Урок "Мир природы в поэзии 19 века"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ример Алиса Александровна

Урок  «Мир природы в поэзии 19 века» (по

стихотворениям «Весенний дождь» и «Задрожали листы, облетая» А.Фета)

С использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_rimer.docx934.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Мир природы в поэзии 19 века» (по

стихотворениям «Весенний дождь» и «Задрожали листы, облетая» А.Фета)

  • использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ример Алиса Александровна

Район

Советский

Место работы

 МАОУ «Гимназия № 53»

Должность

учитель русского языка и литературы

УМК

«Литература,  6  класс»  в  2-х  частях.  Электронная

форма  учебника  (ЭФУ)  для  общеобразовательных школ.  Авторы:  Курдюмова Т.Ф. (Издательства  «Дрофа»  в

    приложении «LECTA»).

Предмет

литература

Класс

6 класс

Общая информация

Тема урока

Мир природы в поэзии 19 века.

Тип урока

Урок закрепления изученного материала

Цели и задачи

Цель: обучение анализу лирического произведения (по

стихотворениям «Весенний дождь» и «Задрожали листы, облетая» А.Фета).

Задачи:

1) продолжить работу по изучению пейзажной лирики, рассмотреть этапы анализа поэтического текста;

2) формировать навыки выразительного чтения;

3) углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения;

4) обсудить алгоритм анализа стихотворения;

5) углубить представления о понятиях пейзаж, пейзажная лирика, средства выразительности, лирический герой, авторская позиция;

6) формировать навыки монологической речи        

Планируемые результаты

  • личностные

проявлять познавательный интерес к цели и

способам решения учебной задачи;

стремиться самостоятельно приобретать знания;

совершенствовать навыки выразительного

чтения и комментирования художественного

произведения, сопоставления его с личным

опытом;

совершенствовать речевые умения, стремиться

проявлять творчество в решении

поставленной задачи;

объективно оценивать результат труда;

  • предметные

знать особенности стихотворной речи, ее

отличия от прозаической;

выразительно читать, анализировать стихотворение, опираясь на мировоззрение автора, на

понимание его нравственных убеждений

объясняя значение художественных образов,

ключевых слов и понятий;

знать определение лирики, понятия лирический

герой, пейзажная лирика, ритм, рифма, строфа;

знать особенности интонирования (логические

ударения, смысловые и ритмические паузы);

формулировать связные ответы.

  • метапредметные

регулятивные:

понимать смысл и цель анализа лирического

произведения;

анализировать собственные действия для

достижения результата;

анализировать качество собственного ответа;

коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении;

связывать информацию, обнаруженную в произ-

ведении, со знаниями из других источников

композиционно грамотно формулировать

высказывание в соответствии с заданной темой;

различать в устном ответе вид и цель

высказывания: тезис - доказательство-вывод .

Формы контроля и диагностики

достижения результатов обучения

Тренажер ЭФУ

Фронтальный опрос

Модель использования ЭФУ

«МОДЕЛЬ BYOD»

Технология организации учебной

деятельности с ЭФУ

«перевернутое обучение»

Программно-техническое и

дидактическое обеспечение

Необходимое оборудование

Компьютер учителя, индивидуальные устройства школьников

Программное обеспечение

Windows 7 и выше, Android 4.2+

Дидактическое обеспечение

Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

Рекомендуемые Интернет-сервисы

Технология «перевернутого обучения»

Идея использования технологии «перевернутого обучения» на данном уроке (втором по творчеству А.П. Платонова) заключается в том, что важные этапы работы с информацией (систематизация имеющихся знаний, выделение нового знания, осмысление нового знания) реализуются обучающимися самостоятельно дома в соответствии с

индивидуальными способностями. Соответственно закрепление новых знаний, полученных в процессе самостоятельного прочтения рассказа и работы над вопросами, и углубление происходит в школе, на уроке, через организацию совместной деятельности учителя и обучающихся. Преимущество технологии «перевернутого обучения» заключается в том, что на уроке появляется возможность поработать над теми вопросами, которые вызвали затруднения у обучающихся при самостоятельном изучении нового материала, а также происходит выявление и освоение новых знаний, расширяющих необходимый объем, предусмотренный учебной программой по изучаемому предмету.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Как используется материал ЭФУ (тип объекта, номер страницы, какую роль он играет на данном уроке)

  Самостоятельная работа дома

Самостоятельно выполняют задание с использованием ЭФУ (время работы с ЭФУ 10 минут).

С помощью функции ЭФУ «Заметки» учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Какие времена года любили Пушкин и Есенин?
  2. Какую функцию выполняют пейзажные зарисовки в стихотворении?
  3. Как называется описание природы в стихотворном произведении?

Дома школьники  с помощью функции «Заметки», работая с

текстом, создают заметки, которые являются ответами на

вопросы к статье «Пейзаж. Мир природы в поэтических строках XIX века».

Для создания новой заметки школьник выделяет в тексте статьи ЭФУ (стр. 82-83) нужный фрагмент и нажимает опцию «Заметки» на панели управления ЭФУ – новая заметка появляется в общем списке заметок, а фрагмент

текста, к которому сделана заметка, остается выделенным:

К созданной заметке школьники могут добавить свой комментарий. Для этого необходимо выбрать в списке заметок необходимую и нажать на инструмент редактирования

(«карандаш»). В открывшемся окне можно создать комментарий:

1. Организационный (5 минут)

1)Проводит инструктаж

на тему «Работа с ЭФУ»

2)Проверяет:

готовность школьников к

уроку (включены устройства с

ЭФУ, открыты ЭФУ)

3)Предлагает обучающимся:

с помощью функции

«Закладки» найти стр.82

4)Объясняет

дальнейший ход урока.

1)Приветствуют учителя

2)Включают устройства с ЭФУ.

