Учебное занятие по литературе
план-конспект урока по литературе
Тема: «На военных дорогах: стихи о Великой Отечественной войне».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy.docx | 12.98 КБ |
razgovor_s_sosedkoy.docx | 15.21 КБ |
stihi.docx | 20.44 КБ |
podcherknite_karandashom_fakty.docx | 13.04 КБ |
urok_na_voennyh_dorogah.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
1ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Чем страшна война?»
2 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Как проявлялось мужество на дорогах войны?»
3 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «О ком думали солдаты на фронте?»
1ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Чем страшна война?»
2 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Как проявлялось мужество на дорогах войны?»
3 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «О ком думали солдаты на фронте?»
1ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Чем страшна война?»
2 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Как проявлялось мужество на дорогах войны?»
3 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «О ком думали солдаты на фронте?»
Предварительный просмотр:
Ольга Берггольц РАЗГОВОР С СОСЕДКОЙ Дарья Власьевна, соседка по квартире, сядем, побеседуем вдвоем. Знаешь, будем говорить о мире, о желанном мире, о своем. Вот мы прожили почти полгода, полтораста суток длится бой. Тяжелы страдания народа — наши, Дарья Власьевна, с тобой. О, ночное воющее небо, дрожь земли, обвал невдалеке, бедный ленинградский ломтик хлеба — он почти не весит на руке… Для того чтоб жить в кольце блокады, ежедневно смертный слышать свист — сколько силы нам, соседка, надо, сколько ненависти и любви… Столько, что минутами в смятенье ты сама себя не узнаешь: «Выдежу ли? Хватит ли терпенья? — «Выдержишь. Дотерпишь. Доживешь». Дарья Власьевна, еще немного, день придет — над нашей головой пролетит последняя тревога и последний прозвучит отбой. . | И какой далекой, давней-давней нам с тобой покажется война в миг, когда толкнем рукою ставни, сдернем шторы черные с окна. Пусть жилище светится и дышит, полнится покоем и весной… Плачьте тише, смейтесь тише, тише, будем наслаждаться тишиной. Будем свежий хлеб ломать руками, темно-золотистый и ржаной. Медленными, крупными глотками будем пить румяное вино. А тебе — да ведь тебе ж поставят памятник на площади большой. Нержавеющей, бессмертной сталью облик твой запечатлят простой. Вот такой же: исхудалой , смелой, в наскоро повязанном платке, вот такой, когда под артобстрелом ты идешь с кошелкою в руке. Дарья Власьевна, твоею силой будет вся земля обновлена. Этой силе имя есть — Россия Стой же и мужайся, как она! 5 декабря 1941 |
Предварительный просмотр:
Юлия Друнина ЗИНКА Памяти однополчанки — Героя Советского Союза Зины Самсоновой 1 Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть. Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле. - Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет. У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна. Старой кажется: каждый кустик Беспокойную дочку ждет... Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет. Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!" Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет. 2 С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен. В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон. Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракам Через смертные рубежи. Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить. ...Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит? Ее тело своей шинелью Укрывала я, зубы сжав... Белорусские ветры пели О рязанских глухих садах. | 3 - Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет. Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет. У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна. Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна. И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла. ...Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?! 1944 | Константн Симонов ЖДИ МЕНЯ, И Я ВЕРНУСЬ... Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души... Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. 1941 |
Анна Ахматова МУЖЕСТВО Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 23 февраля 1942, Ташкент | Алексей Сурков «Связист» Осенний день безветрен был и хмур. Дрожал от взрывов подмосковный лог. Связист зажал зубами шнур И за сугроб, отстреливаясь, лег. Лишь через час его в снегу нашли. В больших глазах застыла синева. Меж мертвых губ по проводу текли Живой команды твердые слова. Связист и в смерти не покинул пост, Венчая подвигом свой бранный труд. Он был из тех, кто, поднимаясь в рост, Бессмертие, как города, берут. 1941 | Павел Шубин ШОФЕР Крутясь под “мессершмиттами” С руками перебитыми, Он гнал машину через грязь От Волхова до Керести, К баранке грудью привалясь, Сжав на баранке челюсти. И вновь заход стервятника, И снова кровь из ватника, И трудно руль раскачивать, Зубами поворачивать… Но – триста штук, за рядом ряд – Заряд в заряд, снаряд в снаряд! Им сквозь нарезы узкие Врезаться в доты прусские, Скользить сквозными ранами, Кусками стали рваными… И гать ходила тонкая Под бешеной трёхтонкою, И в третий раз, сбавляя газ, Прищурился фашистский ас. Неслась машина напролом, И он за ней повёл крылом, Блесной в крутом пике блеснул И – раскоколося о сосну… А там… А там поляною Трёхтонка шла, как пьяная, И в май неперелистанный Глядел водитель пристально: Там лес бессмертным обликом Впечатывался в облако, Бегучий и уступчатый, Как след от шины рубчатой. Мясной Бор, Май 1942 г. |
Предварительный просмотр:
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом – слова, вселяющие силу и веру в победу.
Предварительный просмотр:
Тема: «На военных дорогах: стихи о Великой Отечественной войне».
