Л.Н.Толстой. Рассказ ««Кавказский пленник». Жилин и Дина. Образы татар».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Антипова Айгерм Ашарбековна

Конспект открытого урока литературы в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_literatury_5_klass.odt28.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок литературы в 5 классе

Учитель: Антипова Айгерм Ашарбековна

    Л.Н.Толстой. Рассказ  ««Кавказский пленник».  Жилин и Дина. Образы татар».

Цель: Осознать роль дружбы для героев рассказа и для человека вообще, понять кого  можно  назвать настоящим другом и что способствует дружбе между людьми.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков; воспитывать чувство интернационализма, культуру речевого общения и этикета.

Регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, умение работать в паре; формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в паре с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: презентация, рабочие листы, листы самооценки, иллюстрации, учебник.

Применяемые технологии: Технология развития критическкого мышления ( метод «Корзина идей»), технология обучения в струдничестве (одна из технологий личностно-ориентированного обучения;  работа в парах), информационно-коммуникационная технология.

Формы организации деятльности: индивидуальная и работа в парах.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
  • Здравствуйте, ребята. Как вы уже успели заметить, сегодня у нас не совсем обычный урок — у нас на уроке присутствуют гости. Я попрошу вас ,ребята, выйти сюда ко мне и поприветствовать наших гостей. Итак три, четыре : Здравствуйте! А ещё я вас пригласила, чтобы наши гости смогли увидеть какие вы у нас замечательные, красивые, а во время урока, я думаю, они смогут убедиться, что вы ещё и сообразительные, активные и творческие. Пройдите на свои места. Есть и ещё одна причина по которой я вас попросила выйти к доске для приветствия гостей, дело в том, что у восточных людей принято здороваться стоя лицом к человеку. И у нас есть  вами веская причина обратиться к восточным традициям — это произведение, которое мы изучаем в данное время _ Кавказский пленник Льва Никола Толстого.
  • 2. Ребята, вы должны были дома дочитать рассказ до конца и сейчас мы проверим насколько хорошо вы выполнили домашнее задание. Перед вами таблица, в своих рабочих листах расположите события в верной последовательности. Я даю вам на это 3 минуты. Проверка по слайду.
  • Правильные ответы отметьте плюсом. Считаем плюсы и выставляем в листах самооценки согласно критериям оценку.

3. Введение в тему урока

  1. Работа с презентацией. Высказывание Сократа.

      Никита, прочти , пожалуйста, высказывание. Я думаю, данное высказывание навело вас на мысль о теме нашего урока. О чём мы сегодня будем говорить? (о дружбе). Хорошо, верно. А что такое дружба?

- А что такое дружба? Прочитает определение из Толкового словаря С.И.Ожегова… (слайд 1Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов)

Слайд 1. В.И.Даль: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

А скажите мне, есть ли в рассказе «Кавказский пленник» пример настоящей дружбы?

  • Да, действительно, это дружба между главным героем Жилиным и девочкой Диной.
  • - Итак тема нашего урока. «Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Дружба Жилина и Дины».

  3. Целеполагание.

  • Ребята, скажите, а что будет являться Целью нашего урока? Какую цель мы себе поставим , исходя из темы ?
  • ЦЕЛЬ: Осознать роль дружбы для героев рассказа и для человека вообще, понять кого  можно  назвать настоящим другом и что способствует дружбе между людьми.
  • Творческий момент.  Прежде, чем мы продолжим работать, я хочу чтобы вы услышали историю из жизни автора произведения Льва Николаевича Толстого. История о том, как поступают настоящие  друзья .
  • Аскер, пожалуйста.
  • Ребята, эта история вам что-то напомнила? Да, действительно, этот случай послужил основой для рассказа Кавказский пленник.
  • Спасибо, Аскер, садись на место.
  • Динамическая пауза
  • Кавказские горы высоки,
  • Их верхушки далеки.
  • Всё же мы должны стремиться
  • Красотой их насладиться.
  • 4. Постановка проблемы. А теперь у меня к кам возник проблемный вопрос. Все мы разные. Каждый человек обладает своим, только для него свойственным характером и некоторым набором качеств, определённой внешностью, принадлежностью к национальности. Ребята, а как выдумаете чем должен обладать человек, каким он должен быть, чтобы стать настоящим другом? Перед вами корзина идей сюда мы будем складывать всё то, что  вы считаете необходимым для настоящей дружбы между людьми. Я даю вам 2 минуты на обдумывание в парах ( слова: самолюбие,  красота, бескорыстие, гордость, определённая национальность , самоотверженность, неискренность, надёжность, одинаковый возраст, любимое занятие, преданность, дружелюбность, открытость, замкнутость, эгоизм, доверие, конфликтность).
  • Итак, ребята, мы заполнили Корзину идей, в конце урока мы вернёмся к ней и посмотрим, всё ли мы верно сделали.

