где он родился и вырос, природа, одарившая его с детства впечатлениями на всю жизнь. И этот уголок земли спасает даже тогда, когда «свистят суровые бури»
Звучит стихотворение «Какие бури просвистели»
Какие бури
В мире просвистели,
Каким железом
Век мой прокричал!..
И вот в душе
Чуть слышно,
Еле – еле
Запел родник –
Начало всех начал.
И вот над краем
Дорогим и милым
Кричит петух…
Ах, петя – петушок,
Как вскинуть он старается
Над миром
Свой золотой,
Свой бедный гребешок!
Кого зовет он так
По белу свету,
Как будто знает –
Песнь его слышна,
И понимает –
Русскому поэту
Нужна земля
И родина нужна.
- Перечитаем 2-ю строфу. Какой образ рисует автор?
(образ петуха, его крик)
- А почему крик петуха?
(крик петуха – это символ рассвета, с наступлением которого уходили прочь темные силы, исчезала вся нечесть)
- К чему ещё возвращает нас крик петуха?
(он возвращает к прежнему порядку жизни, к своим истокам, к Родине)
- Кого же зовет так петушок по белу свету?
(всех, кто находится вдалеке от родимой земли, кто забыл дорогу к дому, свои истоки, нас с вами)
- Услышим ли мы его крик, отзовемся ли?
(будем надеяться, что услышим и отзовемся)
Учитель
А сейчас давайте вернемся к началу урока, к тем проблемным вопросам, которые мы перед собой поставили, и постараемся на них ответить.
- Что объединяет поэтов, творчество которых мы изучили сегодня на уроке?
(их объединяет чувство любви к родине, чувство совести, чувство сопричастности судьбам соотечественников и своей земле)
- Что такое истинная поэзия и кого можно назвать настоящим поэтом?
(учащиеся зачитывают свои размышления)
Истинная поэзия – это всегда беспокойная, тревожная совесть. Истинный поэт живет болью своей земли и своей эпохи.
Настоящий поэт всегда национален, глубоко человечен, чувство родины – его неотъемлемое качество. Настоящая поэзия возвышает человека, делает его лучше.
Истинная поэзия помогает разглядеть красоту, которая есть в каждом человеке, она соединяет духовность и нравственность.
- И последний вопрос. Что дорого этим поэтам и что питает их творчество?
(На этот вопрос я бы ответила словами Глеба Горбовского: «В родной земле, в её глубинах, в традициях народа – ищу силу для жизни и дыхание для творчества.)
- И в заключении. Какие поэтические строки, прозвучавшие сегодня на уроке, вы бы записали в свой личный дневник?
1.Я бы записала слова Г.Горбовского:
В родную землю – и лечь не страшно.
Страшней – утратить её навек.
2. А мне запали в душу слова Анатолия Передреева:
Русскому поэту
Нужна земля
И родина нужна.
3.А мне думается, чтобы мы не стали Иванами, не помнящими родства, нужно запомнить слова Владимира Кострова:
Нет участи твоей печальней,
Иван, не помнящий родства.
Заключительное слово учителя
Ну что же, ребята, спасибо за откровенный разговор на уроке. Помните, что свойства души русского человека в течение многих веков складывались под влиянием русской литературы. И я буду рада, если заветы русского поэтического слова найдут в вашей душе живой отклик и послужат вам в качестве жизненного образца.
Читайте русскую поэзию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе"Что такое любовь к Родине" (Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»)
На уроке ученикам предстоит решить, что же такое любовь к родине? Рассматриваем две точки зрения. Первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина...

Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе
Конспект урока литературы в 5 классе - Поэты 19 века о Родине, родной природе. Сопровождается мультфильмом, аудиозаписями, презентацией. Основное содержание- работа в группах, которые сравнивают стихо...

Урок литературы в 7 классе Н.Рубцов "Тихая моя родина"
Материал содержит конспект урока "Малая родина" в стихотворении Н.Рубцова "Тихая моя родина". Презентация из 16 слайдов насыщена портретами поэта, биографическими сведе...

Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...
урок литературы в10классе на тему: "Мне говорят:пиши о Родине,- как будто можно...не о ней?"
Разработка урока о русской поэзии, поэтах......
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Урок литературы в 5 классе. Поэты ХХ века о Родине и родной природе.
Урок литературы в 5 классеТема урока: Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе.Тип урока: урок усвоения новых знаний.1. Знакомство с творчеством Ивана Бунина «Помню долгий ...