Открытый урок по литературе по теме:Стихотворение А.С. Пушкина " Зимние утро"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок развития речи по картине Пластова...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literature_v_6_klasse.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе в 6 классе.
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Дата проведения: 22 октября 2010 г
Цель: углубить первоначальное восприятие обучающихся, помочь им увидеть отражение в картинах природы душевного состояния, переживаний поэта; ПОМОЧЬ УВИДЕТЬ, КАК НЕ ПРОСТО СОЗДАЮТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА, совершенствовать умения и навыки выразительного чтения поэтического текста
Методические приемы: беседа по вопросам, творческая работа, выразительное чтение, объяснение учителя, закрепление теоретических знаний.
Оборудование: зимние пейзажи русских художников, портрет поэта.
Ход урока:
1.Вступительная беседа
Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется. И вот вы в это время еще в постели. Наслаждаетесь, отсыпаетесь за неделю. Но часов в одиннадцать начинает е ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и… Что же вы видите? Там за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу, и он облепил… Но тут я остановлюсь и сделаю отступление.
Как часто, имея глаза и уши, мы видим все, что нас окружает, слышим множество звуков, но не умеем вслушиваться и всматриваться, а значит, и замечать того, что доступно лишь некоторым: писателям, художникам, поэтам. А может, они и не особенные, может, этому можно в какой-то степени научиться, если быть повнимательнее, если поупражняться?
Вот вам творческая задача: представьте себе картину, которую вы увидели из окна своего дома в воскресное утро, постарайтесь ее нарисовать как можно точнее. Словами, конечно, но так, чтобы мы ее могли вообразить. Всего 5-6 предложений. На эту работу – пять минут. Только - чур! – не говорить: «белый снег», «голубое небо», «яркое солнце»
2.Творческая работа обучающихся и ее обсуждение
- Ну, что получилось? Кого мы послушаем?..
Вот видите, как это непросто! Не хватает слов. Так и просятся «белый снег», «яркое солнце», а еще что? А если предложить задачу потрудней: не просто описать словами картину, а так, чтобы получились стихи, да еще такие, чтобы нам сразу стало весело и мы полюбили не только природу, но и того, кто о ней рассказал. Вот такую сложную задачу решал Пушкин, когда писал стихотворение «Зимнее утро». Откуда же он взял нужные слова? Вот послушайте…
3. Выразительное чтение стихотворение учителем
4. Беседа по прочитанному
- Какие слова непонятны вам? (Запись на доске и в тетрадях устаревших и диалектных слов:
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть - приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
- К какой лирике отнесем это стихотворение? (К пейзажной)
- Это стихотворение о ком или о чем? ( О чем – о зимнем утре)
- Что же было вчера и что случилось сегодня с природой и человеком? (вчера вьюга злилась, мгла, тучи…и ты печальная сидела)
- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (радости, бодрости, восхищения природой)
- На основании чего вы сделали вывод, что стихотворение проникнуто хорошим настроением?
Что значит хорошее настроение?
- Как о нем узнают другие? Вы же не говорите: «мне хорошо, мне весело» или «мне плохо», скучно
Пояснение учителя: Это внутреннее психическое состояние человека, которое не является постоянным и неизменным.
Настроение выражается в том, как человек относится к другим, как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир
5. Построение стихотворения.
- Можно ли в стихотворении выделить какие-либо части? О чем они? (описание утра, лес, небо, снег..)
- А люди в стихотворении есть? ( подруга лирического героя и он сам)
- К кому обращается поэт в 1 части стихотворения? (Обращение поэта к любимой, к другу. Поэт подбирает особо звучные и яркие определения)
- Как называет подругу поэт? (друг прелестный, красавица, звезда севера)
Пояснение учителя: этим автор передает силу своего чувства. Все эти обращения свидетельствуют о его светлом настроении, о счастье, которое переполняет душу поэта
- Что мы наблюдаем во 2 части стихотворения? (вчерашняя непогода, подавленное душевное состояние…)
- Представьте себе, что в стихотворении не было бы 2 строфы – воспоминание о вчерашнем ненастье. Изменилось бы от этого стихотворение? (да, исчезло бы ощущение удивления, неожиданности)
Пояснение учителя: А потому и красота морозного солнечного утра не вызывала бы такой радости.
