Методические рекомендации по написанию ЕГЭ по литературе 2016 год.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Сенянская Олеся Григорьевна

Методические рекомендации по написанию ЕГЭ по литературе 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ege_literatura_2016.ppt251.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические рекомендации по выполнению заданий части С (с развернутым ответом) ЕГЭ по литературе 2016г.

Слайд 2

Регламентирующими документами на ЕГЭ по литературе являются: Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ЕГЭ по литературе; Спецификация контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе; Демонстрационный вариант КИМ.

Слайд 3

Пособия для подготовки к ЕГЭ 2016 г. Литература. Реальные задания. Зинин С.А., О.Б.Марьина, Н.А.Попова. М.: 2016. (Федеральный институт педагогических измерений) Единый государственный экзамен 2016. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Зинин С.А., Л.Н. Гороховская. / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2016. ЕГЭ 2016. Литература: сборник экзаменационных заданий/ авт.- составит. Зинин С.А. – М.: Эксмо, 2016 (ЕГЭ. Федеральный банк экзаменационных материалов ).

Слайд 4

Структура работы Часть 1 предполагает 2 комплекса заданий: 1 - анализ фрагмента эпического, лироэпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема . Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема требуют написания связного текста в объеме 5 – 10 предложений .( указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности) Комплекс 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема .

Слайд 5

2 часть работы Во 2 части работы проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера . Выпускнику предлагаются 3 вопроса ( 17.1 – 17.3 ), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII века и первой половины XIX века, 2 – по произведениям второй половины XIX века, 3 – по произведениям XX века . Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ , обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти ).

Слайд 6

Задания 8,9 и 15,16 На вопросы заданий 8, 9, 15, 16 экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объёме 5-10 предложений. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).

Слайд 7

Задания 9 и 16 Выполняя задания 8,15, выпускник должен дать прямой связный аргументированный ответ на вопрос, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию и при необходимости излагая свою точку зрения. Кроме того, экзаменуемый при ответе должен соблюдать нормы речи. Не пишите вступление и заключение , отвечайте на вопрос кратко и чётко.

Слайд 8

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 8,15 глубина приводимых суждений и убедительность аргументов а) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; подтверждает свои мысли текстом; не подменяет анализ пересказом текста; фактические ошибки и неточности отсутствуют - 3 балла б) экзаменуемый даёт прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; не подменяет анализ пересказом текста, но при ответе не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает одну фактическую ошибку- 2 балла

Слайд 9

продолжение в) экзаменуемый понимает суть вопроса , но не даёт прямого ответа на вопрос, и/или не опирается на авторскую позицию, ограничиваясь собственной точкой зрения, и/или неубедительно обосновывает свои тезисы, и/или частично подменяет анализ текста его пересказом, и/или допускает две фактические ошибки---- 1балл г) экзаменуемый не справляется с заданием: не даёт ответа на вопрос, и/или подменяет анализ пересказом текста, и/или допускает три и более фактические ошибки- 0 баллов

Слайд 10

2. СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ РЕЧИ а) допущено не более одной речевой ошибки 1б б) допущено более одной речевой ошибки 0б Максимальный балл 4б Если по первому критерию выпускник получает 1 балл или 0 баллов, то по второму критерию работа не оценивается (0 баллов).

Слайд 11

ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 8, 15 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ: формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию, а при необходимости – с учётом своей точки зрения; убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста; точность в изложении литературных фактов; грамотное речевое оформление ответа.

Слайд 12

ЗАДАНИЕ 8. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛУЧЕННОГО ШТОЛЬЦЕМ ВОСПИТАНИЯ И КАК ОНО СКАЗАЛОСЬ НА ЕГО ЛИЧНОСТИ? Воспитание Андрея Штольца, героя романа И. Гончарова «Обломов», очень своеобразно. С одной стороны, отец всячески старался приучить сына к труду: собираясь по каким-то делам, он брал сына с собой, параллельно обучая его всем тонкостям и хитростям дела, затем он стал давать Андрею поручения, с которыми тот всегда справлялся. С другой стороны, мать, которая видела в сыне «идеал барина», стремилась уберечь сына от трудовой деятельности, привить ему вкус к светской жизни, деликатность и снисхождение. И мы видим, что Штольц, несмотря на свой деятельный характер и практицизм, умеет сопереживать, любить, способен поддержать друга в трудную минуту. Именно благодаря таким качествам Штольц не остаётся одиноким: у него есть друг детства Обломов, а затем он женится на Ольге Ильинской. 3; 0

Слайд 13

ЗАДАНИЕ 15 . В ЧЁМ ВИДИТ Г. Р. ДЕРЖАВИН ИСТИННУЮ НАГРАДУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТАЛАНТА? Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г. Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это – самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт. 3; 1

Слайд 14

Выполнение заданий 9, 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Данные задания являются своеобразным итогом работы с текстом. По существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определённом литературном контексте .

