Открытый урок на тему "Уроки доброты в рассказе "Тихое утро"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Игнатьева Любовь Ивановна

"Уроки доброты в рассказе "Тихое утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Уроки доброты Юрия Казакова в рассказе «Тихое утро»

Тип урока:  Интегрированный урок.

Деятельностная  цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель фрагмента урока:  сформировать  знакомство представления обучающихся о тяжелых  условиях жизни крестьянских детей в 19 веке.

Предметные: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

Метапредметные:

-регулятивные: умение ставить учебные задачи, умение контролировать свои учебные действия и действия товарищей, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы.

-коммуникативные: воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, умение работать в паре, группе.

Личностные УУД
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Технологии: проблемное обучение, индивидуализация обучения.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник,.

Психологический настрой детей на урок.

- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.

Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века.

Творчество какого  писателя  мы начали изучать на прошлом уроке?

Давайте вспомним основные этапы  его биографии. Я предлагаю вам провести блиц-опрос ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИя

Блиц-опрос  по жизни и творчеству  Ю. Казакова.

Карточки с набором утверждений (приёмы: “продвинутая” лекция и верные – неверные утверждения).

Укажите, верны ли данные утверждения

№п/п

Утверждение

+/-

1

Юрий Петрович Казаков родился в Москве

 

2

Юрий Павлович Казаков родился в Москве

 

3

Казаков играл на виолончели и контрабасе

 

4

Казаков не имел музыкального слуха

 

5

Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького

 

6

Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др.

 

7

Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла”

 

8

Любимый жанр Юрия Казакова – роман

 

9

Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ

 

10

Юрий Казаков очень любил русский Север

 

11

После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги

 

12

После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали

 

Зачитываются правильные ответы. 1мин.

  Ребята, вернемся  к презентации. Перед вами картины известных русских художников. Внимательно посмотрите на картины.

Что объединяет все эти картинки? (Какая тема объединяет все иллюстрации?)  

- Как  иллюстрации соответствуют произведению, которое вы прочитали дома?

Послушаем стихотворение.

Ученик читает стихотворение И. Никитина

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

   Белый пар по лугам расстилается .

   По зеркальной воде, по кудрям лозняка

   От зари алый свет разливается.

   Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

   Чуть приметна тропинка росистая.

   Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг

   С листьев брызнет роса серебристая.

   Потянул ветерок, - воду морщит, рябит.

   Пронеслись утки с шумом и скрылися.

   Далеко, далеко колокольчик  звенит.

   Рыбаки в шалаше пробудилися,

   Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

   А восток всё горит-разгорается.

   Птички солнышка ждут, птички песни  поют,

   И стоит себе лес  улыбается.

Ваши впечатления. Что вы услышали и увидели? Какое утро у композитора? Какими словами это можно описать.

(покой, умиротворение,тишина, радость: легкое дуновение ветерка, шелест травы, крики птиц)

КАК МЫ МОЖЕМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО  УРОКА?

Тема:

-Какую учебную задачу мы должны решить сегодня на уроке?

Задача

А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя»

- Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»

2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»

3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.

4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

 Кластер

Доброта

Человечность

Великодушие

Жизнелюбие

Открытость

Сострадание

Взаимовыручка

Гуманизм

Откровенность

Честность

Сочувствие

Взаимопомощь

Доверие

Совестливость

Заботливость

Вывод: Итак,  слово гуманизм мы растолковали, нам еще предстоит выявить  и обозначить проблемы рассказа

Каждая из групп должна сейчас подготовить по 3 “тонких” и 3 “толстых” вопроса по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа.

Примеры тонких вопросов:

  1. Кого спас Яшка?
  2. Радовались ли мальчики наступившему утру и рыбалке?
  3. Что послужило поводом для ссоры?
  4. Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
  5. Что (какое действие) примирило мальчиков перед рыбалкой?
  6. Что в природе удивляет Володю?
  7. Что в природе радует Яшку?
  8. Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности?

Примеры толстых вопросов:

  1. Почему утро названо “тихим”?
  2. Почему Яшка обиделся на Володю?
  3. Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?
  4. Что заставило Яшку вернуться?
  5. Почему плакал Яшка после спасения Володи? Как это его характеризует?
  6. Что чувствовал Володя после спасения? Как это его характеризует?
  7. Сравните нравственные качества Яшки и Володи. Чем можно объяснить отличия?
  8. Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра?
  9. Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?

 Группы по очереди задают друг другу сначала тонкие, а затем толстые вопросы, и по мере озвучания вопроса отвечают на них. 10 мин.

Работа в группах

Словарная работа

Дети работают со словарём В.И.Даля. Слова и их лексическое значение записывают в тетрадь,

РИга – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай.

КосАрь – большой тяжёлый нож, который делается из обломков косы и применяется обычно для щепления лучины.

БочАг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток пересохшей реки.

КугА (или осОка) – болотное растение.

Составление сравнительной характеристики главных героев

- Мы с вами сегодня много говорили о главных героях. Сейчас, создавая сравнительную характеристику Яши и Володи, отметим общее и различное в поведении и характерах героев.
- Работаем по группам по следующему плану:
1) Внешний вид
2) Речь
3) Черты характера
4) Поведение

- Каждая группа записывает характеристику своего героя в тетради. Работаем параллельно: внешний вид Яши – внешний вид Володи. Проанализировали, проговорили вслух, записываем в тетрадь. Желательно, для характеристики находить цитаты в тексте.

СХВ

Нахождение и объяснение художественных приемов и средств в тексте

Какой художественный прием использует автор при описании природы?

    (антитеза:  туман – река звенела, омут  - порозовело)

 - Что означает слово «куга»? (осока), бочага (омут) ? Как называется такое     художественное средство? (диалекты)

- Какой художественный прием использует  автор при описании природы в начале рассказа и в конце ?

Антитеза: туман - «река звенела»,  омут -«река волновалась»,

   «тяжкие всплески»,  «черная вода – река порозовела».

Метафора:

- «Они прошли по деревне, и туман отступал… будто скупой хозяин»

Сравнение:

-«Деревня, будто пуховым одеялом была укутана»

Олицетворение :

«Тяжкие всплески»

(Я. – «жаворонок», волевой («переборол себя»)

- Какое выразительное средство использует здесь автор?

На доску креплю:        метафора

(Я. - ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)

- Какое выразительное средство использовано здесь?

На доску креплю:        разговорная лексика

( В.- неловкий, несобранный, медлительный)

     - Для чего автор часто использует разговорную лексику?

- Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.

- Дополните записи в тетради.

Обратите внимание на очень интересную деталь – <испачканные землей пальцы

С помощью этой детали начинает

уже вырисовываться образ деревенского мальчишки.

Заметьте, что автор постоянно называет мальчиков Яшка и Володя. Яшка – простой деревенский мальчишка

Название рассказа

Что заставило писателя выбрать название противоположное содержанию рассказа?

. Давайте сопоставим: «тихое утро» -  спокойное, умиротворяющее – страшные, бурные переживания Яшки и Володи на краю гибели. Почему это важно для автора? Какой литературный прием, построенный на противопоставлении,  использует автор?

Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.

обдуманно выбрал название «Тихое утро», чтобы антитеза, заложенная в названии, подчеркнула идею произведения.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"

Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...

Математическое утро "Числа вокруг нас"- открытый урок для родителей

Открытый урок по математике для родителей 17.11.2012 г....

2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"

Цель урока:   На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)...

Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....

Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)

Открытый урок – исследование   «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...