Методические рекомендации по написанию экзаменационного сочинения в 9 классе в рамках ГИА.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Данный материал поможет обучающимся 9 класса в написании сочинения по выбору (С 2.2 и С 2.1) в рамках ГИА. Содержание: структура работы, способы аргументации, цитирование, языковые явления, рассматриваемые в С 2.1, и их функции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia_3_chast.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИА 3 ЧАСТЬ (С 2.2)
Третья часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения, которое базируется на содержании прочитанного текста.
Важно – продемонстрировать понимание основной мысли предлагаемого фрагмента, адекватно передать ее в собственном письменном высказывании, подтверждая свою точку зрения своими аргументами и извлеченными из текста. Приводя аргументы, следует указывать либо номера нужных предложений, либо применять цитирование.
Оценивается написание СВОЕГО, ОРИГИНАЛЬНОГО текста, строго соответствующего поставленной проблеме. В этом виде работы оценивается умение создавать свое мини-сочинение.
Ключ к успеху – КОМПОЗИЦИЯ. Это наиболее крупные фрагменты сочинения:
- ЗАЧИН,
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,
- КОНЦОВКА.
- ЗАЧИН – начало письменной работы. Он может быть нейтральным или эмоциональным, неожиданным, начинающимся с общего. Первое предложение едва ли не самое трудное: ОТ ТОГО, КАК БУДЕТ НАЧАТО СОЧИНЕНИЕ, ЗАВИСИТ И ВСЯ ТОНАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - наиболее объемная часть сочинения, развивающая идею зачина. В нее входят основные пункты:
- выявление позиции автора по затронутой проблеме;
- комментарии основных суждений, высказанных автором;
- выражение собственного мнения, аргументируемое примерами из прочитанного текста с указанием номера предложения или с помощью цитирования.
Основная часть обязательно должна иметь абзацы!!! Абзацные предложения составляют канву текста. Их наличие – условие связного, цельного текста. Их отсутствие – недостаток текста, ведущий к снижению баллов за работу.
- КОНЦОВКА – завершение текста, придающая законченность повествованию. Она содержит общие выводы, при формулировке которых используются языковые клише:
«Все сказанное убеждает читателя в том, что...»
«Подводя итог сказанному, можно сделать вывод...»
«Таким образом, следует сделать вывод о том, что...»
«Не остается сомнений в том, что...»
«Подводя итог размышлению, хочется подчеркнуть...»
Текст РАССУЖДЕНИЕ предполагает следующую структуру:
ТЕЗИС (ПОЛОЖЕНИЕ, КОТОРОЕ НАДО ДОКАЗАТЬ) – АРГУМЕНТЫ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА) – ВЫВОДЫ (ОБЩИЙ ИТОГ)
Способы аргументации:
- Номер нужных для подтверждения мыслей предложений.
«К примеру, в предложении 12 автор выражает...»;
«Подтверждением мысли может служить 8 предложение текста: « Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям... – вот это и будет интеллигентный человек»;
«Автор убежден в том, что истинно интеллигентный человек тот, кто обладает пониманием культурных ценностей, умением отличать истинное от ложного, тонко чувствует природу и способен разобраться в тонкостях окружающих людей (предложение 14 текста).»;
«В 5 предложении автор убедительно говорит о том, что...»;
«А вот в предложении 6 звучит призыв к тому, чтобы...»
«Внимательно изучив предложение 7 текста, можно сделать вывод о том, что...»
«Если в предложении 18 рассказчик утверждает, что..., то в предложении19 мы слышим явный призыв к...»
Цитирование__________
Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-либо источника. Цитирование должно служить доказательством или подтверждением выдвинутых предположений. При этом каждая цитата сопровождается указанием на источник, автора. Отсутствие этого указания является фактической ошибкой в сочинении-рассуждении.
Цитирование может быть прямым или непрямым (косвенным).
Прямая цитата – это полная, без произвольного сокращения и искажения передача мысли из цитируемого текста.
Косвенная цитата – это передача информации в косвенной речи (пересказ, изложение мысли своими словами) с сохранением сути приводимого из первоисточника материала. При косвенном цитировании следует быть предельно точным и корректным в оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.
- Цитата заключается в кавычки. В ней сохраняются грамматическая форма, знаки препинания!
Если цитата стоит после слов лица, которому она принадлежит, то она оформляется как прямая речь.
В тексте Д. С. Лихачева читаем: «Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков».
Д. С. Лихачев так представляет интеллигентного человека: «...».
Эта мысль подтверждается в 8 предложении текста: « ...».
