Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Утёс" и "Листок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vyrazheniya_temy_odinochestva_v_lirike_m.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе по теме:
«Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)».
Цели:
- закрепление понятия мотива и темы в лирике;
- выявление лейтмотива лермонтовских стихотворений; расширение представления о творчестве Лермонтова; формирование навыков анализа поэтического текста;
- развитие у обучающихся навыков выразительного чтения, расширение понятийного литературоведческого аппарата; аналитических способностей;
- воспитание стремления к знаниям, привитие любви к поэзии, ценностного отношения к своему культурному наследию.
Этапы урока Цели | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||
Взаимное приветствие, выявление готовности к уроку | - Здравствуйте! Желаю вам творческих успехов и вдохновения. | Самоопределение нравственно-этического оценивания | Формулирование познавательной цели | Определение целей участников | Анализ эмоционального состояния |
| Эпиграф: Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить Делить веселье – все готовы! – Никто не хочет грусть делить. М.Ю. Лермонтов | ||||
Введение в работу | - О чем эпиграф? (об одиночестве) Этот образ устойчивый и проходит через многие стихотворения поэта. Такой устойчивый образ называется мотивом. («Выхожу один я на дорогу…» «Белеет парус одинокий…») - А что такое одиночество? | ||||
(совместная формулировка темы) | - сформулируйте тему урока | Самоопределение, развитие навыков сотрудничества | Формулирование познавательной цели | Планирование, определение цели и функций участников | Анализ эмоционального состояния |
- Какова наша учебная задача? (определить мотивы одиночества в поэзии Лермонтова через анализ стихотворений «Утёс», «Листок», выявить связь автора с лирическими героями стихотворений. | Осознание собственных мотивов учения; сопоставлять свою деятельность с деятельностью товарищей; самоопределение. | ||||
(повторение литературоведческих терминов) | - Цели поставлены. Для анализа стихотворения нам пригодятся литературоведческие термины. Зачитываю значение, а вы записываете термины (один уч-ся у доски) - Образ того героя в стихотворении, мысли которого отражены в нем (лирический герой). - Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов (композиция) - Пересечение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение) - Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов (метафора) - Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли (антитеза) - Образное определение предмета, выраженное прилагательным (эпитет) | Определять значение литературных терминов | Инициативное сотрудничество | Целеполагание, контроль, оценка | |
- А теперь проверьте (взаимопроверка) - Анализ стихотворений будет проводиться с использованием терминов. | Сопоставлять свою деятельность с деятельностью товарищей | Умение реализовать знания. | Способность взаимодействия | ||
(закрепить понятия мотива в лирике; формирование навыков анализа поэтического текста) | - В чем причина одиночества поэта? - Кто (что) лирический герой? - Какова связь лирического героя и автора? - Выразительное чтение стихотворения. - Каким настроением пронизано стихотворение? - Сколько лирических героев в стихотворении? - Что такое утёс? - Какую картину вы представили? - Каково внутреннее состояние героев? Тучки? - При помощи каких средств выразительности это передается? (эпитет «золотая») метафора человека-мотылька, игривый, жизнерадостный, легкомысленный («умчалась», «весело играя») - 2-ой герой – утёс. Каков герой? - Забыл ли утёс тучку? «влажный след…» Может это слёзы? - Почему «задумался глубоко»? - О чем говоря, тихонько плачет»? - Почему в пустыне? - С уходом тучки все изменилось, хотя было все красиво. Его сердце переполняют чувства… (грусти, тоски, одиночества, печали, горя) - Случайны ли здесь олицетворения? - Как соотносятся эти образы? (антитеза) Лермонтов говорит о невозможности соединения двух любящих сердец. - Какова композиция стихотворения? Во 2-ой строфе все значимые слова стоят в конце строки. Какие это слова? Для чего они нужны автору? (Утёс – одинокий) Знакомство с новым понятием ИНВЕРСИЯ (Инверсия – перестановка, необычный порядок слов, благодаря которому достигается выразительность речи) - С кем сравнивает себя поэт? Почему? | Самоопределение и самооценка | Умение анализировать, сопоставлять Умение анализировать, используя термины | Определение целей участников, планирование Инициативное сотрудничество | Контроль, способность ориентироваться в учебном материале Контроль, способность ориентироваться в учебном материале |
Выявление лейтмотива стихотворений; связи лермонтовских героев и автора | - Какие мотивы звучат в стихотворении «Листок»? - Какова история листка-странника? - Что испытывал листок в странствиях? - Какие два существования, два мира противопоставлены? - Какой прием использован? - А что дальше может случиться с листком в странствиях? - Какие мотивы звучат в стихотворении? | Самоопределение, развитие навыков сотрудничества Уметь ставить цели, оценивать уровень обученности | Моделирование, анализ | Готовность слушать, использовать средства для решения коммуникационных задач | Способность понимать, принимать, сохранять учебную задачу |
Обобщение материала, подведение итогов | - Что объединяет два стихотворения? - Какой мотив? Тема? - Как соотносится с эпиграфом? | Сопоставлять собственную оценку произведения с другими | |||
(анализ итогов урока, своего восприятия темы, интерпретации стихотворений) | - Чему был посвящен урок? - Как вы характеризуете лирику Лермонтова? - Поднимите руки, кому захотелось выучить стихи Лермонтова? - Кому прочитать? - Найти стихи с мотивом одиночества и странничества? - Что было открытием для вас? - Что удивило? Кто удивил? | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарища, учителя | Анализ с целью выделения особенностей лирики поэта | Готовность слушать, умение анализировать ответы товарищей, их выразительное чтение | Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебой деятельности |
(сообщение и разъяснение) | Выучить стихотворении, сделать иллюстрацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")
Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"
Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
М.Ю. Лермонтов...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».
Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...
Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова
Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова....