Конспект учебного занятия по литературе "Любовная лирика Федора Ивановича Тютчева"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Будаева Татьяна Анатольевна

Данный материал можно использовать при подготовке к учебному занятиию по теме "Любовная лирика Федора Ивановича Тютчева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubovnaya_lirika_tyutcheva.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Литература

Тема: Любовная лирика Федора Ивановича Тютчева

Цель занятия:

Методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности студентов путем организации их самостоятельной работы на занятии (работа в мини-группах) и использование материалов, проработанных самостоятельно во внеурочное время

  • обучающая — познакомить с личной жизнью Ф.И. Тютчева и ее отображением в стихах, показать на примере стихотворений поэта всю глубину и силу любви, ее трагизм
  • развивающая — развивать связную монологическую речь, умение аргументированно отвечать на вопросы, формировать исследовательские компетенции, совершенствовать навык выразительного чтения наизусть
  • воспитывающая — воспитывать бережное отношение к чувствам, пробуждать интерес лирике поэта

Оборудование: портреты Ф.И. Тютчева, его возлюбленных (Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Е.А. Денисьевой), тексты стихов Тютчева, раздаточный материал в виде таблицы

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский (при анализе лирического текста)

Уровни усвоения знаний, учебной информации:

  1. восприятие, осознание, фиксация информации
  2. усвоение способов применения по образцам
  3. творческое применение знаний при анализе текста

                                                        

        

                                                Пускай скуднеет в жилах кровь,

                                                Но не скуднеет в сердце нежность...

                                                                                Ф.И. Тютчев

Ход учебного занятия:

1. Слово преподавателя:

I. Организационный этап 

(Преподаватель приветствует группу, отмечает отсутствующих)

II. Этап целеполагания

(Преподаватель ставит учебные задачи, показывает содержание отрабатываемых вопросов по теме)

Введение в тему

Сегодня мы поговорим о том, без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленнной… Это любовь. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь?  То чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать,  помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное.

Любовь - это та сила, которой движется жизнь, которая питает всё живое, которая помогает человеку выжить.

Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, о ней будут говорить и через много-много лет.

Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке ("История любви", "Сентиментальный вальс " Чайковского), живописи ("Мадонна" Рафаэля, "Джоконда" - Леонардо да Винчи ) и, конечно, литературе. Ведь во все времена писатели и поэты пытались найти «формулу» любви, ответить на вопрос: что же такое любовь.

Целевые установки:

Обратите внимание на доску: там записаны своеобразные «формулы» любви, слова о любви всемирно известных художников слова, как зарубежных, так и русских поэтов и писателей.

Преподаватель читает цитаты вслух:

1. «Тебе любовь - как высшая награда…» (Франческо Петрарка (1304-1374) - ист. поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)

2. «Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане».  (Уильям Шекспир (1564 - 1616) — великий англ. драматург, поэт, актёр)

3. «Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём» (М. Пришвин (1873 - 1954))

4. «Только влюблённый имеет право на звание человека» (А. Блок (1880 - 1921))

Любовь неотделима от жизни, она её основа. Итак, кто только не писал о любви, не пытался разгадать её загадку, найти её «формулу»! Конечно, пытался это сделать и Федор  Иванович Тютчев, в творчестве которого тема любви занимает особое место.

Продолжая знакомиться с творчеством Тютчева, сегодня мы поговорим о его любовной лирике, определим, какого его представление о любви (его «формулу» любви) и как оно отразилось в его творчестве.

Тема учебного занятия: «Любовная лирика Ф. И. Тютчева» (тему занятия студенты формируют сами)

1. Слово преподавателя: 

Целевая установка: (Работа с портретами)

Посмотрите на их портреты, на тех, кто удостоился внимания поэта, кому посвящены лучшие его строки.

На доске портреты: Амалия Крюденер, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Елена Александровна Денисьева

Благодаря общению с этими женщинами, Тютчев создал изумительные любовные стихи. Не случайно выбран эпиграф:

                                        Пускай скуднеет в жилах кровь,

                                                Но не скуднеет в сердце нежность...

Запись эпиграфа в тетрадь.

Вся жизнь Тютчева в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений.

В любовной поэзии Тютчева, в отличие от лирики природы, появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев. (запись в тетрадь)

Среди его стихов есть такие, которые он посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой.