Картина, нарисованная во 2 строфе, противопоставлена карт ине утра.
Не случайно это вечер и утро: вечер – это конец, темнота, умирание. Утро – рождение нового, начало, рассвет
- С какой целью поэт использует контрастное описание природы? (Подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей)
- Сравните в 1 и 2 строфах слова, передающие настроение: злилась мгла, бледное пятно, мрачные тучи, ты печальная..
И – чудесный, великолепный, блестит, озарена, веселым, приятно
Пояснение учителя: Автор противопоставляет части явления, цвета, звуки. Это называется антитезой
- Понаблюдаем, как выражен этот контрасту Пушкина (на доске запись)
а) контраст цвета
мгла - сверкающий снег
мрачные тучи - прозрачный лес
желтое пятно луны - ослепительное солнце, голубой,
зеленый
б) контраст звука
вьюга злилась - веселый треск печки
в) контраст настроения
вчера «печальная сидела» - «приятно думать»
Пояснение учителя: Начало зимы стало событием не только природной, но и душевной жизни
- Постепенно автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера.
Запишите в тетрадях: интерьер - внутренне пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство)
Понаблюдаем, как передается ощущение покоя домашнего очага.
- Можно ли услышать, что происходит в доме?
Веселым треском
Трещит затопленная печь
- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? (согласные звуки «т», «р», «щ», «с»)
Пояснение учителя: Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией
6. Изобразительно-выразительные средства речи
- Какие изобразительные средства (тропы) использует автор в стихотворении? (сравнения)
- Найдите сравнения в тексте (луна как бледное пятно, великолепными коврами…)
- Какие эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? (однокоренные слова «блестя», «блести», «блеском», передают ощущение праздничности, нарядности природы) (эпитеты: «милый» –«друг милый», и «берег милый для меня»
- Куда стремится лирический герой из уютной комнаты? (Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора)
Пояснение учителя: В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.
7. Интонационный строй стихотворения
- Переходим к выразительному чтению стихотворения «Зимнее утро»
- С каким настроением будем читать 1 строфу? ( бодро, весело, с чувством радости)
- Как и почему меняется настроение во 2 строфе? (создается мрачное настроение, печально)
Пояснение учителя: стихи здесь будут звучать немного монотонно, глуховато, картины как бы нанизываются одна на другую с помощью перечислительной интонации: вьюга, мгла, луна… А после слов «и ты печальная сидела наступает перелом. Его надо подчеркнуть паузами:
И ты печальная сидела (пауза) –
А нынче (пауза) погляди в окно …
(от печальных воспоминаний мы переходим к светлой радости)
- С каким чувством мы прочитаем 3, 4 5 строфы? (светло и радостно, волшебство, блеск, все сверкает…)
Пояснение учителя: Далее чувство радости растет и требует движения, хочется навестить милые сердцу места.
Вывод: В своем стихотворении «Зимнее утро» поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой. А.С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа.
Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы.
8. Чтение стих по цепочке.
9. Оценки за урок (С КОММЕНТАРИЕМ)
10. Дом. задание: (выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрации к нему)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").
Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...
Разработка урока по литературе на тему "Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне"
Данная разработка поможет учителю в интересной форме разобрать материал, связанный с событиями Великой Отечественной войны. Урок сопровождается презентацией, включает в себя проектное задание учеников...
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" "
Разработа урока по литературе 7 класс. Внеклассное чтение А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка"...
Урок литературы в 6 классе "А.С.Пушкин "Зимнее утро""
Проект урока содержит технологическую карту урока по ФГОС, раздаточный и иллюстративный материал. На данном уроке обучающиеся не только овладевают умением анализировать поэтический т...
Открытый урок по литературе "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
Открытый урок посвящен жизни и творчеству А.С.Пушкина. Цели урока:Обучающие: познакомить с основными этапами жизни и творчества А.С.ПушкинаРазвивающие: совершенствовать навыки литератур...
Конспект урока по литературе на тему «Стихотворения отечественных поэтов XIX–ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной. С. А. Есенин «Сыплет черемуха снегом...»
Конпект урока на по литературе на тему "С.А. Есенин "Сыплет черемуха снегом..."...