Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ по литературе
учебно-методический материал по литературе на тему

Рылова Кристина Юрьевна


В работе представлены методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ  по литературе. Разработка включает в себя приложение, представляющее вариант творческого исследования обучающегося. Методические рекомендации предназначены как для самих обучающихся, так и для преподавателей и учителей литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomend_po_liter.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Иркутск  2013

Рассмотрено на заседании ДЦК

«_____» _____________ 2013 г.

Председатель ДЦК __________

Рылова К.Ю.  Авторская педагогическая разработка: Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ по литературе. – Иркутск: ИрТРиАТ, 2013. — 18 с.

В работе представлены методические рекомендации по написанию, оформлению и защите творческих работ по литературе. Разработка включает в себя приложение, представляющее вариант творческого исследования обучающегося.

 Методические рекомендации могут быть использованы обучающимися техникума, преподавателями литературы.

© ОГБОУ СПО «Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………….…. 4

Раздел 1. Написание творческой работы по литературе ………………….…... 5

Раздел 2. Оформление творческой работы …………………………………….. 8

Раздел 3. Защита творческой работы………………………………………..… 10

Приложение……………………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………………...…. 18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Овладение навыками самостоятельной исследовательской работы является одной из основных задач образования.

Написание исследования по литературе  позволяет не только  отразить приобретенные теоретические знания и практические навыки, но и продемонстрировать творческие способности обучающихся, что связано непосредственно с самой спецификой дисциплины, предполагающей сочетание знаний и умений с творческим исследованием художественного текста.

Творческая работа по литературе  может быть представлена как  итоговая работа изучения дисциплины «Литература». В связи с этим возникла необходимость создания методических рекомендаций по написанию, оформлению и защите творческих работ.

РАЗДЕЛ 1. НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Процесс работы над  любым исследованием, в том числе и над исследованием по литературе  включает в себя ряд последовательных действий. Подробнее остановимся на каждом из них.

  1. Определение темы творческой работы

Успешность творческой работы во многом зависит от выбранной темы. Важно, чтобы она была не только актуальна, но и интересна самому обучающемуся, отражала круг его интересов и вызывала эмоциональный отклик.

 Как правило, существует перечень тем для творческих работ, рефератов и т. д. Тема исследования может быть заявлена  самим обучающимся (в этом случае ее новизна и актуальность обязательно оговаривается с руководителем, при необходимости корректируется формулировка).

Рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, что позволит детальнее рассмотреть вопрос, сделать интересные наблюдения по тексту. Например, «Мотив прощания в лирике А.  Ахматовой», «Цветовая символика в поэзии С. Есенина».  Следует отдавать предпочтение темам, которые являются недостаточно исследованными на сегодняшний день.

  1. Чтение и перечитывание выбранного художественного текста

Данный этап работы является одним из важнейших при работе над исследованием по литературе. Произведение должно быть прочитано внимательно, вдумчиво («под лингвистическим микроскопом»). В процессе чтения обязательно делаются необходимые пометки, акцентируется внимание на значимых для исследования моментах. Фиксироваться могут и эмоциональные реакции читающего.

Однако важно в дальнейшем еще и структурировать, сгруппировать все наблюдения по тексту. Здесь полезным будет составление картотеки, где будут приведены необходимые цитаты с обязательным  указанием  страниц.

Набранный материал потребуется для дальнейшей работы над исследованием и будет пополняться.

Для написания творческой работы  нельзя ограничиваться лишь первым прочтением художественного текста, произведение должно быть прочитано еще раз под определенным углом зрения, заявленным в теме.

  1. Подбор и изучение научных публикаций по теме исследования

Изучение базовых научных трудов позволит существенно расширить и скорректировать сложившиеся представления и знания о проблеме. Целесообразно начинать изучение литературы с учебных пособий, после этого можно переходить к рассмотрению монографий, статей, словарей, материалов электронных источников. Следует обращать внимание на авторитетные издания.

Важно не просто изучить научную литературу по теме, но и сделать необходимые выписки с обязательным указанием источника и страницы, попытаться систематизировать этот материал и сделать соответствующие выводы. Следует избегать неоправданного цитирования.

  1. Составление плана и формирование структуры исследования

Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследование, в нем отражаются основные этапы развертывания темы. При его составлении следует учитывать, что:

  • план должен быть развернутым;
  • части должны быть примерно одинаковы по объему;
  • план должен соответствовать содержанию исследования.

