Урок-мастерская как технологический аспект реализации компетентностного подхода в условиях ФГОС.
статья по литературе (11 класс)
В данной статье автор приводит пример подробного алгоритма мастерской. Каждый участник творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Обучение в "творческих мастерских" базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК-МАСТЕРСКАЯ
КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Селезнева Т.М.
ТОГАПОУ «Педагогический колледж г.Тамбова»
В условиях внедрения «стандартов третьего поколения» перед преподавателем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских.
Каждый участник творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов. Обучение в «творческих мастерских» базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения.
Только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий студента, причем не эпизодических, а системных. Занятия в мастерских строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех студентов. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.
На уроках-мастерских ситуации «успеха» и «неуспеха» отсутствуют, что развивает в каждом студенте мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее. Ребятам всегда интересно что-то новое.
Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской. Студенты могут попытаться выстроить ассоциативный ряд к слову, названию, подобрать его цветовое соответствие, образ. Такое начало им нравится. Далее каждый сотрудник мастерской самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Ребята легко фантазируют, стремятся предугадать развитие сюжета по названию произведения. Яркие представления часто показывают активность и интерес студентов.
Самое главное на уроках-мастерских заключается в том, что каждый участник чувствует свою интеллектуальную состоятельность, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность. Этому способствует такой прием, как чтение с остановками (использование технологии развития критического мышления), т.е. произведение читается по частям, «с остановками».
Чтобы закрепить впечатления, в процессе чтения произведения заполняется небольшая таблица. В таблице отмечается, что для студентов было ожидаемым в развитии сюжета, а что – неожиданным.
В конце занятия следует сделать вывод, к каким писателям относится автор произведения – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а иногда и ошеломить читателя непредсказуемыми поворотами сюжета.
Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
- Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).
- Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
- Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
- Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
- Творчество. Коллективное творчество.
Результатом урока-мастерской является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.).
Список литературы
- Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005. – 56с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Ксензова Г.Ю. Психологическое обеспечение ситуации успеха. Тверь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...
Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода
1.Понятие"компетентностный подход"2.Характерные признаки компетентности3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода4.Условия эффективности реализации о...
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные ...
Интеллектуальные игры, как способ реализации компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС второго поколения
Статья представляет личный опыт в проведении интеллектуальных игр в урочной и внеурочной деятельности...
Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии
Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек сам...