Имя Федора Ивановича Тютчева вы открыли для себя как новый мир, как новую планету. Тютчев поэт любви, нежности, страдания и счастья, преданности и воплощенной в любви вечности. После смерти его первой жены Элеоноры на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения.

Эти звезды – две женщины – Эрнестина Федоровна (Нести) Дернберг и Елена Александровна Денисьева (Леля). (Студенты слушают, воспринимают)

На экране портреты этих женщин.

- Нам сегодня нужно ответить на вопрос: «Что есть любовь? Это благо или…?»

Группа I курса разбита на 4 мини-группы, в каждой есть координатор, который руководит работой, консультируется с преподавателем, оценивает студентов  внутри мини-группы

2. Работа в малых группах и защита проектов

1 группа — сообщение об Амалии Крюденер, (чтение стихотворения «Я встретил вас и все былое...»

Под влиянием любви к очаровательной графини Амалии Лерхенфельд, первой любви, возникло стихотворение «Я встретил Вас и всё былое...» Тютчев поставил впереди две определённые буквы: "К.Б.", которые обозначают сокращение переставленных слов: баронессе Крюденер. Несмотря на сильную страстную любовь поэта, по настоянию своей матери, Амалия, питавшая нежные чувства к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с бароном Крюденером, а Тютчев продолжал надеяться. Это стихотворение было написано после случайной встречи уже в июле 1870 года, через 37 лет после их знакомства.

«Живая»  картина

Представьте себе: "Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое: зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и тёмноволосый мужчина. Это Тютчев и Амалия Крюденер. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое.

Это стихотворение было замечено многими русскими композиторами (слушаем романс в исполнении И. Козловского и отвечаем на вопросы):

1. Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

2. Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

Прослушивание грамзаписи.

Вывод студентов:  Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств; чувство любви сравнивается с весною; тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: «С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты...» Вообще, мотив памяти, воспоминания один из главных в любовной лирике Тютчева, о чём свидетельствуют такие стихи: «Я встретил Вас и всё былое...», «Я помню время золотое...», «Сей день, я помню для меня...» - запись в тетрадь

2 группа – сообщение об Элеоноре Петерсон, Эрнестине Дернберг  (чтение стихотворений «Ещё томлюсь тоской желаний», «Люблю глаза твои, мой друг»)

5 марта 1826 года состоялась свадьба Тютчева и вдовы русского дипломата - Элеоноры Петерсон. В этом браке родилось трое детей. Прожив 12 лет в браке, Элеонора умерла. По этому поводу он пишет стихотворение «Ещё томлюсь тоской желаний».

Ещё томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой,

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

И всё же любовь к этой женщине не смогла целиком заполнить душу поэта и в июле 1839-го Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Ей он посвятил стихотворение:  «Люблю глаза твои, мой друг»:

Люблю глаза твои, мой друг

С игрой их пламенно- чудесной,

Когда их преподымешь вдруг,

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг.

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Вывод студентов:  Глаза - это зеркало души. В стихах Тютчева к устойчивой лексике часто добавляются слова: очи, глаза, взгляд; а также встречается архаичная лексика: ниц, лобзанья, огнь.

3 группа- сообщение  о Елене Александровне Денисьевой  (чтение стихотворения «О, как убийственно мы любим»

Большое место в любовной лирике Тютчева занимает так называемый «Денисьевский цикл», который посвящён Елене Александровне Денисьевой. Вообще, 50- е годы были для Тютчева годами высшего творческого подъёма, связанные с сильными душевными переживаниями. В 1850 году, когда Тютчеву было 47 лет, началось наиболее значительное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. В этом году он знакомится с Е. А. Денисьевой, девушкой 24-х лет. Быстрое и страстное увлечение, возникшее с обеих сторон, привело к связи, которая длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако, Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда мы не смог решиться на это. Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Да, именно так начиналась их любовь - с краха и жертвы. В «Денисьевском цикле» много личного, выстраданного самим поэтом. И вот одно из них: «О, как убийственно мы любим...».

Вывод студентов: Любовь для Тютчева -  сильное чувство. Соблазн запретной любви Тютчев ставил выше любви «невинной». Саму страсть он называет «буйной слепотой» и отождествляет её с ночью. Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти. Любовь - это источник жизни...: "О, как убийственно мы любим..." - это значит любить сильно, порой до изнеможения. (запись в тетрадь)

3. Работа с таблицей, подбор цитат

Преподаватель: стихи о любви у Тютчева можно определить вот так: (смотрим на таблицу); У всех студентов матрица таблицы находится на рабочих столах.

