Урок "Мир природы в поэзии 19 века"
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок «Мир природы в поэзии 19 века» (по
стихотворениям «Весенний дождь» и «Задрожали листы, облетая» А.Фета)
С использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_rimer.docx | 934.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Мир природы в поэзии 19 века» (по
стихотворениям «Весенний дождь» и «Задрожали листы, облетая» А.Фета)
- использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Ример Алиса Александровна |
Район | Советский |
Место работы | МАОУ «Гимназия № 53» |
Должность | учитель русского языка и литературы |
УМК | «Литература, 6 класс» в 2-х частях. Электронная форма учебника (ЭФУ) для общеобразовательных школ. Авторы: Курдюмова Т.Ф. (Издательства «Дрофа» в приложении «LECTA»). |
Предмет | литература |
Класс | 6 класс |
Общая информация | |
Тема урока | Мир природы в поэзии 19 века. |
Тип урока | Урок закрепления изученного материала |
Цели и задачи | Цель: обучение анализу лирического произведения (по стихотворениям «Весенний дождь» и «Задрожали листы, облетая» А.Фета). Задачи: 1) продолжить работу по изучению пейзажной лирики, рассмотреть этапы анализа поэтического текста; 2) формировать навыки выразительного чтения; 3) углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения; 4) обсудить алгоритм анализа стихотворения; 5) углубить представления о понятиях пейзаж, пейзажная лирика, средства выразительности, лирический герой, авторская позиция; 6) формировать навыки монологической речи |
Планируемые результаты | |
| проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи; стремиться самостоятельно приобретать знания; совершенствовать навыки выразительного чтения и комментирования художественного произведения, сопоставления его с личным опытом; совершенствовать речевые умения, стремиться проявлять творчество в решении поставленной задачи; объективно оценивать результат труда; |
| знать особенности стихотворной речи, ее отличия от прозаической; выразительно читать, анализировать стихотворение, опираясь на мировоззрение автора, на понимание его нравственных убеждений объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий; знать определение лирики, понятия лирический герой, пейзажная лирика, ритм, рифма, строфа; знать особенности интонирования (логические ударения, смысловые и ритмические паузы); формулировать связные ответы. |
| регулятивные: понимать смысл и цель анализа лирического произведения; анализировать собственные действия для достижения результата; анализировать качество собственного ответа; коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении; связывать информацию, обнаруженную в произ- ведении, со знаниями из других источников композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой; различать в устном ответе вид и цель высказывания: тезис - доказательство-вывод . |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Тренажер ЭФУ Фронтальный опрос |
Модель использования ЭФУ | «МОДЕЛЬ BYOD» |
Технология организации учебной деятельности с ЭФУ | «перевернутое обучение» |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение | |
Необходимое оборудование | Компьютер учителя, индивидуальные устройства школьников |
Программное обеспечение | Windows 7 и выше, Android 4.2+ |
Дидактическое обеспечение | |
Дополнительная литература | |
Интернет-ресурсы | |
Рекомендуемые Интернет-сервисы |
Технология «перевернутого обучения»
Идея использования технологии «перевернутого обучения» на данном уроке (втором по творчеству А.П. Платонова) заключается в том, что важные этапы работы с информацией (систематизация имеющихся знаний, выделение нового знания, осмысление нового знания) реализуются обучающимися самостоятельно дома в соответствии с
индивидуальными способностями. Соответственно закрепление новых знаний, полученных в процессе самостоятельного прочтения рассказа и работы над вопросами, и углубление происходит в школе, на уроке, через организацию совместной деятельности учителя и обучающихся. Преимущество технологии «перевернутого обучения» заключается в том, что на уроке появляется возможность поработать над теми вопросами, которые вызвали затруднения у обучающихся при самостоятельном изучении нового материала, а также происходит выявление и освоение новых знаний, расширяющих необходимый объем, предусмотренный учебной программой по изучаемому предмету.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Как используется материал ЭФУ (тип объекта, номер страницы, какую роль он играет на данном уроке) |
Самостоятельная работа дома | Самостоятельно выполняют задание с использованием ЭФУ (время работы с ЭФУ 10 минут). С помощью функции ЭФУ «Заметки» учащиеся отвечают на вопросы:
| Дома школьники с помощью функции «Заметки», работая с текстом, создают заметки, которые являются ответами на вопросы к статье «Пейзаж. Мир природы в поэтических строках XIX века». Для создания новой заметки школьник выделяет в тексте статьи ЭФУ (стр. 82-83) нужный фрагмент и нажимает опцию «Заметки» на панели управления ЭФУ – новая заметка появляется в общем списке заметок, а фрагмент текста, к которому сделана заметка, остается выделенным: К созданной заметке школьники могут добавить свой комментарий. Для этого необходимо выбрать в списке заметок необходимую и нажать на инструмент редактирования («карандаш»). В открывшемся окне можно создать комментарий: | |
1. Организационный (5 минут) | 1)Проводит инструктаж на тему «Работа с ЭФУ» 2)Проверяет: готовность школьников к уроку (включены устройства с ЭФУ, открыты ЭФУ) 3)Предлагает обучающимся: с помощью функции «Закладки» найти стр.82 4)Объясняет дальнейший ход урока. | 1)Приветствуют учителя 2)Включают устройства с ЭФУ. 3)Открывают ЭФУ. 4)С помощью функции «Закладки» в ЭФУ (время работы с ЭФУ: 1 мин.) находят стр.82 статью «Пейзаж. Мир природы в поэтических строках XIX века», в тексте которой дома в процессе ее изучения были сделаны заметки с комментариями. | ЭФУ: страницу 82 школьники еще дома добавили в закладки с помощью инструмента «Закладки». При нажатии на опцию «Закладка» в нижней правой части страницы ЭФУ: выбранная страница добавляется в общий список закладок в левой части панели управления, а сам значок полностью заполняется цветом: |