3)Открывают ЭФУ.

4)С помощью функции «Закладки» в ЭФУ

(время работы с ЭФУ: 1 мин.) находят

стр.82 статью «Пейзаж. Мир природы в поэтических строках XIX века»,  в тексте которой дома

в процессе ее изучения были сделаны

заметки с комментариями.

ЭФУ: страницу 82 школьники еще дома добавили в закладки

с помощью инструмента «Закладки».

При нажатии на опцию «Закладка» в нижней правой части

страницы ЭФУ:

выбранная страница добавляется в общий список закладок в левой части панели управления, а сам значок полностью заполняется цветом:

2. Вводно-мотивационный (7 минут)

1) Осуществляет фронтальный контроль проверки первого задания: ответы на вопросы.

2) Организует беседу по пройденному материалу: Какую функцию пейзаж выполняет в лирическом произведении..?

3) Направляет школьников на самостоятельную формулировку темы урока.

1.Школьники, используя функцию ЭФУ «Заметки» , зачитывают подготовленные дома ответы на вопросы (время работы с ЭФУ – 3минуты).

2.Выдвигают предположения

Строки произведений, в которых мы встречаемся с природой, рисуют нам и счастливые и мирные мгновения, и бурные и трагичные события этого могучего и независимого мира.

3.Формулируют тему урока.

ЭФУ: 82-83 стр. – заметки школьников с комментариями. При

нажатии на нужную заметку в центре страницы ЭФУ отражается та часть текста, где

находится выделенный текст с прикрепленной к нему

заметкой.

3. Актуализация знаний (13 минут)

1.Организует диалогическое пространство урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»,

2.Организует прослушивание фрагментов аудиозаписи стихотворений и анализирует особенности художественного чтения.

3.Организует практическую работу школьников с помощью печатной версии учебника:

1 Вспомните строки описания любого времени года, которые быстрее всего всплывут в вашей памяти. Проверьте себя: какое время года вспомнилось первым?.

2.Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? Попробуйте порассуждать на эту тему.

4. Создает условия для смыслового чтения и поиска ответа на проблемный вопрос.

1.Отвечают устно на вопросы на стр. 84.

2.Слушают фрагменты аудиозаписи стихотворений и анализируют особенности художественного чтения.

3.Отвечают на вопросы на основе печатного учебника.

1.Какие картины родной природы радуют поэта? Перечислите их.

2.Как объяснить, почему все четыре части стихотворения поэт объединил в одно большое предложение? Что подчёркивает это объединение?

3.Какими красками нарисован мир природы?

4.Три первые строфы стихотворения начинаются со слова «когда», и только в четвёртой строфе поэт говорит нам «тогда». И что же мы видим «тогда»? Что помогает поэту убедить нас в том, что мир прекрасен?

5.Как показал поэт свою любовь к родной природе и тесную связь с ней?

4.Делают вывод, отвечая на проблемный  вопрос

Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы?

Фонохрестоматия (учитель включает на своем устройстве).

4. Изучение нового материала (7 минут)

1.Организует индивидуальную исследовательскую работу в рамках задания ЭФУ.

2.Проводит фронтальный вопрос по проведенной исследовательской работе.

1.Отвечают на вопросы:

А)Какие средства художественной выразительности используют поэты для описания природы?

Б)Используя теоретические знания по теме: «Средства художественной выразительности» с помощью инструмента «Заметка» найти в тексте стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» эпитеты, олицетворения

2.Ученики представляют результаты исследовательской работы.

Используя теоретические знания по теме: «Средства художественной выразительности» с помощью инструмента «Заметка» найти в тексте стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» эпитеты, олицетворения – стр. 84

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала (8 минут)

1)Организует закрепление

материала с помощью

тренажера в ЭФУ

ВАЖНО: учитель может

осуществлять контроль с

помощью программы

управления классом или

осуществлять визуальный

контроль.

1)Работают с итоговым тренажером в ЭФУ (время работы с ЭФУ: 6 мин.) по

Изученному материалу, обобщая и

повторяя изученный материал, применяя

полученные знания.

Выполнить задания тренажера «Пейзаж в поэзии» - соотнести описание пейзажа со временем года:

стр. 86

6. Подведение итогов урока

(3 минуты)

1)Организует подведение

итогов урока.

2)Организует рефлексию.

1)Участвуют в рефлексии урока, например,

используя онлайн-доску (время работы с

онлайн-доской: 4 мин.) с совместным

доступом, где размещают свои отзывы об

уроке на стикерах, пишут о своих

проблемах.

http://en.linoit.com/

ВАЖНО: доступ к онлайн-доске осуществляется без

дополнительной регистрации, каждый желающий по ссылке

может зайти на данный ресурс и оставить отзыв, прикрепить

файл и картинку; администратором онлайн-доски является

учитель.

7. Организация изучения домашнего задания (2 минуты)

1)Выдает домашнее задание:

провести анализ стихотворения И.А. Бунина «Помню— долгий зимний вечер», опираясь на вопросы со стр. 86.Проводит

инструктаж по механизму его

выполнения.

2)Проверяет состояние

устройств с ЭФУ

1)Получают домашнее задание. Обсуждают.

2)Закрывают ЭФУ.

3)Выключают устройства с ЭФУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Природа в поэзии Серебряного века"

Материал можно использовать как для литературного вечера, выбрав из подборки стихотворений самые понравившиеся, можно использовать и как конкурс чтецов. Тема сложная, но интересная....

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"

интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить  представление учащихся о творчестве  русск...

Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок 8 класс

Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок  литературы в 8 классе...

Проект ФГОС "Родная природа в поэзии 19 века"

Презентация к конспекту урока "Родная природа в поэзии 19 века"...

Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)

Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе  русских поэтов 19 века....