Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы».
Цель: Познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю . Лермонтова. Задачи: образовательные : дать обучающимся представление о целостном анализе художественного текста; подвести к выводу об особенностях мироощущения поэта ; развивающие : развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся; воспитательная: воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём; воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.
Стихотворение «Утёс»
М.Ю. Лермонтов «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
Два эмоциональных полюса ( ключевых образа) в стихотворении Утёс Тучка
Тучка Утёс Лексическая цепочка ассоциации Лексическая цепочка ассоциации золотая тучка легкая утес-великан старость утром умчалась подвижная влажный след в морщине одиночество весело играя легкомысленная старого утеса несчастный маленькая стоит одиноко неподвижный радостная задумался и плачет слезы беззаботная солнцем любима разлука ветви раскинула на просторе эпитет олицетворение олицетворение эпитет эпитет эпитет эпитет олицетворение олицетворение сравнение
страдающий плачущий несчастный одинокий темный Одиночество, старость
светлая легкая подвижная беззаботная ра дость бытия, молодость счастливая
Антитеза (греч. противоположение) - фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Тучка - утес-великан Умчалась - стоит Весело- одиноко Играя - плачет
Поразмышляем Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение? Почему плачет утёс? О чём он задумался? Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил?
Стихотворение « Три пальмы»
«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова Баллада - это поэтическое произведение, которое написано на легендарную или историческую тему. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным.
Выразительное чтение стихотворения
Словарная работа Аравийская земля - Аравийская пустыня, северо-восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. Арабы - народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. Роптать - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. Караван - группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). Вьюк - упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. Фарис - по-арабски: всадник, витязь. Челнок - выдолбленная из дерева лодка. Шатер - большая палатка, крытая тканью, ковром. Урочный - установленный, определенный, условленный. Пророк - в религии: избранник Бога на земле.
Поразмышляем Какую картину нарисовал поэт в этой балладе? Почему пальмы стали роптать на Бога ? О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода ручья? Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы . Почему пальмы были погублены? Как они изображены? Что значит выражение «питомцы столетий »?
Обратите внимание на строки, где описывается гибель пальм П о корням у п ругим т о п ор зас т учал И п али без жизни п и т омцы с т оле т ий! Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией . С какой целью употреблена аллитерация? Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.
Как повели себя путники ? Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? В чём заключается философский смысл этой баллады? Какова главная мысль этого стихотворения ? Образы природы говорят о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.
Итоги урока «Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет - 27. И всё-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А всё потому, что стихи эти - словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны ». В. Воскобойников
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
Данным уроком можно начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
М.Ю. Лермонтов...
Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"
Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы...
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».
Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...
Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"
Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...
Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (стихотворения «Утёс» и «Листок»)
Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова "Утёс" и "Листок"....