Содержательная часть творческой работы имеет следующую структуру:

  • титульный лист (см. приложение 1)
  • оглавление
  • введение отражает понимание актуальности исследования, его целей и задач (см. приложение 2);
  • основная часть может дробиться на главы, параграфы, пункты, при этом обязательна логичность изложения, после каждой главы, параграфа делаются выводы и обобщения (см. приложение 3);
  • заключение подводит итоги всей работы, в нем отражаются результаты и предполагается видение дальнейших перспектив (см. приложение 4);
  • список использованной литературы обязателен в любой научно-исследовательской работе, располагается в конце в алфавитном порядке с точным указанием выходных данных (см. раздел 2);
  • приложение  - по необходимости.
  1. Написание текста творческой работы

После составления плана переходят непосредственно к самому изложению материала, где раскрывается выбранная проблема. Особое внимание следует обратить на оформление работы (см. раздел 2).

После написания творческая работа предоставляется научному руководителю для проверки, внесения замечаний и корректировки.

Исследование дорабатывается с учетом замечаний, вносятся необходимые изменения. Только после этого оформляется чистовой вариант.

Творческая работа должна быть написана научным языком с соблюдением правил грамматики, орфографии и пунктуации, с учетом особенностей научной речи (точность, однозначность, логичность и т.д.).

Следует помнить, что в современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной, где недопустимым является употребление личного местоимения «я». Так, вместо фразы «я считаю» следует употреблять «мы считаем» или «считается».

Творческая работа по литературе должна представлять собой целостное стилистически однородное и завершенное исследование.

РАЗДЕЛ 2. ОФОРМЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Творческая работа – исследование, к которому предъявляются конкретные требования, регламентированные стандартами:

1. Работа начинается с титульного листа, который оформляется в соответствии с принятыми правилами.

                2. Исследование выполняется 14 кеглем, шрифт – Times New Roman,  междустрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.

                3. Страницы текста должны быть пронумерованы и иметь поля – по 2 см сверху и снизу, слева – 3 см, справа – 1 см. Нумеровать страницы следует, начиная с 3 страницы (на титульном листе и на странице с оглавлением номер не ставится).

                4. Каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, список литературы) начинается с новой страницы. Заголовки  оформляются единообразно, выравниваются   по центру строки  и выделяются жирным шрифтом. После названия раздела, главы, параграфа точка не ставится. Не допускается подчеркивание  и перенос заголовков.

                5. Примеры из художественной литературы  заключаются в кавычки и  выделяются  курсивом, после них  оформляются сноски.

                6. Цитаты из научной литературы также закавычиваются и требуют после себя ссылки на источник.

                7. Ссылки набираются в квадратных скобках. Например, [9, 27].       Здесь 9 – номер источника, указанного в списке литературы, 27 – номер страницы. Ссылка может оформляться и по-другому: [Есин 2008: 32] (фамилия автора, год издания, страница).

                8. Особое внимание обращается на оформление списка литературы.

Так, книга одного автора оформляется следующим образом:

Николина, Н. А. Филологический анализ текста [Текст] : учебное пособие / Н. А. Николина. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2008. – 272 с.

Статья из сборника научных трудов:

Краснова Т. В. Гоголь в рассказах Шукшина [Текст] / Т. В. Краснова // Анализ литературного произведения: Гоголь: диалог с будущим. – Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2009. – С. 48 – 56.

Статья из газеты, журнала:

Кукуева, Г. В. «Драматизированный» диалог у В. М. Шукшина [Текст] / Г. В. Кукуева // Русская речь. – 2008. – № 5. – С. 39 – 42

Собрание сочинений:

 Шукшин, В. М. Собрание сочинений [Текст] /  В. М. Шукшин. –  М. : Молодая гвардия, 1992. –  Т. 1– 6.

Отдельный том из собрания сочинений:

Гоголь, Н. В. Собрание сочинений :  В 8 т. Т. 1.  Повести [Текст] /       Н. В. Гоголь. – М. : Правда, 1984. – 381 с.

Электронные источники:

Ничипоров, И. Б. Образы матери в рассказах В. Шукшина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat–100485.html. – Заглавие с экрана.

РАЗДЕЛ 3. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Защита творческой работы осуществляется на научно-практических конференциях, уроках, а также  в рамках устного экзамена по литературе.

Защита творческого  исследования – это публичное краткое, но содержательное представление работы, после которого обучающийся отвечает на вопросы, возникшие у слушателей по ходу выступления.

Содержание доклада (сообщения)  должно быть тщательно продумано, т. к. на процедуру защиты отводится ограниченное количество времени (не более 10 минут).

При подготовке к защите следует еще раз прочитать не только текст творческой работы, но и само художественное произведение, по которому написано исследование. В целях соблюдения регламента необходимо заранее самостоятельно определить, сколько времени занимает сообщение и исключить несущественное.

