Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Развиватет навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», монологическую речь, умение ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;
воспитывает доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель:
обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;
развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;
воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Ход урока.
- Эмоциональный настрой, цели урока.
Чтение отрывка из сказки под звуки пурги:
...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.
Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.
– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
– Какая музыка прозвучала?
– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз?
– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?
– Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб».
II. Работа по теме урока.
1. Стадия вызова и осмысление.
1) Работа по вопросам.
– Кто является героями сказки?
(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).
– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?
– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?
2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.
Основные правила работы в группе.
- Чётко формулировать свои мысли.
- Высказывать свою точку зрения.
- Не перебивать друг друга.
- Активно участвовать в обсуждении.
- Высказывания подтверждать текстом.
2. Работа в группах.
1 группа (конь Мальчик).
– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?
– Какова его жизнь?
2 группа (Филька).
– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.
– Как Филька назвал коня в злобе?
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).
– Какую историю рассказала Фильке бабушка?
(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).
– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?
– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?
(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)
Дополнительные вопросы:
– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?
(Это сорока и летний ветер)
– Как они помогли мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
3. Первичное закрепление.
– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?
(Звучит релаксирующая музыка)
– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?
Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.
Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.
Преодоление
Исправление
Раскаяние
Осознание
– Какова будет первая ступенька?
(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)
– Какова будет вторая ступенька?
(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
– Какова будет третья ступенька?
(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)
– Какова будет четвертая ступенька?
(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)
И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.
– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?
(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)
– Итак, в чем смысл названия сказки?
(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)
III. Подведение итогов.
2) Символика цвета в повести. Индивидуальное задание.
Выступление учащихся с сообщением об исследовании слов с цветовой символикой.
1) Выставка рисунков (домашнее задание).
– В какой цвет вы покрасили добро?
(У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)
– А как вы изобразили зло?
(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)
3) Анализ финальной части сказки.
– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)
4) Работа в группах.
1 группа.
На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
3 группа.
– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.
Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.
Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)
IV. Домашнее задание.
Выбор и запись домашнего задания.
Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».
Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.
Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.
V. Рефлексия.
- Вывод.
– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?
(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)
Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)
Умейте управлять собой,
Во всем ищите добрые начала.
И споря с трудною судьбой,
Учитесь жизнь начать сначала.
Споткнувшись – самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору –
Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы скаки, усвоить золотое правило этики:" Поступ...
5 класс. Урок литературы по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб"
Урок по литературе в 5 классе "Пробуждение охлаждённого сердца" по сказке К. Паустовского "Тёплый хлеб" поможет учащимся понять нравственные проблемы сказки, усвоить главное правило этики: "Поступай с...
Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"
Урок литературы в 8 классе "Не хлебом единым жив человек"способствует систематизации и закреплению знаний по истории родного села с помощью музейного материала....
План-конспект урока литературы в 5 классе "Тёплый хлеб"
план урока русского языка 5 класс "Тёплый хлеб" с применением структур...
Презентация к уроку литературы по сказкам Пушкина " Что за прелесть эти сказки ! "
В этой презентации дети познакомятся со сказками А.С.Пушкина....
Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.
Ученики анализировали художественное пространство сказки и оформляли в виде «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки», «Кластера», ...
Урок литературы по сказке"Теплый хлеб" К.Паустовского
Конспект урока с презентацией...