Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_napisaniyu_ekzamenatsionnogo_sochineniya_po_literature.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс) Подготовка к сочинению
При написании сочинения по литературе следует помнить:
• объем сочинения 4-5 страниц;
• суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;
• почерк должен быть разборчивым;
• соблюдать поля;
• писать желательно черной гелевой ручкой;
• на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;
• выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;
• на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;
• строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;
• не сбиваться на пересказ текста;
• не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;
• не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;
• если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);
• если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);
• то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;
• главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») − это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;
• удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;
• привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;
• рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик.
Не забыть о членении текста − разделить сочинение на абзацы.
В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.
Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «/», «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.
В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества.
Подготовка к сочинению по темам, предполагающим истолкование стихотворения поэта 19 или 20 века. Браться на выпускном экзамене за тему, связанную с истолкованием стихотворения, рекомендуем только ученикам, имеющим положительный опыт такой работы. Главное в такого рода сочинении не сбиться на перечисление художественных приемов тропов, фигур речи, формальных признаков поэтического текста. Стихотворение должно быть интерпретировано по-своему, обратим внимание, что в скобках после темы указан ключ к анализу: восприятие, истолкование, оценка. Обращаем учеников к конспектам уроков, на которых рассматривались поэтические произведения. Напомним о возможности и желательности сопоставлений при анализе поэтического текста (место произведения в контексте эпохи, в контексте творчества автора, в наше время, личное восприятие). Основное, на что следует обратить внимание при написании сочинения по лирическому произведению, это формулировка темы. Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, увидев знакомое название, просто излагать в своем сочинении все, что вы знаете об этом стихотворении. Без полного понимания того, что именно предлагается сделать с данным произведением, хорошего ^сочинения с грамотным анализом стихотворения не получится. Поэтому первое, что нужно сделать, приступая к разбору стихотворения это попытаться понять и осмыслить то, о чем в нем говорится. Так же немаловажно разобраться в том, какова его форма, что потребует достаточно серьезного исследования содержательной стороны сочинения.
Чтобы понять проблему работы вы можете действовать по следующим пунктам:
1) «просто» проанализировать стихотворение;
2) сопоставить его с каким либо другим стихотворением (этого или другого автора);
3) проследить определенную идею или образ в лирике или творчестве автора;
4) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов в стихотворении). Основная трудность состоит в том, что для сочинения на такую тему нельзя предложить типового плана. Как правило, для последовательного рассуждения выделяют следующие элементы:
1) время и место создания произведения, история написания, связь с остальным творчеством автора;
2) предмет изображения (тема) стихотворения, жанр и его особенности, главная мысль (идея) произведения;
3) образы произведения и средства (тропы) их создания;
4) композиция стихотворения.
Последовательность изложения перечисленных элементов может изменяться в зависимости от самого произведения. Если в своем сочинении вы сопоставляете два стихотворения, то на первый план вы должны вынести общие черты и черты различия, разные подходы к одной общей идее (например, тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).
Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию экзаменационного сочинения в 9 классе в рамках ГИА.
Данный материал поможет обучающимся 9 класса в написании сочинения по выбору (С 2.2 и С 2.1) в рамках ГИА. Содержание: структура работы, способы аргументации, цитирование, языковые явления, расс...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Методические рекомендации для написания итогового сочинения по литературе
Материал по 5 направлениям...
Из опыта работы по подготовке к сочинению по литературе 11 класс (А.И. Солженицын "Матрёнин двор")
Произведение А.И. Солженицына "Матрёнин двор" как пример "универсального" произведения для подготовки к декабрьскому сочинени...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературе (7 класс, УМК И.Н.Сухих).
Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 7 класса...
Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....
Выступление на областной конференции по теме "Визуализация на уроках русского языка и литературы. Инфографика при подготовке к сочинению по литературе в 11 классе"
Материал содержит собственные наработки по теме. Сопровождается презентацией....