Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

   Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных — слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность. Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином. Именно такими мы хотим видеть наше подрастающее поколение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАУ ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)»

Кафедра гуманитарного образования

Технологическая карта

 урока литературы

« Милосердие – это добродетель сердца»

( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

Выполнил:

учитель русского языка

             и литературы

         МКОУ  Петровской ООШ

Купинского района

Калашникова Галина Ивановна

Новосибирск

2019

Технологическая карта урока

Учитель

Калашникова Галина Ивановна

Класс

8

Предмет

литература

Тема

 « Милосердие – это добродетель сердца»

( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

Планируемые общие результаты урока

Предметные: умение анализировать художественный текст; характеризовать героев-персонажей; представлять развернутый устный ответ на поставленный вопрос.

Метапредметные:

коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество в группе (уметь определять общие  цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, рефлексировать.

регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Личностные: осознание обучающимися собственной жизненной позиции, формирование, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Деятельностные приёмы: критериальное оценивание, кластер, диаграмма «Венна», синквейн, анализ текста.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

Взаимные приветствия. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Сообщение о порядке работы на уроке: в каждой группе есть лист оценивания, на котором  вписаны  имена  членов группы,  и по ходу урока обучающиеся будут оценивать друг друга  по указанным критериям.

2. Актуализация знаний учащихся

Ученик читает на фоне музыки стих. А.Блока:

О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души!
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши.
А пока – в неизвестном живём
И не ведаем сил мы своих
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других.
Демонстрируется эпизод из кинофильма «Чучело»

Слово учителя. Фильм Р.Быкова «Чучело» в 80 годы 20 века удивил зрителей. Никто не предполагал, что подростки могут быть такими жестокими. Прошло без малого 40 лет.

- Прочитайте начало повести Е.Мурашовой «Класс коррекции».

- Изменились ли современные подростки?

-Над какой проблемой предлагают задуматься и Р. Быков, и Е. Мурашова?

- О чём мы с вами сегодня будем говорить?

- Сформулируйте тему урока?

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы.

Предлагают тему, формулируют цель урока по опорным словам.

- Тема нашего урока по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»  «Милосердие – это добродетель сердца».

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Милосердие»? (ответы записывают  на доске)

Сформулируйте цель урока:

Обобщить…

Сопоставить…

Объяснить…

Сделать вывод о …

-Кроме этого, в завершении урока мы определим, в чём смысл заглавия повести.

  1. Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.

Диалог с классом:

-Почему классный руководитель 7 «Е» решила говорить с ребятами о милосердии?

-Как вы считаете, почему именно тема милосердия поднимается на первой странице повести?

-Как вы понимаете слово  «милосердие»?

Работа со словарём русского языка С.А.Ожегова (определение милосердия)

-Назовите героев прочитанной повести. Кто они?

- Кто они, эти дети, которых мы старательно избегаем?

 - Какие мы?

Работа в группах (выбор задания)

1 группа: ученики 7 «Е» класса. 

Расскажите об учениках 7 «Е» класса от их имени по плану и приведите примеры из текста:

- Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье?

- Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

-Как мы попали в этот класс?

-Как к нам относятся сверстники из других классов?

- Как к нам относятся наши родители?

- Как к нам относятся учителя?

- Как мы относимся к окружающим?

2 группа: гимназисты.

 - Составьте кластер о гимназистах, об их понимании дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья.

 - Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста.

3 группа: родители.

Составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья.

- Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста.

4 группа: учителя.

Представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп.

- Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения их понимания  дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья.

- Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста.

Чёрная – негатив, отрицание, противоречие.

Жёлтая – оптимизм, позитив, вера.

Красная – эмоции, всплеск.

Белая – констатация фактов.

5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно» (мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимания  дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста.

Во время представления результатов работы групп слушают и добавляют упущенное.

Рефлексивно-оценочный этап

  1. Первичное закрепление

- Итак, мы закончили знакомство с повестью, но, надеюсь, вы ещё не раз вернётесь к ней.... все герои так или иначе проходят испытание ценностями, о которых мы говорили в начале урока, но не все выходят из этих испытаний победителями… Почему? Что мешает? Что значит быть милосердным?

-  Обратимся ещё раз к названию  «Класс коррекции»…

- Что такое коррекция?

- Кто, что и как корректируется в повести?

-  Все ли могут изменить себя?

Приём «Цветные мысли» - в чём смысл названия?

«Палочки равенства» - по 1 человеку от группы представляют общее мнение.

- У нас получился цветок. Как вы думаете, кто явился стимулом роста, своеобразным стеблем этого цветка?

- А на какой почве вырос сам Юра? Что помогло ему стать таким, каким он стал?

- Вернёмся к нашим размышлениям начала урока (обращается к плакату): что же самое главное в жизни? Подтвердились ваши мысли?

  1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

Составление «Синквейна»

  1. Оценивание.

Поставьте баллы за работу в группе. Назовите тех, кто сегодня был самым активным, но и поблагодарить остальных обучающихся, чтобы «снять страх не соответствия окружающим».

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Приём « Свободный микрофон»

Продолжите фразы:

1. Сегодня я понял, что.....

2. Самым интересным было....

3. Было сложно........

4. Я чувствовал себя......

  1. Объяснение домашнего задания.

Говорить о повести "Класс коррекции" можно ещё очень много. Сегодня мы, конечно, сказали не всё. Подумайте, что бы вам ещё хотелось сказать и оформите свои мысли в виде отзыва на это произведение.  Пусть в ваших сердцах не найдется места для равнодушия, да наполнятся ваши сердца добротой, состраданием, любовью, искренним желанием помогать людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой "Класс коррекции"

Разработка содержит сценарий урока по технологии критического мышления с приложениями...

Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"

Технологическая карта урока литературы.  Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...

Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс

Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...

Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...

Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...

Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс

Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...