5. Работа с содержанием рассказа.

Сейчас вам предстоит работа по парам. В рабочих листах смотрите задание 2 , для каждой пары оно своё. Используем текст рассказа, ищем необходимую информацию.

Вопросы для 1 пары: Тема «Зарождение дружбы»

  1. Когда мы впервые увидели Дину?
  2. Прочитайте описание внешнего вида Дины.
  3. С чего началась дружба Жилина и Дины?

Вывод: очень понравились Дине куклы, которые делал Жилин. Дина – маленькая девочка, любит играть, а игрушек у неё не было. А Жилин делал замечательные куклы. Дина добрая, она не может видеть, когда страдает другой. Жилин тоже добрый, проявил сочувствие к ней.

Вопросы для 2 пары. Тема «Дина меняет отношение к Жилину»

  1. Какое у Дины было вначале отношение к пленнику?
  2. Почему начала помогать ему?
  3. Боится Дина или нет, помогая своему другу? Докажите текстом.

Вывод: Почему начала помогать? Становится другом, привязывается.

Вопросы для 3 пары: Тема «Дина помогает Жилину»

  1. За время плена Жилин не сидел сложа руки, он подготовился к побегу, но побег, к сожалению, не удался. Горцы жестоко наказали Жилина, посадили в яму. И вдруг лучик надежды. Какой? Расскажите.
  2. Как Дина помогает Жилину освободиться из ямы?
  3. Прочтите, как Дина пытается помочь освободить Жилина от колодки?

Вывод: Несмотря на то, что боится, все-равно помогает, доказательство настоящей дружбы.

Вопросы для 4 пары: Тема «Спасибо, умница».

  1. Прочтите сцену прощания Жилина и Дины.
  2. Как вы думаете, почему плачет девочка при прощании?
  3. Можно ли считать Дину героиней? Что её ожидает, если отец догадается, кто помог Жилину бежать?

Вывод: Прощаются трогательно, Дина плачет, ещё одно доказательство настоящей дружбы.

- В ваших рабочих листах есть сравнительная таблица Жилина и Дины. Используя текст рассказа, заполните, пожалуйста данную таблицу. Я даю вам на это 5 минут.

- Сравнение по слайду.

  1. Выставление оценок по критериям, которые приписаны после таблицы.

- Поставьте себе оценку в лист самооценки.

  1. - А теперь давайте сделаем вывод по данной таблице. Жилин и Дина настоящие друзья ? Но они разные люди по возрасту, национальности, социальным условиям. Так какой же вывод с мы с вами сделаем? Что необходимо для настоящей дружбы между людьми? И может ли помешать национальность, религия и т. д.?
  1. Вывод

- Всё творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Что хотел показать писатель с помощью Дины? (для дружбы, доброты, взаимопонимания не важна национальность, цвет кожи)

- Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? Зависит ли это от возраста или от национальности? (нет, просто нужно терпимо относиться друг к другу, быть толерантными, уважать чужое мнение)

- Л.Н.Толстой осуждает войну между народами и считает ее бессмысленной. Но главное, что хотел показать Л. Н. Толстой: для доброты, любви, взаимопонимания не важна национальность (Дина – татарка, Жилин – русский). Люди способны жить в мире и должны к этому стремиться. Толстой учит нас любить всех людей, независимо от их национальности и цвета кожи. Если таких историй дружбы, как описана в рассказе, будет больше, на планете воцарится мир.

Так в чём же главная идея рассказа Л. Н. Толстого? (дружба между людьми, бессмысленность вражды и  жестокости)

6. Рефлексия.

      А теперь, обратимся к корзине идей и посмотрим, что мы в ней оставим , а что уберём.

  1. Всем спасибо, все очень активно и хорошо работали. Листы рабочие и листы самооценки сдайте.
  2. И в заключение я хотела бы вам пожелать найти настоящих друзей, научиться беречь дружбу и знать, что для настоящей дружбы преград не бывает.
  3. Д.з. Рассуждение на тему «Кто такой настоящий друг?»

Использованная литература:

  1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2-х частях. Часть 1. – Москва: Просвещение, 2013 г.
  2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/06/15/tema-druzhby-v-rasskaze-ltolstogo-kavkazskiy-plennik
  3. http://infourok.ru/tema-uroka-druzhba-zhilina-i-dini-po-rasskazu-ln-tolstogo-kavkazskiy-plennik-641584.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.Н. Толстой. "Кавказский пленник". Жилин и Костылин: сравнительная характеристика

Таблица для сравнительной характеристики героев рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Заполняется цитатами....

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Урок литературы в 5 классе.Тема : Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:  Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделят...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)

Методическая разработка урока литературы в 5 классесоставлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТоточенко О. В.по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и...

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа

Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...