Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных — слишком неудобна и некрасива, но еще сложнее говорить об этом так, чтобы от произведения остались не чувства отвращения, мрака и безысходности, а милосердие, доброта и искренность. Екатерина Вадимовна Мурашова виртуозно справляется с этой задачей. Она призывает читающего подростка к душевной и нравственной работе над собой как человеком, личностью, гражданином. Именно такими мы хотим видеть наше подрастающее поколение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАУ ДПО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО)»
Кафедра гуманитарного образования
Технологическая карта
урока литературы
« Милосердие – это добродетель сердца»
( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)
Выполнил:
учитель русского языка
и литературы
МКОУ Петровской ООШ
Купинского района
Калашникова Галина Ивановна
Новосибирск
2019
Технологическая карта урока
Учитель | Калашникова Галина Ивановна |
Класс | 8 |
Предмет | литература |
Тема | « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции») |
Планируемые общие результаты урока | Предметные: умение анализировать художественный текст; характеризовать героев-персонажей; представлять развернутый устный ответ на поставленный вопрос. Метапредметные: коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество в группе (уметь определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) познавательные УУД: умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста, рефлексировать. регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей Личностные: осознание обучающимися собственной жизненной позиции, формирование, ориентация в системе моральных норм и ценностей. |
Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии | Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Деятельностные приёмы: критериальное оценивание, кластер, диаграмма «Венна», синквейн, анализ текста. |
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся (кратко) |
| |
1. Мотивация к учебной деятельности | Взаимные приветствия. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Сообщение о порядке работы на уроке: в каждой группе есть лист оценивания, на котором вписаны имена членов группы, и по ходу урока обучающиеся будут оценивать друг друга по указанным критериям. |
2. Актуализация знаний учащихся | Ученик читает на фоне музыки стих. А.Блока: О, тоска! Через тысячу лет Слово учителя. Фильм Р.Быкова «Чучело» в 80 годы 20 века удивил зрителей. Никто не предполагал, что подростки могут быть такими жестокими. Прошло без малого 40 лет. - Прочитайте начало повести Е.Мурашовой «Класс коррекции». - Изменились ли современные подростки? -Над какой проблемой предлагают задуматься и Р. Быков, и Е. Мурашова? - О чём мы с вами сегодня будем говорить? - Сформулируйте тему урока? |
3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы. | Предлагают тему, формулируют цель урока по опорным словам. - Тема нашего урока по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции» «Милосердие – это добродетель сердца». - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Милосердие»? (ответы записывают на доске) Сформулируйте цель урока: Обобщить… Сопоставить… Объяснить… Сделать вывод о … -Кроме этого, в завершении урока мы определим, в чём смысл заглавия повести. |
| |
Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений. | Диалог с классом: -Почему классный руководитель 7 «Е» решила говорить с ребятами о милосердии? -Как вы считаете, почему именно тема милосердия поднимается на первой странице повести? -Как вы понимаете слово «милосердие»? Работа со словарём русского языка С.А.Ожегова (определение милосердия) -Назовите героев прочитанной повести. Кто они? - Кто они, эти дети, которых мы старательно избегаем? - Какие мы? Работа в группах (выбор задания) 1 группа: ученики 7 «Е» класса. Расскажите об учениках 7 «Е» класса от их имени по плану и приведите примеры из текста: - Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? - Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках? -Как мы попали в этот класс? -Как к нам относятся сверстники из других классов? - Как к нам относятся наши родители? - Как к нам относятся учителя? - Как мы относимся к окружающим? 2 группа: гимназисты. - Составьте кластер о гимназистах, об их понимании дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. - Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста. 3 группа: родители. Составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. - Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста. 4 группа: учителя. Представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. - Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения их понимания дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. - Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста. Чёрная – негатив, отрицание, противоречие. Жёлтая – оптимизм, позитив, вера. Красная – эмоции, всплеск. Белая – констатация фактов. 5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно» (мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимания дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста. Во время представления результатов работы групп слушают и добавляют упущенное. |
Рефлексивно-оценочный этап | |
| - Итак, мы закончили знакомство с повестью, но, надеюсь, вы ещё не раз вернётесь к ней.... все герои так или иначе проходят испытание ценностями, о которых мы говорили в начале урока, но не все выходят из этих испытаний победителями… Почему? Что мешает? Что значит быть милосердным? - Обратимся ещё раз к названию «Класс коррекции»… - Что такое коррекция? - Кто, что и как корректируется в повести? - Все ли могут изменить себя? Приём «Цветные мысли» - в чём смысл названия? «Палочки равенства» - по 1 человеку от группы представляют общее мнение. - У нас получился цветок. Как вы думаете, кто явился стимулом роста, своеобразным стеблем этого цветка? - А на какой почве вырос сам Юра? Что помогло ему стать таким, каким он стал? - Вернёмся к нашим размышлениям начала урока (обращается к плакату): что же самое главное в жизни? Подтвердились ваши мысли? |
| Составление «Синквейна» |
| Поставьте баллы за работу в группе. Назовите тех, кто сегодня был самым активным, но и поблагодарить остальных обучающихся, чтобы «снять страх не соответствия окружающим». |
| Приём « Свободный микрофон» Продолжите фразы: 1. Сегодня я понял, что..... 2. Самым интересным было.... 3. Было сложно........ 4. Я чувствовал себя...... |
| Говорить о повести "Класс коррекции" можно ещё очень много. Сегодня мы, конечно, сказали не всё. Подумайте, что бы вам ещё хотелось сказать и оформите свои мысли в виде отзыва на это произведение. Пусть в ваших сердцах не найдется места для равнодушия, да наполнятся ваши сердца добротой, состраданием, любовью, искренним желанием помогать людям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой "Класс коррекции"
Разработка содержит сценарий урока по технологии критического мышления с приложениями...
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс
Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...
Урок внеклассного чтения "Взрослые проблемы детей в повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
Урок рекомендуется для проведения в 7 классе. Проблемы, обсуждаемые автором, знакомы и понятны современным подросткам. Это дружба, вражда, взаимоотношения с родителями и учителями. Цель урока - воспит...
Технологическая карта урока литературы по теме"Край ты мой, родимый край!" 7 класс
Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Край ты мой, родимый край!" Стихи русских поэтов XIX века о природе.Технология "Педагогическая мастерская"...
Технологическая карта урока по литературе для 7 класса по теме: "Знакомство с повестью Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"
Технологическая карта урока по литературе для 7 класса...
Технологическая карта урока литературы по теме "Мир лирики Ф.М. Тютчева" - 11 класс
Разработаная технологическая карта в соответствии с требованиями к обновлённым ФГОС СОО...