Урок литературы в 5 классе "Дружба Жилина и Дины"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему
Урок и презентация могут быть использованы на уроке литературы в 5 классе при характеристике Жилина и Дины
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе на тему: «Дружба Жилина и Дины в рассказе-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»
Цель: помочь учащимся осознать роль дружбы как для героев рассказа, так и для человека.
Планируемые результаты:
предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;
метапредметные:
личностные: развивать способность анализировать свои действия и поступки;
регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;
познавательные: уметь классифицировать, устанавливать причинно-следственные отношения, делать обобщения и выводы;
коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: беседа.
Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.
УМК:
— Литература.
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2015
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Приветствие. Настрой учащихся на рабочий лад.
- Ребята, давайте обратим внимание на экран и прочитаем представленную нам цитату. (Слайд 1)
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
Сенека
- О чем это высказывание? (о дружбе)
- А как вы понимаете слово «дружба»?
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Ребята, кто может мне сказать, как слово «дружба» можно соотнести с тем произведением, которое мы с вами начали изучать на прошлом уроке?
- Запись темы урока. (Слайд 2)
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
Фронтальный опрос.
- К какому жанру относится «Кавказский пленник»? Почему? (рассказ-быль)
- Что вы знаете об истории создания данного рассказа?
- Почему он так назван?
- Кто является главным героем?
- Глядя на тему урока, попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
- Изучение нового материала.
Чтение эпизода «Знакомство героев». (с.237)
- Как описывается девочка в этом эпизоде? Чьими глазами она нам показана? (глазами Жилина)
- Почему? (дается возможность читателю лучше рассмотреть героиню. Мы словно включаемся в повествование)
- Обратите внимание на глаза девочки. Какие они? (черные и светлые: черные по цвету, а светлые передается душевная доброта героини, поскольку глаза – зеркало души)
- Зачитайте эпизоды, повествующие о дружбе героев. Как ведет себя каждый из них? (Дина носит продукты с. 242-243, 253; Жилин мастерит кукол с. 241)
- Но вот наступает момент, когда герой решает сбежать и вернуться домой. Какую роль в этом эпизоде играет Дина? (чтение эпизода с.253-255, 255-256 по ролям)
- Почему Дина помогает герою?
- Чтение эпизода «Прощание героев» (с. 256) (Слайд 3)
Физкультминутка для глаз (необходимо глазками следить за предметами, проявляющими на слайдах)
Составление сравнительной таблицы «Жилин и Дина»
Критерии для сравнения | Дина | Жилин |
Возраст | Девочка-подросток | Взрослый мужчина |
Национальность | Татарка | Русский |
Род деятельности | - | Офицер |
Отношение к людям | Сострадание, уважение, забота о других, любовь к людям, стремление делать добро | Уважение, любовь к людям, стремление делать добро |
(слайд 4)
- Ребята, посмотрите на таблицу и скажите, что же является главным критерием для дружбы между людьми? Каковы основы дружбы? (главное – качества, которыми обладает человек и его отношение к людям)
Актуальны ли эти вопросы сейчас?
4. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
(Слайд 5)
Слово учителя: поступайте с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной, чистой. Дружба - залог мира.
- Домашнее задание:
сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Дружба Жилина и Дины в рассказе-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»
Худ. М. Родионов
Сравнительная характеристика Жилина и Дины Критерии для сравнения Дина Жилин Возраст Национальность Род деятельности Отношение к людям
Сравнительная характеристика Жилина и Дины Критерии для сравнения Дина Жилин Возраст 13 лет Взрослый мужчина Национальность Татарка Русский Род деятельности - Офицер Отношение к людям Сострадание, уважение, забота о других, любовь к людям, стремление делать добро Уважение, любовь к людям, стремление делать добро
Поступайте с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной, чистой. Дружба - залог мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе по рассказу Дины Рубиной
Разработка урока и презентация...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе
Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)
Методическая разработка урока литературы в 5 классесоставлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТоточенко О. В.по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и...
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".
Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.
Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...
- Мне нравится (1)