Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы»
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Потапова Анна Владимировна

Материал предназначен для учащихся 6 классов. Цель урока: познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю. Лермонтова.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составьте слово ОТДЧЕОНВОСИ Толковый словарь Ожегова Одиночество - -а, ср. Состояние одинокого человека. Скучать в одиночестве. Мотив - устойчивый, значимый образ в произведении писателя.

Слайд 2

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Три пальмы».

Слайд 3

Цель: Познакомить учащихся со стихотворным наследием М.Ю . Лермонтова. Задачи: образовательные : дать обучающимся представление о целостном анализе художественного текста; подвести к выводу об особенностях мироощущения поэта ; развивающие : развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся; воспитательная: воспитывать культуру восприятия художественной литературы, обогащать мир чувств, эмоций детей, развивать интерес к чтению и потребность в нём; воспитывать чувство любви к родине, природе, родному краю.

Слайд 4

Стихотворение «Утёс»

Слайд 5

М.Ю. Лермонтов «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд 6

Два эмоциональных полюса ( ключевых образа) в стихотворении Утёс Тучка

Слайд 7

Тучка Утёс Лексическая цепочка ассоциации Лексическая цепочка ассоциации золотая тучка легкая утес-великан старость утром умчалась подвижная влажный след в морщине одиночество весело играя легкомысленная старого утеса несчастный маленькая стоит одиноко неподвижный радостная задумался и плачет слезы беззаботная солнцем любима разлука ветви раскинула на просторе эпитет олицетворение олицетворение эпитет эпитет эпитет эпитет олицетворение олицетворение сравнение

Слайд 8

страдающий плачущий несчастный одинокий темный Одиночество, старость

Слайд 9

светлая легкая подвижная беззаботная ра дость бытия, молодость счастливая

Слайд 10

Антитеза (греч. противоположение) - фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Тучка - утес-великан Умчалась - стоит Весело- одиноко Играя - плачет

Слайд 11

Поразмышляем Можно ли что-то сказать о характерах этих образов? Какие они? Охарактеризуйте утёс и тучку. Почему у вас сложилось такое мнение? Почему плачет утёс? О чём он задумался? Можно ли помочь старому утёсу? Что можно предложить, чтобы он не грустил?

Слайд 12

Стихотворение « Три пальмы»

Слайд 13

«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова Баллада - это поэтическое произведение, которое написано на легендарную или историческую тему. В балладах мир предстаёт таинственным и загадочным.

Слайд 14

Выразительное чтение стихотворения

Слайд 15

Словарная работа Аравийская земля - Аравийская пустыня, северо-восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. Арабы - народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. Роптать - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. Караван - группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). Вьюк - упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. Фарис - по-арабски: всадник, витязь. Челнок - выдолбленная из дерева лодка. Шатер - большая палатка, крытая тканью, ковром. Урочный - установленный, определенный, условленный. Пророк - в религии: избранник Бога на земле.

Слайд 16

Поразмышляем Какую картину нарисовал поэт в этой балладе? Почему пальмы стали роптать на Бога ? О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Пригодилась ли людям тень и холодная вода ручья? Найдите цитаты, помогающие найти ответы на эти вопросы . Почему пальмы были погублены? Как они изображены? Что значит выражение «питомцы столетий »?

Слайд 17

Обратите внимание на строки, где описывается гибель пальм П о корням у п ругим т о п ор зас т учал И п али без жизни п и т омцы с т оле т ий! Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией . С какой целью употреблена аллитерация? Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Слайд 18

Как повели себя путники ? Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? В чём заключается философский смысл этой баллады? Какова главная мысль этого стихотворения ? Образы природы говорят о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Слайд 19

Итоги урока «Михаил Юрьевич Лермонтов прожил совсем немного лет - 27. И всё-таки он успел написать такие прекрасные стихи и поэмы, что и сегодня, если вы их прочитаете, вам может показаться, что он написал про вас. А всё потому, что стихи эти - словно разговор души с душою, словно рассказ о жизни души вашей, моей и того человека, который жил до вас и будет жить после вас. И такие стихи всегда вечны ». В. Воскобойников

Слайд 20

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме"Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и «Три пальмы"

Технологическая карта урока в 6 классе по литературе ""Тема одиночества в произведениях М.Ю.Лермонтова «Утес»» и  «Три пальмы...

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

Презентация "Особенности выражения темы одиночества в стихотворенияхМ. Ю. Лермонтова«Утёс», «Три пальмы»....

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"

Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...