Слайд 15

. Включение произведения в литературный контекст иккри убедительность аргументов Критерии оценки заданий 9 и 16 а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения И убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа; искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют 4 б а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения

Слайд 16

продолжение И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, убедительно обосновывает выбор каждого произведения,

Слайд 17

продолжение НО допускает отдельные недочёты при сопоставлении двух произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа / или убедительно сопоставляет с предложенным текстом только одно произведение (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты) И/ИЛИ допускает одну фактическую ошибку, в целом не искажая авторской позиции 3б

Слайд 18

продолжение а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно) И убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты); ИЛИ б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование) И убедительно сопоставляет одно или оба произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);

Слайд 19

продолжение ИЛИ в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного произведения, НО не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа; ИЛИ г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно), убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты) И/ИЛИ допускает две фактические ошибки, в целом не искажая авторской позиции 2б

Слайд 20

продолжение а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения / или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное обоснование) И неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа; ИЛИ б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом; ИЛИ в) указывает название только одного произведения и его автора, не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты), И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции, И/ИЛИ допускает три фактические ошибки 1б

Слайд 21

продолжение а) экзаменуемый не отвечает на вопрос; ИЛИ б) даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей и не опирается на авторскую позицию, И/ИЛИ указывает название одного произведения и его автора, но не обосновывает свой выбор (или даёт неверное обоснование), не сопоставляет это произведение с предложенным текстом, И/ИЛИ существенно искажает авторскую позицию, И/ИЛИ допускает более трёх фактических ошибок - 0б Максимальный балл 4

Слайд 22

ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 9, 16 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ: формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию; привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст; при указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа, например, Л. Н. и А. К. Толстые; В. Л. и А. С. Пушкины);

Слайд 23

Задание 16. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Фабрика»? Часто к социальной теме в своих стихотворениях и поэмах обращался Н. А. Некрасов. Его похожесть с Блоком в том, что он обвиняет не только господ, прячущихся за «жолтыми окнами», но и сам народ. Некрасов обвиняет народ в покорности. Обвинения народа в рабской покорности мы видим в его поэме «Кому на Руси жить хорошо». Похоже в этом случае на «Фабрику» Блока и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». Он так же, как и Блок, делит Россию на «нищих» и господ за «жолтыми окнами» и так же обвиняет и тех и других: «И вы, мундиры голубые, и вы, покорный им народ …».-3б

Слайд 24

Задания 17. Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение заданий части 2, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) критерию выставляет «0» баллов, то задание 17 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется . И по четырем другим позициям, соответствующим критериям 2, 3, 4 и 5, в протокол проверки выставляется «0» баллов. Объем сочинения рекомендован не менее 200 слов . При объеме 150 слов работа не будет проверяться.

Слайд 25

Самое важное в сочинении – обнаружить понимание проблемы, предложенной в вопросе, продемонстрировать умение формулировать своё мнение с учётом позиции автора, выдвинуть тезисы и найти аргументы, подтверждающие их . Внимание! О рфографические и пунктуационные ошибки во всех заданиях на ЕГЭ по литературе не проверяются . Но эксперты советуют писать максимально грамотно, чтобы проверяющие разобрались в сочинении, а выпускники наиболее точно и грамотно выразили свои мысли .

Слайд 26

Критерии оценивания задания 17.1-17.3 Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает одну-две фактические ошибки в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, и/или не обосновывает свои тезисы, и/или допускает три-четыре фактические ошибки г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок 3 2 1 0

Слайд 27

2.Уровень владения теоретико- литературными понятиями а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает одну ошибку в их употреблении в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более одной ошибки в их употреблении 2 1 0

Слайд 28

Продолжение 3 Обоснованность привлечения текста произведения а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) – 3б б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом -2б в) текст привлекается только как пересказ изображённого -1б г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются -0б.

Слайд 29

4 Композиционная цельность и логичность изложения а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3б б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, Но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2б в) в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается 1б г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения - 0б 0

Слайд 30

Продолжение 5. Следование нормам речи а) допущена 1 речевая ошибка - 3б б) допущено 2 – 3 речевых ошибки - 2б в) допущено 4 речевых ошибки - 1б г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок– 0б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Методические рекомендации к написанию сочинения.

В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....

Методические рекомендации по написанию экзаменационного сочинения в 9 классе в рамках ГИА.

Данный материал  поможет обучающимся 9 класса в написании сочинения по выбору (С 2.2 и С 2.1) в рамках ГИА. Содержание: структура работы, способы аргументации, цитирование, языковые явления, расс...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ

(Белгородский региональный институт повышения квалификации и профес-сиональной переподготовки специалистов. Кафедра управления образовательными системами) Содержание методических рекомендаций обеспеч...

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ по литературе

В работе представлены методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ  по литературе. Разработка включает в себя приложение, представляющее вариант творческого исслед...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....