1. Любовь - жизнь, вдохновение;

2. Любовь - опыт;

3. Любовь – начало жизни и новый мир;

4. Любовь как физическое влечение;

5. Любовь — воспоминание;

6. Любовь - благодать.

(Студенты работают в мини-группах, самостоятельно находят необходимую информацию, ее анализируют, систематизируют, структурируют и классифицируют, проводят исследование; заполняют таблицу цитатами из стихотворений поэта, и их зачитывают).

Пресс-центр работает по оформлению таблицы. Они же готовят мини-сборник с тематическим подбором стихов поэта о любви, выставляют заранее приготовленную газету о Ф.И. Тютчеве, координаторы заполняют таблицу- список в своих мини-группах, выставляют оценки.

4. Студенты аргументированно отвечают на вопросы, делают выводы:  Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Слово «рок» не раз появляется в стихотворениях Тютчева: «Две силы - есть две роковые страсти», - скажет поэт. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь, как и настоящее творчество, не может существовать без препятствий, без страданий. В мире, где любовь должна бы по своей природе давать счастье, она приносит страдание, оказывается не гармонией, а борьбой, поединком, осознанием себя как слепого орудия судьбы. (запись в тетради: Любовь - по Тютчеву - это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность).

Заключительное слово преподавателя  (на фоне «Сентиментального вальса» Чайковского):

Поэзия Тютчева принадлежит к числу лучших созданий русского поэтического гения.

Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца. Через сто лет после смерти Тютчева наш современник Андрей Вознесенский скажет: «Жизнь не туманна - она железна». В этих словах глубинная сущность многих тютчевских исповеданий. И для того, чтобы выстоять в этой «железной» жизни, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Потому поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим.

Именно поэтому наше сегодняшнее занятие хотелось бы закончить словами, вынесенными в эпиграф:

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но не скудеет в сердце нежность...

Домашнее задание:  Выучить наизусть стихотворение «Она сидела на полу...», сделать письменный анализ, выполнить творческую работу (кроссворд, тест, стенгазету...)

5. Подведение итогов занятия. Выставление оценок


Использованная литература:

1.  Литература /Под ред. Обернихиной Г.А. Учебник. – М.: «Академия», 2009.

2.  Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. - М.: «Просвещение», 2006.  

3.   Сборник стихотворений Ф.И. Тютчева

ТАБЛИЦА С ЦИТАТАМИ

Название стихотворения

Тема

Цитаты

"К.N"

Любовь - жизнь,

вдохновение

Но для меня сей взор благодеянье;

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне:

Он нужен ей, как небо и дыханье

"K NN"

Любовь - опыт

Благодаря и людям, и судьбе,

Ты тайным радостям узнала цену,

Узнала свет: он ставит нам в измену

Все радости… Измена льстит тебе

«Сей день я помню»

Любовь - начало жизни и новый мир

И вдруг, как солнце молодое,

Любви признанье золотое
Исторглось из груди ея…

И новый мир увидел я!...

«Люблю твои глаза, мой друг»

Любовь как физическое влечение

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

«Еще томлюсь тоской желаний»

Любовь - воспоминание

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой, –

И в сумерках воспоминаний

Еще ловлю я образ твой…

Не знаю я, коснется ль благодать

Любовь-благодать

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, мое земное провиденье!...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы из жизни Федора Ивановича Тютчева

Презентауия к уроку : "Страницы из жизни Ф.И.Тютчева."...

Рисунки к стихам Федора Ивановича Тютчева "Времена года", выполненные учащимися 7а класса

В 2013 году при подготовке к школьной логопедической конференции учащиеся 7а класса  ГБС(К)ОУ  школы - интерна т№ 20 Петроградского района Санкт - Петербурга нарисовали сюжеты к стихаи Федор...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

Презентация «Жизнь и творчество Федора Ивановича Тютчева»

Презентация посвящена жизни, творчеству, личности Федора Ивановича Тютчева. Она содержит подробный иллюстративный и биографический материал. Представленная в презентации информация в наглядной и досту...

Этапы биографии и творчества Федора Ивановича Тютчева 6 класс

Презентация о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева...