Дружба Дины и Жилина (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Егорова Алина Андреевна

Технологическая карта урока литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литература

Класс

5

Тема урока

Дружба Дины и Жилина (По рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Тип урока

Комбинированный урок

Цель урока

1) образовательные:

  • Расширить представление учащихся о роли психологических деталей в художественном тексте,
  • Развивать умение отвечать на проблемные вопросы по произведению.

2)  развивающие:

  • Развивать навыки регулятивных УУД (планирования, контроля, самоконтроля, самооценки, коррекции)
  • Учить осуществлять обратную связь (сопоставлять планируемые и достигнутые результаты)
  • Развивать навыки выявления в тексте необходимой информации
  • Развивать навык определения понятия
  • Формировать навыки учебного сотрудничества

3) воспитательные:

  • Воспитывать любовь к родному слову
  • Формировать правильную нравственную позицию
  • Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание участвовать в творческом, исследовательском процессе

Основные термины и понятия

Образовательные ресурсы

 Учебник Литература 5 класс. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин (2023 год) Часть 1, презентация PowerPoint

Планируемые результаты

Предметные результаты

  •  формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей

  • формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

  • развитие способности выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

  • выявление вневременных ценностей, заложенных в произведении;

  • совершенствование владения навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Личностные результаты

Формирование:

  • умения работать в сотрудничестве;

  • готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • стремления к речевому самосовершенствованию;

  • установления обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • самоопределения;

  • ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

Метапредметные результаты

  • продолжение формирования общеучебных знаний, умений и навыков; − Р

  • содействие развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач; − Р

  • развитие познавательных способностей учащихся; − П

  • развитие умения связно и грамотно излагать свои мысли; − К

  • развитие умения самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её: − Р

  • развитие коммуникативных навыков; − К

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе; − Р

  • развитие владения основами самоконтроля, самооценки; − Р

  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы. − П

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Предметные

результаты

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя. Методы и приёмы обучения

ФОУД

Виды деятельности учащихся

Формируемые

УУД

Этап 1. Организация урока. – 2 мин.

Презентация PowerPoint.

Вступительное слово учителя

 

  Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашем классе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Присаживайтесь на свои места!

Откройте тетрадочки и запишите в них число. Оставьте место для записи темы урока.

Ф

Ученики приветствуют учителя, включаются в работу на уроке.

  • формирование эмоционального настроя на урок (Р);
  • умение организовывать собственную деятельность (Р);

Этап 2.  Мотивация к учебной деятельности

  • формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ и речевого этикета;

  • умение синтезировать полученные знания;

Презентация PowerPoint.

Работа с кроссвордом, записанным на доске.

А теперь найдите по горизонтали слово, и подумайте, почему я выбрала именно его для сегодняшнего урока?

Тема урока: «Дружба Дины и Жилина».

Ей будет посвящен наш урок.

Ребята какие цели мы поставим на урок?

Ф

Решение кроссворда:

Имя главной героини? (Дина)

Как называли татары Костылина? (Смирный)

Татарская деревня (Аул)

Как по-кавказски «молодец»? (Джигит)

Верхняя мужская одежда на Кавказе (Бешмет)

Название жилища на Кавказе (Сакля)

Слово по горизонтали: ДРУЖБА

Выявим какую роль сыграла в судьбе Жилина маленькая героиня Дина.

  • умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать  (П);

  • умение высказывать предположения на основе наблюдений (Р);

  • умение учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции (К);
  • умение самостоятельно определять цели, учебные и познаватель-ные задачи (П).

Этап 3. Получение новых знаний– 28 мин.

  • умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать его тему, идею, выявлять нравственный пафос;

-понимание авторской позиции и формирование собственного отношения к произведению;

- формирование навыка построения устных ответов в соответствии с коммуникационной задачей, с соблюдением норм СРЛЯ и речевого этикета;

  • Формирование навыка сопоставления литературного героя и его реального прототипа;
  • расширение и систематизация знаний учащихся о произведении.

Презентация PowerPoint.

Текст произведения

Беседа.

Итак, дома вы читали рассказ. Какое впечатление об этом произведении у вас сложилось после прочтения? Понравился? Чем?

Как вы считаете, с какими героями рассказа Толстого связано понятие «дружба»?

С чего и когда  началась дружба между татарской девочкой и русским офицером? (Жилин начал делать игрушки из глины, а девочка Дина в благодарность стала носить ему еду)

Только ли из-за кукол девочка поддерживала пленника? (Ей было очень жаль его. Она перестала видеть в нем врага. Он воюет со взрослыми горцами, но не с детьми)

Сегодня в центре нашего внимания материал 6-й, заключительной, главы рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник».

Как меняется жизнь героев после первого неудачного побега? (ЧИТ.)

Есть ли у героев в таких условиях шанс самостоятельно вырваться из плена? (Нет. Вот почему помощь Дины является решающей в судьбе героя).

Чтение разговора Дины и Жилина.