Цели: расширить представления обучающихся о поэзии и публицистике, написанных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Обучающие: расширить знания о Великой Отечественной войне, познакомить со стихотворениями поэтов-фронтовиков, публицистикой военных лет.
Развивающие: развивать познавательную активность обучающихся, творческие способности, коммуникативные и информационные компетентности.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции обучающихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, чувство благодарности участникам войны.
Добрый день, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня у нас много гостей, и мы, как хозяева, постараемся, чтобы впечатления от урока остались самые положительные. Давайте для начала подарим друг другу улыбки. | |
Откройте тетради, запишите число. «Классная работа». Определите своё состояние. Посмотрите на доску. Поднимите ту цифру, которая соответствует вашему настрою. Надеюсь, что с таким настроем у вас все получится. | «5»- настрой отличный, буду активен. «4»- буду активен, но немного сомневаюсь в своих силах. «3»- настроения нет отвечать, буду других слушать. |
А теперь внимание на экран. - Какому периоду истории посвящена эта песня? Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о дорогах войны. | Ссылка Видеоряд «Эх, дороги» (1мин) |
Запишите первую половину темы. Так как мы не на уроке истории, а на уроке литературы, то и на войну будем смотреть глазами…А вот чьими - поэтов или писателей - вы определите сейчас сами и допишите название темы. Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. 1943 - Итак, как звучит тема урока? - Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами? (узнать новые стихи, посмотреть, как изображается война) | На экране появляется «На военных дорогах: Стихи о войне Рассказы о войне Название темы полностью |
Давайте подберем эпиграф к теме. - Вспомните, что такое эпиграф. - Проверим правильность наших мыслей с помощью литературоведческого словаря на стр. 312. -Эпиграф же мы с вами найдем в тексте интервью одного из поэтов –Юрия Разумовского. Поработаем с его рассуждениями о войне и поэзии на стр. 162. - Чтение вслух. Читаем громко, четко, выразительно. - Какие слова мы возьмем как эпиграф? Запишите по образцу (СЛАЙД). | Стихи о войне - это школа мужества. Ю.Г.Разумовский |
А сейчас вашему вниманию будет представлена небольшая литературная композиция из стихов о Великой Отечественной войне. Их авторы прошли трудными дорогами войны и во время этого пути делились с соотечественниками своим творчеством. | Выходят ребята, читают стихи, называя автора, название, год. На экране появляются портрет, автор, название, |
В тетради у вас появляется название стихотворения и его автор. После того как ребята закончат выступление, вам нужно будет ответить на вопрос, который у вас на парте. | 10 минут – композиция. |
- Какое стихотворение вас больше всего затронуло за душу? Спасибо, ребята, садитесь, вы получаете «5». Пока звучит музыка, примерно 3 минуты, вам нужно записать ответ на вопрос. 1ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Чем страшна война?» 2 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «Как проявлялось мужество на дорогах войны?» 3 ряд. Опираясь на содержание прослушанных стихотворений, ответьте на вопрос: «О ком думали солдаты на фронте?» Слушаем три ответа. | Фоном музыка. 25 минут прошло. |
Но не только о фронтовых буднях рассказывает военная поэзия. Сейчас вы поработаете в парах со стихотворением Ольги Берггольц «Разговор с соседкой», написанном в блокадном Ленинграде. Мы сейчас услышим голос самой Ольги Берггольц. Читая и слушая стихотворение, подчеркните карандашом факты, которые говорят о тяжелой блокадной жизни. И красным карандашом–слова, вселяющие силу и веру в победу. (5 минут) Беседа по стихотворению. - Как вы думаете, как стихи Ольги Берггольц помогали ленинградцам? | 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года слайд 10 минут |
Наш разговор о военных дорогах, представленных в поэзии, подходит к концу. - Давайте проверим, как вы запомнили поэтов, прошедших военными дорогами.Фото автора – назвать + стихотворение - Как вы думаете, как поэзия помогала в годы войны? | |
Оцените свою работу на уроке. (оценки) | |
Домашнее задание: (на выбор) На выбор миниатюра
Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...
Проект учебного занятия по литературе в 10 классе
Тема учебного занятия: Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина.Тип урока: анализ эпического произведенияЦель и ожидаемый результ...
Конспект учебного занятия по литературе "Любовная лирика Федора Ивановича Тютчева"
Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятиию по теме "Любовная лирика Федора Ивановича Тютчева....
Учебное занятие по литературе "Путешествие в страну "Фольклорию" 5 класс
Обобщающее учебное занятие по литературе 5 класс "Путешествие в страну "Фольклорию" по теме: "Устное народное творчество"...
Применение здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по литературе Республики Коми
Использование здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по литературе Республики Коми и их польза для формирования здоровья обучающихся...
технологическая карта учебного занятия по литературе
Конспект урока по литературе. «И.А. Крылов. Басня « Волк на псарне»....
Проект учебного занятия по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Т.М. Усановой р.п. Курагино Красноярского края
ПРОЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по литературе 6 класс, разработанный учителем русского языка и литературы МБОУ КСОШ №3 Усановой Татьяной Матвеевной. Тема раздела: Русская литература XX века. Т...