Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Иксанова Вероника Римовна

Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 60. Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе

Цель: выявить основную идею рассказа; развивать навыки сравнительной характеристики героев.

Планируемые результаты: знание содержания и героев рассказа «Кавказский пленник»,  владение элементами анализа текста, умение давать характеристику героев.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.
  1. 1 вариант: проанализировать поведение Жилина и пересказать в эпизодах «в плену», «первый побег», только те моменты, которые касаются этого героя.
  2. 2 вариант:  проанализировать  поведение Костылина и пересказать в эпизодах «в плену», «первый побег», только те моменты, которые касаются этого героя
  1. Работа по теме урока.

1.Решение кроссворда:

  1. Имя главной героини
  2. Как называли татары Костылина?
  3. Татарская деревня
  4. Как по-кавказски «молодец»?
  5. Верхняя мужская одежда  на Кавказе.
  6. Название жилища на Кавказе

с

м

и

а

д

с

д

р

у

ж

б

а

и

н

л

и

е

к

н

ы

г

ш

л

а

й

и

м

я

т

е

т

А теперь найдите по горизонтали слово, и подумайте, почему я выбрала именно его для сегодняшнего урока.

2. Беседа по вопросам

- Как вы считаете, с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?

- С чего и когда  началась дружба между татарской девочкой и русским офицером? (Примерный ответ. Жилин начал делать игрушки из глины, а девочка Дина в благодарность стала носить ему еду)

- Только ли из-за кукол девочка поддерживала пленника? (Примерный ответ. Ей было очень жаль его. Она перестала видеть в нем врага. Он воюет со взрослыми горцами, но не с детьми)

Сегодня в центре нашего внимания материал 6-й, заключительной, главы рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник».

- Как меняется жизнь героев после первого неудачного побега? (

- Есть  ли у героев в таких условиях шанс самостоятельно вырваться из плена? (Примерный ответ. Нет. Вот почему помощь Дины является решающей в судьбе героя).

Зачитайте разговор Дины и Жилина.

- О  чем мы узнаем из этого разговора? (Примерный ответ. Татары собираются убить Жилина)

- Почему? Он же не вооружен и абсолютно безопасен для них! (Примерный ответ. Приближаются  русские. Татары  боятся, что они  зайдут в аул. Они боятся Жилина, потому что видят, что дух его не сломлен).

-  Каким образом помогает дина Жилину?  (Примерный ответ. Приносит шест.)

- Можно ли считать  ее поступок героическим? Почему? (Примерный ответ. Она многим рискует, может, даже жизнью. Превозмогает страх. Спасает жизнь хорошему человеку).

Именно поэтому в 6 главе она становится главной героиней.

Давайте пристальнее приглядимся к этой удивительной девочке. А поможет нам в этом работа в группах.

  1. Работа в группах

Вспомним правила работы в группе:

  • Работать сообща
  • Не шуметь
  • Уважать мнение других
  • Не допускать конфликтных ситуаций
  • Помнить, что каждая группа  – это  команда, перед которой

      стоит общая задача

Задания группам:

Первая группа – ваша задача определить авторскую позицию по отношению к героине рассказа. (Примерный ответ. Описывая Дину, Толстой использует много  слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: тоненькая, худенькая, коленочки, ручонки, прутики, козочка, Динушка. Это показывает трепетное отношение автора к героине. Передается оно и читателю.)

Вторая группа – ваша задача изучить фрагмент расставания Дины и Жилина и выявить в нем психологические детали, показывающие душевное состояние наших любимых героев. (Примерный ответ. «заплакала, когда не получилось разбить колодку», «держала Жилина за плечо, пока тот возился с замком»,  после прощальных слов Жилина заплакала, закрывшись руками. Эти детали говорят о том, что Дина глубоко переживает.)

- Почему плачет Дина?  

- А что при расставании чувствует Жилин?  (Примерный ответ. Он очень благодарен девочке, ему жаль, что он ее больше не увидит)

Третья группа – ваша задача найти  соответствие между пословицами и  рассказом Льва Николаевича  Толстого. Вы должны выбрать 5 пословиц, которые больше всего соответствуют смыслу рассказа

  • Дружбу водить – так себя не щадить.
  • Жаль друга, да не как себя.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Для милого дружка и серёжку из ушка.
  • Дружба от недружбы близко живёт.
  • Дружба дружбой, а денежки врозь.
  • Дружба - великая сила.
  • За дружбу дружбой )платят.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дружба заботой да подмогой крепка.
  • Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

4. Просмотр кинофрагмента (прощание  Жилина и Дины)

А теперь вашему вниманию предлагается фрагмент из фильма «КП». Есть ли в нем отличия от текста?

- Удалось ли автору передать весь драматизм ситуации?

- Нашли ли вы отличие?

- Почему режиссер ввел в фильм фрагмент, в котором рыжий татарин пытается застрелить Жилина, а Абдул ему не дает сделать это и уезжает со словами «Хорош джигит»? Примерный ответ.(он хотел ярче выразить авторскую мысль. Рассказ пронизан идеей дружбы между людьми разных национальностей. Ни разные обычаи, ни разная вера не могут помешать людям дружить).

  1. Закрепление изученного.

- Как вы считаете, как Толстой относится к войне?

  1. Подведение итогов урока.

- Какова же главная мысль рассказа? (Примерный ответ. Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами). 

  1.  Домашнее задание.

1. Составить синквейн:

1 группа  – пленники;

2  группа – Дина и её отец;

3 группа - «красный татарин» и старик-татарин

2. Подготовиться к сочинению по теме «Как поступил бы я, если бы моим товарищем был Костылин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утверждение гуманистических качеств: простоты, естественности, дружбы и любви в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок литературы по изучению повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" нацелен на выявление композиционных особенностей произведения, рассмотрение образов героев повести, выявление авторского отношения...

Урок литературы в 5 классе "Дружба Жилина и Дины"

Урок и презентация могут быть использованы на уроке литературы в 5 классе при характеристике Жилина и Дины...

Конспект урока "Дружба Дины и Жилина"

В материале представлен конспект урока  по рассказу Л.Толстого " Кавказский пленник" на тему: "Дружба Дины и Жилина"...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...