Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Утёс" и "Листок". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vyrazheniya_temy_odinochestva_v_lirike_m.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по теме:

«Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)».

Цели:

- закрепление понятия мотива и темы в лирике;

- выявление лейтмотива лермонтовских стихотворений; расширение представления о творчестве Лермонтова; формирование навыков анализа поэтического текста;

- развитие у обучающихся навыков выразительного чтения, расширение понятийного литературоведческого аппарата; аналитических способностей;

- воспитание стремления к знаниям, привитие любви к поэзии, ценностного отношения к своему культурному наследию.

Этапы урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

  1. Организационный

Взаимное приветствие, выявление готовности к уроку

- Здравствуйте!

Желаю вам творческих успехов и вдохновения.

Самоопределение нравственно-этического оценивания

Формулирование познавательной цели

Определение целей участников

Анализ эмоционального состояния

  1. Работа по теме
  1. Работа с эпиграфом

Эпиграф:

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить

Делить веселье – все готовы! –

Никто не хочет грусть делить.

М.Ю. Лермонтов

Введение в работу

- О чем эпиграф? (об одиночестве)

Этот образ устойчивый и проходит через многие стихотворения поэта. Такой устойчивый образ называется мотивом.

(«Выхожу один я на дорогу…»

«Белеет парус одинокий…»)

- А что такое одиночество?

  1. Формулировка темы урока

 (совместная формулировка темы)

- сформулируйте тему урока

Самоопределение, развитие навыков сотрудничества

Формулирование познавательной цели

Планирование, определение цели и функций участников

Анализ эмоционального состояния

- Какова наша учебная задача? (определить мотивы одиночества в поэзии Лермонтова через анализ стихотворений «Утёс», «Листок», выявить связь автора с лирическими героями стихотворений.

Осознание собственных мотивов учения;

сопоставлять свою деятельность с деятельностью товарищей; самоопределение.

  1. Терминологический диктант

 (повторение литературоведческих терминов)

- Цели поставлены. Для анализа стихотворения нам пригодятся литературоведческие термины. Зачитываю значение, а вы записываете термины (один уч-ся у доски)

- Образ того героя в стихотворении, мысли которого отражены в нем (лирический герой).

- Построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов (композиция)

- Пересечение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления (олицетворение)

- Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов (метафора)

- Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли (антитеза)

- Образное определение предмета, выраженное прилагательным (эпитет)

Определять значение литературных терминов

Инициативное сотрудничество

Целеполагание,  контроль, оценка

- А теперь проверьте (взаимопроверка)

- Анализ стихотворений будет проводиться с использованием терминов.

Сопоставлять свою деятельность с деятельностью товарищей

Умение реализовать знания.

Способность взаимодействия

  1. Анализ стихотворения «Утёс»

(закрепить понятия мотива в лирике; формирование навыков анализа поэтического текста)

- В чем причина одиночества поэта?

- Кто (что) лирический герой?

- Какова связь лирического героя и автора?

- Выразительное чтение стихотворения.

- Каким настроением пронизано стихотворение?

- Сколько лирических героев в стихотворении?

- Что такое утёс?

- Какую картину вы представили?

- Каково внутреннее состояние героев? Тучки?

- При помощи каких средств выразительности это передается? (эпитет «золотая»)

метафора человека-мотылька, игривый, жизнерадостный, легкомысленный («умчалась», «весело играя»)

- 2-ой герой – утёс. Каков герой?

- Забыл ли утёс тучку?

«влажный след…»

Может это слёзы?

- Почему «задумался глубоко»?

- О чем говоря, тихонько плачет»?

- Почему в пустыне?

- С уходом тучки все изменилось, хотя было все красиво.

Его сердце переполняют чувства… (грусти, тоски, одиночества, печали, горя)

- Случайны ли здесь олицетворения?

- Как соотносятся эти образы? (антитеза)

Лермонтов говорит о невозможности соединения двух любящих сердец.

- Какова композиция стихотворения?

Во 2-ой строфе все значимые слова стоят в конце строки. Какие это слова? Для чего они нужны автору?  (Утёс – одинокий)

Знакомство с новым понятием ИНВЕРСИЯ

(Инверсия – перестановка, необычный порядок слов, благодаря которому достигается выразительность речи)

- С кем сравнивает себя поэт? Почему?

Самоопределение и самооценка

Умение анализировать, сопоставлять

Умение анализировать, используя термины

Определение целей участников, планирование

Инициативное сотрудничество

Контроль, способность ориентироваться в учебном материале

Контроль, способность ориентироваться в учебном материале

  1. Анализ стихотворения «Листок»

Выявление лейтмотива стихотворений; связи лермонтовских героев и автора

- Какие мотивы звучат в стихотворении «Листок»?

- Какова история листка-странника?

- Что испытывал листок в странствиях?

- Какие два существования, два мира противопоставлены?

- Какой прием использован?

- А что дальше может случиться с листком в странствиях?

- Какие мотивы звучат в стихотворении?

Самоопределение, развитие навыков сотрудничества

Уметь ставить цели, оценивать уровень обученности

Моделирование, анализ

Готовность слушать, использовать средства для решения коммуникационных задач

Способность понимать, принимать, сохранять учебную задачу

  1. Итоги урока

Обобщение материала, подведение итогов

- Что объединяет два стихотворения?

- Какой мотив? Тема?

- Как соотносится с эпиграфом?

Сопоставлять собственную оценку произведения с другими

  1. Рефлексия

(анализ итогов урока, своего восприятия темы, интерпретации стихотворений)

- Чему был посвящен урок?

- Как вы характеризуете лирику Лермонтова?

- Поднимите руки, кому захотелось выучить стихи Лермонтова?

- Кому прочитать?

- Найти стихи с мотивом одиночества и странничества?

- Что было открытием для вас?

- Что удивило? Кто удивил?

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарища, учителя

Анализ с целью выделения особенностей лирики поэта

Готовность слушать, умение анализировать ответы товарищей, их выразительное чтение

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебой деятельности

  1. Домашнее задание

(сообщение и разъяснение)

Выучить стихотворении, сделать иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")

Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стих-ий "Утёс", "Листок"

Цель: расширить представление о творчестве русского поэта М.Ю. Лермонтова....

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...

Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова...

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова....