Открытый урок на тему "Уроки доброты в рассказе "Тихое утро"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«Уроки доброты Юрия Казакова в рассказе «Тихое утро»
Тип урока: Интегрированный урок.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цель фрагмента урока: сформировать знакомство представления обучающихся о тяжелых условиях жизни крестьянских детей в 19 веке.
Предметные: освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.
Метапредметные:
-регулятивные: умение ставить учебные задачи, умение контролировать свои учебные действия и действия товарищей, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать выполнение работы.
-коммуникативные: воспитывать культуру внимательного слушателя, уважительного собеседника, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, умение работать в паре, группе.
Личностные УУД
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
Технологии: проблемное обучение, индивидуализация обучения.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, портрет писателя, презентация, учебник,.
Психологический настрой детей на урок.
- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы этот урок принес вам только радость.
Мы продолжаем знакомство с творчеством русских писателей второй половины ХХ века.
Творчество какого писателя мы начали изучать на прошлом уроке?
Давайте вспомним основные этапы его биографии. Я предлагаю вам провести блиц-опрос ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИя
Блиц-опрос по жизни и творчеству Ю. Казакова.
Карточки с набором утверждений (приёмы: “продвинутая” лекция и верные – неверные утверждения).
Укажите, верны ли данные утверждения
№п/п | Утверждение | +/- |
1 | Юрий Петрович Казаков родился в Москве |
|
2 | Юрий Павлович Казаков родился в Москве |
|
3 | Казаков играл на виолончели и контрабасе |
|
4 | Казаков не имел музыкального слуха |
|
5 | Ю.П.Казаков учился в литературном институте им. М.Горького |
|
6 | Ю.П.Казаков написал книги “На полустанке”, “По дороге”, “Легкая жизнь”, “Голубое и зеленое”, “Запах хлеба”, “Арктур – гончий пес”, “Двое в декабре” и др. |
|
7 | Ю.П.Казаков написал книги: “Хорошее отношение к лошадям”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире”, “Кукла” |
|
8 | Любимый жанр Юрия Казакова – роман |
|
9 | Любимый жанр Юрия Казакова – рассказ |
|
10 | Юрий Казаков очень любил русский Север |
|
11 | После смерти Юрия Казакова продолжали печатать его книги |
|
12 | После смерти Юрия Казакова его книги больше не печатали |
|
Зачитываются правильные ответы. 1мин.
Ребята, вернемся к презентации. Перед вами картины известных русских художников. Внимательно посмотрите на картины.
Что объединяет все эти картинки? (Какая тема объединяет все иллюстрации?)
- Как иллюстрации соответствуют произведению, которое вы прочитали дома?
Послушаем стихотворение.
Ученик читает стихотворение И. Никитина
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается .
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом,- на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, - воду морщит, рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко, далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес улыбается.
Ваши впечатления. Что вы услышали и увидели? Какое утро у композитора? Какими словами это можно описать.
(покой, умиротворение,тишина, радость: легкое дуновение ветерка, шелест травы, крики птиц)
КАК МЫ МОЖЕМ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА?
Тема:
-Какую учебную задачу мы должны решить сегодня на уроке?
Задача
А) Викторина-физкультминутка «Узнай героя»
- Узнайте мальчиков по их описаниям. Если это Яша, встает 1-ый вариант. Если это Володя, встает 2-ой вариант.1) «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.»
2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!»
3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным.
4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».
Кластер
Доброта | Человечность | Великодушие | Жизнелюбие | Открытость |
Сострадание | Взаимовыручка | Гуманизм | Откровенность | Честность |
Сочувствие | Взаимопомощь | Доверие | Совестливость | Заботливость |
Вывод: Итак, слово гуманизм мы растолковали, нам еще предстоит выявить и обозначить проблемы рассказа
Каждая из групп должна сейчас подготовить по 3 “тонких” и 3 “толстых” вопроса по рассказу “Тихое утро”, исходя из гуманистической направленности нашего анализа.
Примеры тонких вопросов:
- Кого спас Яшка?
- Радовались ли мальчики наступившему утру и рыбалке?
- Что послужило поводом для ссоры?
- Как вначале поступил Яшка, увидев, что Володя тонет?
- Что (какое действие) примирило мальчиков перед рыбалкой?
- Что в природе удивляет Володю?
- Что в природе радует Яшку?
- Как проявляется у мальчиков чувство спасения от опасности?
Примеры толстых вопросов:
- Почему утро названо “тихим”?