Выступление должно быть четким, продуманным и отражать основные положения творческой работы. Обязательны примеры. Лучше, если защита будет сопровождаться каким-либо раздаточным материалом или электронной презентацией.

Необходимо следить за речью, избегать грамматических ошибок, нарушения акцентологических и орфоэпических норм, также обращать внимание на интонацию, темп речи (он не должен быть слишком быстрым или, напротив, медленным)  и дикцию.

После выступления обучающийся должен быть готов ответить на вопросы. Отвечать нужно четко на поставленный вопрос, соблюдать тактичность. Если содержание вопроса не являлось объектом исследования и не рассматривалось в работе (следовательно, обучающийся испытывает затруднения при ответе), необходимо корректно заявить об этом и обязательно принять во внимание при дальнейшей работе над творческим проектом.

После защиты выступающий благодарит слушателей и членов комиссии за внимание и вопросы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Министерство образования Иркутской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский техникум речного и автомобильного транспорта»

МЕХАНИЗМЫ В РАССКАЗАХ А. П. ПЛАТОНОВА

творческая работа по литературе

                                 

                                                                                 

Выполнил:____________

                                                                                                                 Проверил:_____________

Иркутск  2013

ВВЕДЕНИЕ

Одним из центральных мотивов русской литературы является мотив дороги, пути. Достаточно вспомнить наиболее известные произведения: у     А. С. Пушкина  в «Евгении Онегине» главный герой «мчится в пыли на почтовых», Печорин в «Герое нашего времени» постоянно находится в пути (М. Ю. Лермонтов),  особое место занимает мотив дороги в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Отцах и детях» И.С. Тургенева.

При этом можно отметить следующую тенденцию: само средство передвижения, как правило, уходит на второй план и не интересует читателя, а иногда и самого автора.

В своем исследовании мы попытались проанализировать  именно образ машины, механизма. Материалом послужили рассказы А. П. Платонова, в чьем творчестве  данная тема представлена достаточно широко.

Цель данной работы – выявить особенности представления и описания различных механизмов в рассказах А. П. Платонова.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

− Выявить  описание механизмов в рассказах писателя;

− Проанализировать отношение платоновских героев к механизму;

Определить особенности изображения механизма у А. П. Платонова.

Итак, объект исследования – описание различных механизмов в рассказах А. П. Платонова, предмет – специфика восприятия  их писателем.

Структура работы. Творческая работа состоит из введения, основной части, где рассмотрена заявленная проблема, заключения и списка использованной литературы.


МЕХАНИЗМЫ В РАССКАЗАХ А. П. ПЛАТОНОВА

В традиционном понимании, машина – это нечто бездушное, неживое,  лишенное чувств, действующее по определенному запрограммированному алгоритму. Чаще всего это проявляется в разговорной речи при  сравнении действий человека с действием техники: «как робот»,  «как машина», «как танк» и т.д.

Особо показателен в этом плане эпизод в салоне Анны Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», где неестественность, бездушность гостей и самой хозяйки подчеркивается сравнением светского вечера с механизмом: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели» [3, 5].

В рассказах А. П. Платонова машина, механизмы представлены иначе. Простой взгляд на паровоз у героев писателя вызывает «растроганную радость»: «Машина «ИС» одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления, я мог подолгу глядеть на неё, и особая растроганная радость пробуждалась во мне – столь же прекрасная, как в детстве при чтении стихов Пушкина» [2, 47].

Обращение автора к описанию техники или просто упоминания о ней далеко не единичны. Так, например, в рассказе «В прекрасном и яростном мире» повествуется о машинисте, потерявшем зрение, но не утратившем живого  интереса к машине,  Мальцев будто сливается с паровозом воедино, чувствует биение его «парового сердца».  В «Старом механике» паровоз и вовсе представлен как член семьи, в рассказах «Корова», «Усомнившийся Макар» значительное место отводится описанию работы железнодорожников и техническому действию поезда.

        При этом техника у Платонова предельно очеловечена, обладает способностью чувствовать. Приведем несколько примеров реплик платоновских героев:  «надо бы знать, как машина себя чувствует», «машина у них совсем изуродовалась и заболела», «механизм стонал и кричал», «паровоз запыхался», «палец в машине болит», «замучают они машину», «машина чувствовала прохладу» [2]. 

Иногда герои и вовсе отождествляют машину с человеком: «Семья Петра Савельевича была небольшая: состояла из него самого, жены и паровоза серии Э» [2, 34].

