Урок литературы в 5 классе "Дружба Жилина и Дины"
план-конспект урока по краеведению (5 класс) на тему

Ефремова Наталья Александровна

Урок и презентация могут быть использованы на уроке литературы в 5 классе при характеристике Жилина и Дины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе на тему: «Дружба Жилина и  Дины в рассказе-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»

Цель: помочь учащимся осознать роль дружбы как для героев рассказа, так и для человека.

Планируемые результаты:

предметные: продолжить работу над осмыслением содержания рассказа, над умением выделять проблемы, затронутые автором;

метапредметные:

личностные: развивать способность анализировать свои действия и поступки;

регулятивные: развивать навыки анализа художественного произведения, формировать умения быть внимательным к слову, сравнивать, совершенствовать монологическую речь;

познавательные: уметь классифицировать, устанавливать причинно-следственные отношения, делать обобщения и выводы;

коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: беседа.

Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.

УМК:
— Литература. 
— Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2015

Оборудование:  компьютер, проектор.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Приветствие. Настрой учащихся на рабочий лад.

- Ребята, давайте обратим внимание на экран и прочитаем представленную нам цитату. (Слайд 1)

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.

 Сенека

- О чем это высказывание? (о дружбе)

- А как вы понимаете слово «дружба»?

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

- Ребята, кто может мне сказать, как слово «дружба» можно соотнести с тем произведением, которое мы с вами начали изучать на прошлом уроке?

- Запись темы урока. (Слайд 2)

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальный опрос.

  1. К какому жанру относится «Кавказский пленник»? Почему? (рассказ-быль)
  2. Что вы знаете об истории создания данного рассказа?
  3. Почему он так назван?
  4. Кто является главным героем?

- Глядя на тему урока, попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала.

Чтение эпизода «Знакомство героев». (с.237)

- Как описывается девочка в этом эпизоде? Чьими глазами она нам показана? (глазами Жилина)

- Почему? (дается возможность читателю лучше рассмотреть героиню. Мы словно включаемся в повествование)

- Обратите внимание на глаза девочки. Какие они? (черные и светлые: черные по цвету, а светлые передается душевная доброта героини, поскольку глаза – зеркало души)

- Зачитайте эпизоды, повествующие о дружбе героев. Как ведет себя каждый из них? (Дина носит продукты с. 242-243, 253; Жилин мастерит кукол с. 241)

- Но вот наступает момент, когда герой решает сбежать и вернуться домой. Какую роль в этом эпизоде играет Дина? (чтение эпизода с.253-255, 255-256 по ролям)

- Почему Дина помогает герою?

- Чтение эпизода «Прощание героев» (с. 256) (Слайд 3)

Физкультминутка для глаз (необходимо глазками следить за предметами, проявляющими на слайдах)

Составление сравнительной таблицы «Жилин и Дина»

Критерии для сравнения

Дина

Жилин

Возраст

Девочка-подросток

Взрослый мужчина

Национальность

Татарка

Русский

Род деятельности

-

Офицер

Отношение к людям

Сострадание, уважение, забота о других, любовь к людям, стремление делать добро

Уважение, любовь к людям, стремление делать добро

(слайд 4)

- Ребята, посмотрите на таблицу и скажите, что же является главным критерием для дружбы между людьми? Каковы основы дружбы? (главное – качества, которыми обладает человек и его отношение к людям)
Актуальны ли эти вопросы сейчас?

4. Рефлексия.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

(Слайд 5)

Слово учителя:  поступайте с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной, чистой. Дружба - залог мира.

  1. Домашнее задание: 

сравнительная характеристика Жилина и Костылина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге. Сенека

Слайд 2

Тема урока: «Дружба Жилина и Дины в рассказе-были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»»

Слайд 3

Худ. М. Родионов

Слайд 4

Сравнительная характеристика Жилина и Дины Критерии для сравнения Дина Жилин Возраст Национальность Род деятельности Отношение к людям

Слайд 5

Сравнительная характеристика Жилина и Дины Критерии для сравнения Дина Жилин Возраст 13 лет Взрослый мужчина Национальность Татарка Русский Род деятельности - Офицер Отношение к людям Сострадание, уважение, забота о других, любовь к людям, стремление делать добро Уважение, любовь к людям, стремление делать добро

Слайд 6

Поступайте с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Обретайте друзей, берегите их. Дружба должна быть взаимной, чистой. Дружба - залог мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе

Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. " (по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и др.)

Методическая разработка урока литературы в 5 классесоставлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категорииТоточенко О. В.по учебнику «Литература» Коровиной В.Я. и...

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Урок в 5 классе Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей построен с учётом индивидуальных особенностей учащихся. В уроке испо...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Учитель русского языка и литературы: Тупикова О.А. Тема Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. Близость людей из враждующих лагерей.

Аналитическая запискаУсольский районМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Большееланская средняя общеобразовательная школа»Тупикова Оксана Александровна, учитель русского ...