- Почему Яшка обиделся на Володю?
- Почему Яшка, увидев, что Володя тонет, сначала убежал?
- Что заставило Яшку вернуться?
- Почему плакал Яшка после спасения Володи? Как это его характеризует?
- Что чувствовал Володя после спасения? Как это его характеризует?
- Сравните нравственные качества Яшки и Володи. Чем можно объяснить отличия?
- Зачем после рассказа о первой, неудачной попытке спасти Володю автор дает описание прекрасного тихого утра?
- Смог бы Яшка жить спокойно после смерти своего приятеля?
Группы по очереди задают друг другу сначала тонкие, а затем толстые вопросы, и по мере озвучания вопроса отвечают на них. 10 мин.
Работа в группах
Словарная работа
Дети работают со словарём В.И.Даля. Слова и их лексическое значение записывают в тетрадь,
РИга – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай.
КосАрь – большой тяжёлый нож, который делается из обломков косы и применяется обычно для щепления лучины.
БочАг – глубокая яма, залитая водой, или омут в реке; бочагом называют иногда и остаток пересохшей реки.
КугА (или осОка) – болотное растение.
Составление сравнительной характеристики главных героев
- Мы с вами сегодня много говорили о главных героях. Сейчас, создавая сравнительную характеристику Яши и Володи, отметим общее и различное в поведении и характерах героев.
- Работаем по группам по следующему плану:
1) Внешний вид
2) Речь
3) Черты характера
4) Поведение
- Каждая группа записывает характеристику своего героя в тетради. Работаем параллельно: внешний вид Яши – внешний вид Володи. Проанализировали, проговорили вслух, записываем в тетрадь. Желательно, для характеристики находить цитаты в тексте.
СХВ
Нахождение и объяснение художественных приемов и средств в тексте
Какой художественный прием использует автор при описании природы?
(антитеза: туман – река звенела, омут - порозовело)
- Что означает слово «куга»? (осока), бочага (омут) ? Как называется такое художественное средство? (диалекты)
- Какой художественный прием использует автор при описании природы в начале рассказа и в конце ?
Антитеза: туман - «река звенела», омут -«река волновалась»,
«тяжкие всплески», «черная вода – река порозовела».
Метафора:
- «Они прошли по деревне, и туман отступал… будто скупой хозяин»
Сравнение:
-«Деревня, будто пуховым одеялом была укутана»
Олицетворение :
«Тяжкие всплески»
(Я. – «жаворонок», волевой («переборол себя»)
- Какое выразительное средство использует здесь автор?
На доску креплю: метафора
(Я. - ловкий, энергичный («весело затрусил к риге»)
- Какое выразительное средство использовано здесь?
На доску креплю: разговорная лексика
( В.- неловкий, несобранный, медлительный)
- Для чего автор часто использует разговорную лексику?
- Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.
- Дополните записи в тетради.
Обратите внимание на очень интересную деталь – <испачканные землей пальцы
С помощью этой детали начинает
уже вырисовываться образ деревенского мальчишки.
Заметьте, что автор постоянно называет мальчиков Яшка и Володя. Яшка – простой деревенский мальчишка
Название рассказа
Что заставило писателя выбрать название противоположное содержанию рассказа?
. Давайте сопоставим: «тихое утро» - спокойное, умиротворяющее – страшные, бурные переживания Яшки и Володи на краю гибели. Почему это важно для автора? Какой литературный прием, построенный на противопоставлении, использует автор?
Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.
обдуманно выбрал название «Тихое утро», чтобы антитеза, заложенная в названии, подчеркнула идею произведения.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе по теме:Стихотворение А.С. Пушкина " Зимние утро"
Урок развития речи по картине Пластова......
Разработка открытого урока по литературе "И некому было крикнуть о помощи..." Ю.П. Казаков "Тихое утро"
Разработка открытого урока.Цель: воспитание нравственных качеств учащихся, таких как добро, сопереживание, смелость, любовь и уважение к человеку, сострадание.Проектная работа детей - создание презент...
Математическое утро "Числа вокруг нас"- открытый урок для родителей
Открытый урок по математике для родителей 17.11.2012 г....
2010 г. Открытый урок "Работа над художественным образом в произведении Э.Грига "Утро" из симфонической сюиты "Пер Гюнт"
Цель урока: На примере работы над произведением Э. Грига «Утро» научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани. Воспитывать творческую и исполнительскую инициативу. Вос...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)...
Конспект открытого урока по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Доброта и милосердие в рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприна"....
Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)
Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...