2. Если цитата включается в предложение авторского повествования, синтаксически связывается с авторским текстом, то первое слово цитаты пишется с маленькой буквы, например:
Д. С. Лихачев утверждает, что «именно такая интеллигентность необходима для жизни самого человека и для окружающих его людей».
Автор убежден в том, что «интеллигентность нужна при всех обстоятельствах».
Свое повествование об интеллигентности Д. С. Лихачев начинает с мысли о том, что «человек должен быть интеллигентным».
3. Если цитата стоит в начале синтаксического целого и авторские слова следуют за ней, то первое слово цитаты пишется с большой буквы, даже если в цитируемом источнике оно начинается с маленькой буквы (пропуск части текста обозначается многоточием):
«... А между тем можно иметь все это и не быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком», - утверждает Д. С. Лихачев в
11 предложении текста.
«...Лес – это дом для человека, даже больше, чем дом, и правила поведения в нем, уважение к его жителям должны быть не менее строгими, чем в собственном доме», - пишет М. Канн в завершении своего размышления об истинных качествах человека.
- Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается постановкой многоточия:
- пред текстом цитаты (после начальных кавычек), когда цитата приводится не с начала предложения:
Ссылаясь на результаты исследований, автор в 14 предложении текста убедительно констатирует неопровержимый факт: «...причиной лесных пожаров служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими».
(В тексте: Исследования показали: причиной лесных пожаров служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими)
- в середине цитаты, когда пропущена часть текста:
Д. С. Лихачев пишет: «Но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье... – вот это и будет интеллигентный человек».
- после текста цитаты (перед закрывающими кавычками), когда цитируемое предложение
приводится не до конца:
Д. С. Лихачев утверждает: «А между тем можно иметь все это и не быть интеллигентным...».
ГИА 3 ЧАСТЬ (С2.1)
- Композиционные особенности текста-рассуждения смотри в особенностях написания С 2.2.
- Способы аргументации смотри в особенностях написания С 2.2.
- Приступая к заданию С 2.1 вы должны уже знать ответ на поставленный вопрос, т.е. знать функции предложенных для рассмотрения языковых явлений ( не менее двух!).
- Сориентировавшись в функциях, вы должны найти аргументы (примеры, доказательства) из текста, подтверждающие разные функции рассматриваемого языкового явления.
- Прежде чем приступить к работе над черновиком, для наглядности на отдельном листе составьте опору: напишите вопрос задания, ниже – ответ на него, затем под ответом запишите аргументы из текста.
- Языковые явления, рассматриваемые в С 2.1, и их функции.
* Устаревшая лексика (архаизмы и историзмы)
1. Воссоздание исторической обстановки в стране;
2. передача национально-культурных традиций русского народа;
3. создание речевого колорита описываемой эпохи
* Антонимы
1. Выражение контрастных отношений;
2. источник речевой экспрессии, усиление эмоциональности речи.
Типы: однокоренные (счастье – несчастье) – разнокорневые (день – ночь);
общеязыковые – контекстуальные (авторские)
* Синонимы
1. Яркое лексическое изобразительно-выразительное средство языка, позволяющее украсить и обогатить речь, делая ее яркой, образной;
2. позволяют передать оттенки значения;
3. помогают избегать повторы в тексте.
Типы: общеязыковые – контекстуальные (авторские): Пашня заросла пышным, жгучим, неприхотливым сорняком
*Диалектная лексика
1. Передача особенностей речи жителей определенной местности;
2. создание местного колорита
* Специальная лексика (профессионализмы)
1. Придает произведению художественной литературы колорит, яркость;
2. Связывает художественный текст с жизнью.
* Фразеологизмы
1. Обозначают лица, предметы, явления, действия, выражают качественные характеристики лица, отношение говорящего к действительности;
2. Служат для связи отдельных частей или целых предложений;
3. Изобразительно-выразительные средства языка, используемые автором как готовые определения, сравнения, эмоционально- изобразительные характеристики.
* Риторические вопросы и восклицания
1. Средство создания эмоциональности, экспрессивности речи;
2. Средство выражения авторской позиции.
* Риторические обращения
1. Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему;
2. Усиление выразительности речи;
Например: Мечты, мечты! Где ваша сладость?
* Лексический повтор (сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов)
1. Усилить значение образа, понятия;
2. Синтаксическое изобразительно- выразительное средство языка, средство экспрессии.
* Цитаты
1. Придают речи эмоциональность, выразительность;
2. Помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы.
