Технологическая карта урока литературы
методическая разработка по литературе (11 класс)
Данный урок проводился в рамках семинара по духовно-нравственному воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_11_klass.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: Семья в русской литературе 19 века
Класс: 11
Автор: Боброва Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №17» города Петушки
УМК: Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Ланин Б.А, Устинова Л.Ю— М., Дрофа, 2017.
Планируемые результаты:
личностные: осознание безусловной ценности семьи, дома как важнейших составляющих национальных духовных традиций; понимание и принятие необходимости таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
предметные: понимание сквозной темы «Семья в литературе 19 века», авторской трактовки образа; создание самостоятельного устного монологического высказывания на предложенную тему; сопоставительный анализ произведений с точки зрения решения в них заявленной темы.
метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; формулирование обобщённых выводов; самостоятельная организация работы с различными источниками информации.
Виды учебной деятельности:
рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов художественных произведений;
репродуктивная: осмысление сюжетов произведений с точки зрения заявленной темы урока;
поисковая: подбор текстового материала, необходимого для аргументации;
исследовательская: сопоставительный анализ произведений писателей Х1Х века, в которых нашла воплощение тема семьи.
Приемы: слово учителя, аналитическая беседа.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 минута | Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. | Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Коммуникативные: оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. |
II. Мотивация 3 минуты | Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. Стимулирование положительной самооценки перспектив включения в УД. К уроку вы должны были подобрать эпиграфы великих людей о семье. Какие из них, на ваш взгляд, подходят к теме урока? Почему? | Слушают внимательно учителя. Отвечают на вопросы. Работают с эпиграфами, которые подобрали к уроку. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
5 минут | Выступает со вступительным словом, в котором сообщает, чему будет посвящен сегодняшний урок. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни отца и матери. Важно помнить, что духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей. Несомненно, что семья играет решающую роль в становлении человека. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет герой. - Ребята! Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «СЕМЬЯ»? Чем для вас является ваш родной дом? На ваших столах находятся бумажные цветы, в центре каждого цветка слово «Семья», на лепестках допишите слова, соответствующие вашим представлениям об идеальной семье. .
| Слушают учителя. Рассуждают о предстоящей теме урока и его целях. Составляют кластер и защищают его.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: самоопределение в целях учебной деятельности. Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка. |
IV. Этап актуализации | Создаёт проблемную ситуацию. Актуальна ли заявленная тема? Почему? А какой же смысл вкладывали в понятие семьи писатели Х1Х века? Как раскрывалась ими тема Семьи? На эти вопросы предстоит ответить на сегодняшнем уроке. Слушает ответы учащихся и обобщает их. Многие философы XIX века считали семью маленьким государством в государстве, в котором развивается и формируется человек, гражданин, личность.Русские писатели 19 века были едины в главном - в семье происходит утверждение нравственных устоев, переходящих из поколения в поколение. Необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания. А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы. | Отвечают на поставленный учителем вопрос. Индивидуальные сообщения по заявленной теме. 1 группа - изображение семьи в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2 группа – образ семьи в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» 3 группа – семья в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. 4 группа – «Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого. Обсуждают в группах и делают выводы. Записывают выводы по уроку в тетрадь. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V. Рефлексивно - oценочный этап 5 минут | Организует рефлексию. Предлагает выразить впечатление от урока, письменно продолжив фразу: «Чтобы построить крепкую счастливую семью, надо…» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему). | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. рефлексия; оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний). |
VI. Домашнее задание. 1 минута | 1.Написать эссе на тему « Рецепты счастливой семьи». 2.Написать синквейн «Моя семья» | Слушают и записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.
Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети». Тип урока: вступительный (опережаю...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...
Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"
Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс
технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.
Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...
Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...