2. Вводно-мотивационный (7 минут) | 1) Осуществляет фронтальный контроль проверки первого задания: ответы на вопросы. 2) Организует беседу по пройденному материалу: Какую функцию пейзаж выполняет в лирическом произведении..? 3) Направляет школьников на самостоятельную формулировку темы урока. | 1.Школьники, используя функцию ЭФУ «Заметки» , зачитывают подготовленные дома ответы на вопросы (время работы с ЭФУ – 3минуты). 2.Выдвигают предположения Строки произведений, в которых мы встречаемся с природой, рисуют нам и счастливые и мирные мгновения, и бурные и трагичные события этого могучего и независимого мира. 3.Формулируют тему урока. | ЭФУ: 82-83 стр. – заметки школьников с комментариями. При нажатии на нужную заметку в центре страницы ЭФУ отражается та часть текста, где находится выделенный текст с прикрепленной к нему заметкой. |
3. Актуализация знаний (13 минут) | 1.Организует диалогическое пространство урока по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», 2.Организует прослушивание фрагментов аудиозаписи стихотворений и анализирует особенности художественного чтения. 3.Организует практическую работу школьников с помощью печатной версии учебника: 1 Вспомните строки описания любого времени года, которые быстрее всего всплывут в вашей памяти. Проверьте себя: какое время года вспомнилось первым?. 2.Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? Попробуйте порассуждать на эту тему. 4. Создает условия для смыслового чтения и поиска ответа на проблемный вопрос. | 1.Отвечают устно на вопросы на стр. 84. 2.Слушают фрагменты аудиозаписи стихотворений и анализируют особенности художественного чтения. 3.Отвечают на вопросы на основе печатного учебника. 1.Какие картины родной природы радуют поэта? Перечислите их. 2.Как объяснить, почему все четыре части стихотворения поэт объединил в одно большое предложение? Что подчёркивает это объединение? 3.Какими красками нарисован мир природы? 4.Три первые строфы стихотворения начинаются со слова «когда», и только в четвёртой строфе поэт говорит нам «тогда». И что же мы видим «тогда»? Что помогает поэту убедить нас в том, что мир прекрасен? 5.Как показал поэт свою любовь к родной природе и тесную связь с ней? 4.Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос Рисуют ли поэты в своих пейзажных описаниях связь человека и природы? | Фонохрестоматия (учитель включает на своем устройстве). |
4. Изучение нового материала (7 минут) | 1.Организует индивидуальную исследовательскую работу в рамках задания ЭФУ. 2.Проводит фронтальный вопрос по проведенной исследовательской работе. | 1.Отвечают на вопросы: А)Какие средства художественной выразительности используют поэты для описания природы? Б)Используя теоретические знания по теме: «Средства художественной выразительности» с помощью инструмента «Заметка» найти в тексте стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» эпитеты, олицетворения 2.Ученики представляют результаты исследовательской работы. | Используя теоретические знания по теме: «Средства художественной выразительности» с помощью инструмента «Заметка» найти в тексте стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» эпитеты, олицетворения – стр. 84 |
5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала (8 минут) | 1)Организует закрепление материала с помощью тренажера в ЭФУ ВАЖНО: учитель может осуществлять контроль с помощью программы управления классом или осуществлять визуальный контроль. | 1)Работают с итоговым тренажером в ЭФУ (время работы с ЭФУ: 6 мин.) по Изученному материалу, обобщая и повторяя изученный материал, применяя полученные знания. | Выполнить задания тренажера «Пейзаж в поэзии» - соотнести описание пейзажа со временем года: стр. 86 |
6. Подведение итогов урока (3 минуты) | 1)Организует подведение итогов урока. 2)Организует рефлексию. | 1)Участвуют в рефлексии урока, например, используя онлайн-доску (время работы с онлайн-доской: 4 мин.) с совместным доступом, где размещают свои отзывы об уроке на стикерах, пишут о своих проблемах. | ВАЖНО: доступ к онлайн-доске осуществляется без дополнительной регистрации, каждый желающий по ссылке может зайти на данный ресурс и оставить отзыв, прикрепить файл и картинку; администратором онлайн-доски является учитель. |
7. Организация изучения домашнего задания (2 минуты) | 1)Выдает домашнее задание: провести анализ стихотворения И.А. Бунина «Помню— долгий зимний вечер», опираясь на вопросы со стр. 86.Проводит инструктаж по механизму его выполнения. 2)Проверяет состояние устройств с ЭФУ | 1)Получают домашнее задание. Обсуждают. 2)Закрывают ЭФУ. 3)Выключают устройства с ЭФУ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно- музыкальная композиция для учащихся 6 класса "Родная природа в поэзии ХХ века"
Урок литературы....
Литературный вечер "Природа в поэзии Серебряного века"
Материал можно использовать как для литературного вечера, выбрав из подборки стихотворений самые понравившиеся, можно использовать и как конкурс чтецов. Тема сложная, но интересная....
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Урок по теме "Природа в поэзии русских писателей 19 века и в музыке П.И.Чайковского"
интегрированный урок : литература + музыка Тема урока: Природа в поэзии русских поэтов 19 века и музыке П.И.Чайковского.Цель урока: Расширить представление учащихся о творчестве русск...
Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок 8 класс
Природа в поэзии русских авторов 19 века (на материале стихотворении Ф.И.Тютчева, А.А.Фета), урок литературы в 8 классе...
Проект ФГОС "Родная природа в поэзии 19 века"
Презентация к конспекту урока "Родная природа в поэзии 19 века"...
Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)
Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе русских поэтов 19 века....