Урок литературы в 7 классе Н.Рубцов "Тихая моя родина"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Материал содержит конспект урока "Малая родина" в стихотворении Н.Рубцова "Тихая моя родина". Презентация из 16 слайдов насыщена портретами поэта, биографическими сведениями о поэте, иллюстрации "малой родины" соответствуют строкам стихотворения, которое читает сам автор. Приложение: карточки для анализа стихотворения и теоретический материал "Изобразительные средства языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_n.rubtsov_tihaya_moya_rodina.rar | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Учитель: Соболева С.М.
Тема урока: «Малая родина» в стихотворении Н. М. Рубцова “Тихая моя родина»
УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2016.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы работы обучающихся: коллективная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: Портрет писателя, слова из стихотворения:
Тихая моя родина, я ничего не забыл.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Презентация, аудиозаписи mp 3: Марк Бернес «С чего начинается Родина», Н.Рубцов «Тихая моя родина», песня «Тихая моя родина» в исполнении трио «Реликт»; карточки (приложение 1,2)
Технологии: алгоритмического обучения с поэлементной отработкой действий, анализа результатов поэтапного формирования учебных действий, развивающего обучения, дифференцированного похода, индивидуально-личностного обучения, здоровьесбережения
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР): любовь к поэзии, «малой родине», наличие позитивной самооценки, самовосприятия, самоанализа (учебно
познавательный интерес к умению использовать в речевой практике новый материал и повторение ранее изученного
Метапредметные (МПР):
П —умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения; использовать полученную информацию с опорой на алгоритм и презентацию, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме по заданному началу текста;
Р — определять и формулировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку;
К — коммуникация как сотрудничество, работать в группе в соответствии с правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Предметные (ПР): активно использовать новый материал в анализе поэтического текста
Цель урока: чтение стихотворения;
- значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств;
- развивать навыки анализа поэтического текста;
- воспитывать любовь к «малой родине».
Ход урока:
- Эмоциональный настрой:
II. Ведение в урок: Урок мы свой начнем с замечательной песни на слова Михаила Матусовского муз. Вениамина Баснера
Слайд 1 песня «С чего начинается родина?»
- О чем мы будем сегодня говорить?
- О родине?
Родина… Отечество… Отчизна… — для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, — это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.
Чувство любви к Родине живёт в каждом из нас, но проявляется в разных обстоятельствах. У одних – при встрече с чем-нибудь необычным, исключительным, а у других это чувство осознаётся при встрече с чем-то привычным и будничным, внешне совсем неброским.
- Ребята, а что вы вкладываете в понятие «Родина»? Какие картины встают перед вами, когда вы слышите это слово?
III. Словесный портрет слова Родина (дом. задание)
IV. Сегодня мы будем говорить о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его “малой родины”.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 2 Тема урока: «Малая родина» в стихотворении Н. М. Рубцова “Тихая моя родина»
Какая цель нашего урока, что мы сегодня должны выполнить?
Цели урока: развивать навыки анализа поэтического текста, выразительно читать, учиться любить «малую родину».
V.Слайды 3-6 Сообщение учеников по биографии Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: “Сведений почти не имею”. С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.
Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадренный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.
Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издаёт первую книжку.
VI. Слайд 7 Словарная работа
VII. Знакомство со стихотворением Слайды 8- 12 Просмотр презентации
VIII.Работа в группах: анализ стихотворения по плану
- Тема стихотворения
- Каков лирический герой?
- Какие мысли и чувства выразил поэт?
- Какие художественные изобразительные средства языка он использовал для этого?
Эпитеты
— Родина тихая, жители ответили тихо, обоз проехал тихо.
Случайно ли несколько раз употреблено слово “тихо”?
(Лирический герой возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мама. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко?)
Трава яркая. Случаен ли этот эпитет? Какие чувства?
(Радость от встречи.)
— Новый забор перед школою.
“Тихая моя родина”, “мать моя здесь похоронена”. Обратите внимание на ещё один художественный приём — аллитерацию, то есть повторение звуков, с помощью которых рождается
Сравнения
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор.
— О чём говорит это сравнение?
(Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.)
Метафора
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
(Как и в детстве).
5.В каких строчках заключен основной смысл стихотворения?
(Тихая моя родина, я ничего не забыл.)
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
6.Какой предстает родина в стихотворении ?
IX Из истории создания. Слайд 13 Эти стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Чтение отрывка.)
“И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.
…Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…
Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?”
— Какая тема звучит в этом произведении?
(Тема “малой родины”. Что и у Рубцова в стихах.)
Какое родство душ, не правда ли?
- Скажите : ваши представления совпали с произведениями В. Белова и Н.Рубцова?
X. Малая Родина Село Подсопки
Просмотр фотографий. Выразите чувства восторга, любви к своей «малой Родине»
- Наше село очень красивое! Называется оно так, потому что лежит у подножия трех красивых сопок. Эта улица ведет к нашей маленькой деревянной, но такой родной школе. Мы любим свое село и гордимся им.
Заканчивая урок, составим синквейн о «малой родине»
XI. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Первый пример:
Родина.
Малая, большая.
Родиться, жить, помнить.
Место, где родился человек.
Отечество.
Второй пример:
Родина.
Великая, близкая.
Защищать, восхвалять, любить.
Родина там, где чувствуешь себя свободно.
Отчизна.
Прослушивание песни Тихая моя родина трио «Реликт»
XII. Рефлексия
Работа с карточками-тестами «Сам оцени себя»
Работа с индивидуальными карточками «Сам оцени себя»
Великолепно работал! Доволен своими результатами (5)
Многое у меня получилось, значит и то, что не получилось, я смогу! (4)
Я мог бы лучше! Надо подумать, что мне помешало!(3)
(с выбором смайликов)
XIII.Дома: прочитать стихи поэтов, на выбор выучить наизусть, краткое сообщение об одном из поэтов(на выбор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы по теме «С чего начинается Родина?»
Урок разработан в целях воспитания чувства патриотизма, долга перед Родиной, воспитания нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Разработка может быть использована в работе с с...
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).
В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)
Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" (6 класс)...
Урок литературы. 9 класс. М.Ю.Лермонтов - певец родины и свободы
Цели урока: прививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М.Ю.Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободн...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Технологическая карта урока литературы 5 класс "Косцы"И.А.Бунин. Образ Родины в рассказе.
Технологическая карта урока...