 О чем мы узнаем из этого разговора? (татары собираются убить Жилина) Почему? Он же не вооружен и абсолютно безопасен для них! (Приближаются  русские. Татары  боятся, что они  зайдут в аул. Они боятся Жилина, потому что видят, что дух его не сломлен.)

 Каким образом помогает дина Жилину?  (приносит шест)

Можно ли считать  ее поступок героическим? Почему? (1. она многим рискует, может, даже жизнью. 2. превозмогает страх. 3. спасает жизнь хорошему человеку).

Именно поэтому в 6 главе она становится главной героиней.

Давайте пристальнее приглядимся к этой удивительной девочке. А поможет нам в этом работа в группах.

Ф

И

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают, сопоставляют героев рассказа, доказывают свои ответы на вопросы цитатами из рассказа, выразительно читают.  

  • умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать  (П);

  • умение устанавливать причинно-следственные связи (П);

  • умение выстраивать логическую цепь рассуждений, выводить следствия (П);

  • умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (П);

  • умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания (К);

  • умение высказывать предположения на основе наблюдений (Р);

  • умение учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции (К);

Этап 4.  Работа в группах

 Презентация PowerPoint.

Текст произведения

 

 Вспомним правила работы в группе:

  1. Работать сообща
  2. Не шуметь
  3. Уважать мнение других
  4. Не допускать конфликтных ситуаций
  5. Помнить, что каждая группа  –это  команда, перед которой
  6. стоит общая задача

Задания группам:

Первая группа – группа лингвистов.

Им предстоит поработать над языком главы.

Вторая группа – психоаналитиков – обращается к психологическим деталям фрагмента из текста.

Третья группа – литературоведов – находит соответствие между пословицами и рассказом Л. Толстого.

Отчет групп:

Группа филологов выявляла отношение Толстого к героине, опираясь на слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Хотите ли вы дополнить ответ группы?

Группа психоаналитиков    изучала фрагмент расставания Дины и Жилина и выявляла в нем психологические детали, показывающие душевное состояние наших любимых героев.

- Почему плачет Дина?  

- А что при расставании чувствует Жилин?  (он очень благодарен девочке, ему жаль, что он ее больше не увидит)

Группа литературоведов  искала соответствие между пословицами со словом дружба и рассказом Толстого.

Ребята должны были выбрать 5 пословиц, которые больше всего соответствуют смыслу рассказа.

Дружбу водить – так себя не щадить.

Жаль друга, да не как себя.

Без беды друга не узнаешь.

Для милого дружка и серёжку из ушка.

Дружба от недружбы близко живёт.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

Дружба - великая сила.

За дружбу дружбой )платят.

Не бросай друга в несчастье.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

 Просмотр кинофрагмента (прощание  Жилина и Дины)

А теперь вашему вниманию предлагается фрагмент из фильма «КП». Есть ли в нем отличия от текста?

- Удалось ли автору передать весь драматизм ситуации?

- Нашли ли вы отличие?

- Почему режиссер ввел в фильм фрагмент, в котором рыжий татарин пытается застрелить Жилина, а Абдул ему не дает сделать это и уезжает со словами «Хорош джигит»?

(он хотел ярче выразить авторскую мысль. Рассказ пронизан идеей дружбы между людьми разных национальностей. Ни разные обычаи, ни разная вера не могут помешать людям дружить).

- как вы считаете, как Толстой относится к войне?

Ф

И

   

Ответ:

(Описывая Дину, Толстой использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: тоненькая, худенькая, коленочки, ручонки, прутики, козочка, Динушка. Это показывает трепетное отношение автора к героине. Передается оно и читателю.)

Ответ:

(- заплакала, когда не получилось разбить колодку.

- держала Ж.за плечо, пока тот возился с замком

- после прощальных слов Ж. заплакала, закрывшись руками.

Эти детали говорят о том, что Дина глубоко переживает.)

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

  • умение использовать критерии для обоснования своего суждения (Р).

  •         умение учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разные позиции (К)

  • умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания (К);

Этап 5. Рефлексия. Задание на дом – 2 мин.

Презентация PowerPoint.

Подошла к концу наша работа. Давайте подведем итоги и сравним поставленные цели с достигнутыми результатами.

Какие задания показались самыми трудными?

Какие задания были самыми интересными?

Кто наиболее активно работал на уроке?

Ваше домашнее задание будет следующим, написать сочинение «Жилин и Костылин- два разных характера и две разных судьбы».

Ф

Записывают домашнее задание. При необходимости задают вопросы.

− умение слушать и воспринимать полученную информацию (Р).

        умение рефлексии способов и условий действия (П);

умение контроля и оценки процесса и результатов деятельности (П);

        умение оценивать себя на основе критерия успешности

(Р);

умение адекватного понимания причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Р);

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К);

умение использовать критерии для обоснования своего суждения (Р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Разработка урока литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина".

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Форма урока: беседа.Методы урока: словесные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.Форма организации...

Презентация к уроку литературы по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Тема дружбы в рассказе Л.Н.Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Дина"....