* Как строится рассуждения
1. Тезис – положение, которое надо доказать;
2. Аргументы – доказательства, объяснения для обоснования какой-либо мысли;
3. Выводы – общий итог.
* Особенности стилей речи
Книжные Разговорный
- Деловой
- Научный
- Публицистический
- Художественный
* Как правильно писать письмо
1. Письмо начинается с обращения к лицу, которое посвящено послание. Письма разным людям должно иметь различную форму обращения.
2. Письмо должно содержать важные и интересные для того, кому оно адресовано, новости, сообщения, мысли.
3. Письмо должно быть содержательным, говориться в них должно о значительных, существенных вещах.
4. Заканчиваться письмо должно заключением, которое не должно быть банальным. Оно должно выражать уважение к собеседнику, надежду на скорую встречу.
* Обращение
1. Назвать собеседника, привлечь его внимание, побудить к восприятию речи.
2. Называя собеседника, оценивать его и раскрывать отношение говорящего к нему.
* Вводные слова, сочетания и предложения
1. Выражают отношение говорящего к тому , что он сообщает, к содержанию высказывания.
2. Делают предложение более эмоциональным, углубляют представление о говорящем, о его чувствах, мыслях, мнении.
* Вставные конструкции
1. Передавать практически не ограниченный по смыслу круг сведений, дополнительных к содержанию основной части предложения или какого-либо члена предложения
2. Увеличивают содержательный, информационный объем предложения
Например: Я оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.
* Роль знаков препинания в письменной речи (роль пунктуации)
- Отражение структуры предложения.
Например: , отделяет придаточное от главного в СПП, разделяет однородные члены в ПП; - необходимо после однородных членов перед обобщающим словом, между предикативными частями в БСП и т. п.
- Помогают осуществлять смысловое членение текста
Например: В предложении Путешествовал мало: не позволяло здоровье : указывает на то, что последующее предложение выражает причину того, о чем говорится в 1-м предложении.
3. Отражение интонации.
Например: В предложении Как прекрасен мир! ! помогает автору передать восхищение и придает предложению эмоциональную насыщенность. Такое предложение следует произносить с яркой интонацией, восхищенно и радостно.
А) !: 1. Эмоциональный характер сообщения; 2. Подчеркивает категоричность побуждения, 3. Оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением приветствия, прощания, извинения и т. п.
Б) ?: 1. Представляет вопросительное невосклицательное предложение, 2. Выражает смысловые особенности, мысли автора, концентрирует внимание читателя на предметах, явлениях, рассматриваемых в тексте, 3. Передает вопросительную интонацию.
В) ...: 1. Обозначает взволнованную, прерывистую речь, паузы, заминки, 2. Используются при незаконченных сообщениях, цитатах.
Г) . : 1. Представляет законченное повествовательное невосклицательное или побудительное невосклицательное предложение, законченность мысли. 2. Разделение одного предложения на части (парцелляция) с целью усилить выразительность. Например: Мне не больно. Совсем. Нисколько.
Д) , : 1. Выделение и разделение друг от друга различных составных частей простого и сложного предложения,
2. Смысловое членение в ПП и в СП, 3. Отражение интонационных особенностей текста (наличие пауз)
Е) : :1. Отражение структуры предложения (после обобщающего слова в простом предложении, между предикативными частями в БСП предложении), 2. Указание на то, что часть текста после двоеточия связана причинными, пояснительными и изъяснительными отношениями с частью текста перед ним в ПП или в СП,
3. выражение интонационных особенностей повествования.
Ж) - : 1. Отражение структуры предложения (выделение или разделение составных частей в ПП и в СП), 2. Особая смысловая нагрузка ( например, в БСП последующая часть указывает на время, представляет сравнение, вывод – см.
9 класс), 3. Интонационные особенности речи (наличие особого произношения, пауз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к написанию сочинения.
В данной работе представлена четкая схема работы над сочинением,которая поможет учащимся выполнить работу на высоком уровне....
Методические рекомендации по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
Как научить "видеть" проблему текста....
Методические рекомендации по написанию сочинения
1. Как сформулировано задание С2.1?Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – ка...
Методические рекомендации «Как писать сочинение»
Методические рекомендации для написания сочинений. Данное пособие составлено в помощь учащимся и педагогам для написания сочинений. Рекомендуется методистам, педагогам, учащимся, родителям....
Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.
Методические рекомендации для обучающихся 9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа....
Методические рекомендации к написанию сочинения ЕГЭ (часть 2, задание 25)
Данные методические рекомендации содержат информацию о подготовке к сочинению по прочитанному тексту....
Методические рекомендации ученикам "Пиши сочинение"
рекомендации...