Дидактические принципы реализации деятельностного подхода в условиях ФГОС
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические принципы реализации деятельностного подхода | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В УСЛОВИЯХ ФГОС и ФОП
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Принципиальным отличием этого подхода от традиционного (демонстрационно-наглядного метода обучения) является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
- Принцип деятельности
(ученик, получает знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм).
Например: Баскетбол. Основная из задач урока в 9 классе: анализ игровых практик в соответствии с установленными правилами.
Просмотр видеофрагмента игры школьных соревнований (из архива учителя). Проблемная ситуация, которая предлагается группам… Определить нарушения, которые возникали в игровых моментах, объяснить их. Все ли нарушения были отмечены судьёй соревнований. Если такие нарушения были указать их, объяснить суть этих нарушений.
- Принцип непрерывности
(преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей).
- Принцип целостности
(предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире).
4) Принцип минимакса
(возможность освоения содержания образования на максимальном для ученика уровне и обеспечение при этом его усвоение на уровне обязательного минимума).
Например: реализация дифференцированного подхода в обучении: круговая тренировка по формированию навыков владения мяча, где каждая последующая станция предполагает более усложненный приём владения мяча. На первой станции начинает работать весь класс, те, кто без труда справляется с простыми упражнениями, переходят на следующий этап. Каждый ученик работает в своём темпе, поэтому класс очень быстро распределяется по станциям. Итоговая станция - это игровая практика, где ребята соревнуются в парах и стараются удерживать мяч, применяя наработанные практики. Роль учителя координировать работу станций (как правило, на каждой станции есть координатор-эксперт из числа учеников).
5) Принцип психологической комфортности
(снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения).
6) Принцип вариативности
(формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора).
Например: гимнастика, одна из задач урока в 6 классе: совершенствование координационных способностей при повышенной двигательной активности.
Класс делится на три группы: каждая группа, опираясь на предпочтения всех своих участников, разрабатывает сценарий ритмических упражнений, который должен содержать комплекс обязательных упражнений (комплексы прописаны на карточках, которые тянули группы в момент их формирования). Темп движения задаёт ритмичная музыка. После этапа подготовки группы презентуют свои ритмические постановки. После выступления групп идёт обсуждение и взаимооценивание, по определённым (заранее озвученным) критериям: соответствие комплекса упражнений целям и задачам; художественное исполнение; учёт в выборе сложности упражнений способностей всех членов команды; командный дух и организация совместного труда; синхронность исполнения и т.д.
7) Принцип творчества
(ориентирование на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности).
Например: предоставление возможности ученикам самостоятельно разрабатывать комплексы тренировочных упражнений для разминки (вплоть до подбора музыкального сопровождения); ведение индивидуальных дневников физического развития; интерактивные весёлые старты, где сами обучающиеся осуществляют подбор эстафет с учётом используемого спортивного инвентаря и определённых целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный подход в условиях ФГОС
Материал для педсовета. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными ...
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...
МК «ИКТ как средство реализации деятельностного подхода и формирования метапредметных результатов школьников в условиях реализации ФГОС»: проектирование учебных ситуаций
Формирование навыков мыслительной деятельности на уроках английского языка с использованием средств ИКТ. 1.Работа с текстом учебника New Opportunities для 9 класса автор Michel Harris.2.Поиск и в...
Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.
С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя. Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...
Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС
Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...
Игровая деятельность на уроках английского языка как важное средство системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС
Роль игровых технологий при изучении английского языка младшими школьниками в рамках ФГОС...
Системно–деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
Системно–деятельностный подход в условиях реализации ФГОС...