Когда в рассказе «Старый механик»  в разговоре с мужем жена называет паровоз «железом», он категорически возражает: «Да какое там железо тебе! Тридцать лет с механиком живёшь, а всё малограмотная...»   [2, 35].

Техника настолько ценится героями писателя, что ей отдаётся самоё лучшее: «Плохое масло я в машину не допущу. Плохое я лучше сам с кашей съем, а в машину всегда даю масло чистое и обильное» [2, 35]. 

Механизм герои Платонова всегда жалеют и стремятся ему «помочь»: «На полустанке Макар все-таки не слез, он вспомнил одно техническое соображение и остался в поезде, чтобы помогать ему ехать дальше. «Замучают они машину» - с сожалением думал он» [2, 14].

В рассказе «Корова» мальчик Вася также помогает движению паровоза, посыпая на рельсы песок во избежание пробуксовки.

Следует отметить, что у Платонова любят и чувствуют машину, разбираются в ней не только профессионалы, но и, например, женщины, дети. Наиболее яркие примеры – это мальчик Вася, стремящийся вместо машиниста повести поезд,  и жена старого механика, обнаружившая глубокие познания устройства механизма: «А может, Петр Савельич, у тебя там на дышлах либо в шатуне масло сорное. Ты бы заставил помощника профильтровать масло иль сам бы взялся…» [2, 24].

Платоновские герои не только интересуются устройством техники, но и сами стремятся изобрести какой-либо механизм. Так, например, в рассказе «Усомнившийся Макар» герой охвачен идей создания некой «строительной кишки», которая бы облегчила человеческий труд и избавила бы от необходимости «попусту гонять машины», которые, как мы уже убедились выше, всячески оберегаются героями писателя.

Интерес А. П. Платонова к технике связан, очевидно, с тем, что он происходил из семьи слесаря железнодорожных мастерских, сам работал на Воронежском паровозоремонтном заводе, учился в железнодорожном политехникуме. Кроме того, писатель ещё и выпускает в своё время книгу «Электрификация» [1, 2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, механизмы в рассказах А. Платонова занимают особое место.  Их изображение, восприятие существенно отличается от предшествующей литературы. Писатель не только отводит технике одно из центральных мест, но и «очеловечивает» её, наделяет способностью чувствовать, мыслить. Можно сказать, что Платонов предвосхитил нашу современность, когда машину называют «стальным конём», а компьютер становится первым помощником и другом человека. Но сейчас техника воспринимается как нечто само собой разумеющееся и поэтому не вызывает такого интереса и восхищения, как у героев писателя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУЫ

        1. Басаков М. И. От реферата до дипломной работы: учебное   пособие. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

        2. Зинченко В. Г. Методы изучения литературы. Системный подход. – М. : Флинта, 2002.

        3. Климова Т. Ю. Исследовательская работа по литературе. – Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2009.

        4. Учебно-методические рекомендации по написанию студенческих научно-исследовательских работ / под ред. И. А. Сырова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2007.

Интернет – ресурсы:

        5. Методические рекомендации по написанию и оформлению письменных  работ. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-355565.htm. – Заглавие с экрана.

        6. Методические рекомендации по написанию реферата. – Режим доступа: http://www.hse.spb.ru/edu/recommendations/method-referat – Заглавие с экрана.

        7. Методические рекомендации по написанию научно-исследовательской работы. – Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-98373.html. – Заглавие с экрана.

        8. Рекомендации по написанию исследовательской работы. – Режим доступа: http://anschool-8.ucoz.ru/publ/uchiteljam/poleznye. – Заглавие с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ

Данное пособие создано в помощь учащимся при написании научно-исследовательской работы. В данном пособии описаны современные требования к оформлению написания работы и тезисов. Методичка подскажет уча...

Методические рекомендации по выполнению, оформлению и защите курсовых работ

В процессе обучения в колледже  студент выполняет несколько курсовых работ.Курсовая работа – это серьезное комплексное, объемное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студ...

Методические рекомендации по написанию и оформлению исследовательской работы

Данные рекомендации разработаны на основе общепринятых норм оформления исследовательских работ. Они помогут учащимся и педагогам подготовить и правильно оформить работу для представления на конкурс....

Методические рекомендации по написанию и защите рефератов по учебной дисциплине "Менеджмент"

Методические рекомендации представляют собой совокупность учебно-методических материалов для подготовки рефератов по дисциплине "Менеджмент" и созданий презентаций по защите рефератов...

Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских проектов

В настоящее время   проектная деятельность  стала неотъемлемой частью обучения. В материале кратко описана структура проекта, даны рекомндации по оформлению и защите исследовательских р...

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮИ ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА», 2013годРассмотрено и одобрено...