Открытый урок литературы К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Ученики анализировали художественное пространство сказки и оформляли в виде «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки», «Кластера», «Воздушного шара», «Строительства стен». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_lit_teplyy_hleb.docx | 624.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел долгосрочного плана: Раздел 3 Литературная прозаическая сказка | Гимназия №38 | ||||
Дата: 21.02.19 г. | Учитель: Жогова Р.И. | ||||
Класс: 5 Б | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||
Тема урока | К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Фантастическое и реальное в сказке. | ||||
ЦО, которые достигаются на данном уроке | АИ6 -Художественный мир произведения в разных формах представления | ||||
Цели урока | АИ6: - анализировать художественное пространство - оформлять в виде «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки», «Кластера», «Воздушного шара», «Строительства стен». | ||||
Критерии оценивания | АИ6 - определяет 3 или больше ключевых отличий между реальным и фантастическим. | ||||
Языковые цели | Использовать риторические вопросы, вводные конструкции: во-первых, во-вторых, я считаю, по моему мнению, по словам ученых, таким образом и т.п. Использовать подчинительные союзы: потому что, так как, если, что и т.п. | ||||
Привитие ценностей | Обучение на протяжении всей жизни. Уважение. | ||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых материалов с предметом самопознание. | ||||
Навыки использования ИКТ | Работа с презентацией. | ||||
Предварительные знания | Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущих уроках. | ||||
Ход урока | |||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||
Начало урока 5 минут | Стадия вызова Учитель приветствует учеников. Сәлеметсіздер ме! Здравствуйте! Good evening!
- Может быть, потому что скоро каникулы? Проверка домашнего задания. Расскажите о чертах характера Фильки в начале и в конце произведения Стратегия «Волшебный стул». В течение 4 минут ученики читают сравнительную таблицу «Черты Филькиного характера в начале произведения и в конце» Учитель озвучивает тему урока и цели обучения и вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты. АИ6- Художественный мир произведения в разных формах представления КРИТЕРИЙ оценивания - определяет 3 или больше ключевых отличий между реальным и фантастическим. Ожидаемые результаты: Учащиеся будут развивать навыки коммуникации и рефлексии, творческого и критического мышления через работу с текстом произведения. | Презентация по теме
| |||
Середина урока 30 мин. |
Ребята прочитали сказку. Викторина по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
( Филька был молчаливый, недоверчивый, неласковый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»)
(Филька обидел «общественного» коня, которого каждый считал своим долгом покормить. Когда конь потянулся к куску хлеба, Филька наотмашь ударил коня по зубам, а хлеб закинул в снег. В его поступке не было никакого смысла, а только бессмысленная злоба).
(Конь заржал жалобно, завыл пронзительный ветер, повалил снег).
Замерзли колодцы, вода в реке, мельница остановилась, мука у всех вышла, и теперь, по словам бабки, их всех ждала «неминучая смерть».
Бабушка рассказала внуку об упавшем на всю округу лютом морозе, который превратил землю в пустыню. Причиной этого была «злоба людская» — бессмысленная злоба мужика, обидевшего старого солдата.
Он пересилил свой страх, отправившись морозной темной ночью по пустынной улице за советом к Панкрату. Особенно страшно ему стало, когда в сарае, почуяв Фильку, заржал конь. Но мальчик преодолел и страх, и стыд, рассказав все мельнику.
Он собрал ребят со всей деревни, и они рубили лед на реке, пока не показалась вода. Здесь Филька, наверное, понял смысл брошенных коню слов: «Иди, копай свой хлеб из-под снега».
Мальчик многое понял, пережив эти страшные дни. Он оценил помощь ребят и взрослых, осознал цену куска теплого хлеба и последствия бессмысленного злого поступка
АИ6 - Художественный мир произведения в разных формах представления в виде «Диаграммы Венна», «Обращения Сороки», «Кластера», «Воздушного шара», «Строительства стен». Деcкрипторы оценивания составляет жюри
Деление. Открываем учебники. Группы, расскажите, как переплетаются в рассказе два мира: фантастический сказочный и реальный , выполнив задания: 1. Задание группе «Сказочная сорока» Попробуйте написать речь сороки, которая сумела найти такие особенные слова, которые разбудили спящий ветер и заставили его прилететь в северную деревню и помочь людям. Что же могла сказать сорока ветру? Не забудьте, что сорока – сказочный герой и речь у нее должна быть народной. 2. Задание группе «Волшебный ветер» Найти в произведении К. Паустовского «Тёплый хлеб» признаки волшебной сказки. Помогут вам в этом страницы учебника (69-70) 3. Задание группе «Вороной конь» Какие события сказки К. Паустовского «Тёплый хлеб» схожи с реальными? Обратитесь к тексту сказки. 4. Задание группе «Панкрат» Скажите, кому принадлежат слова: «Сказка-ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»? Какие уроки вы получили из этой сказки? Оформить в виде кластера. ЖЮРИ Деcкрипторы оценивания составляет жюри Оценивая выступления групп, жюри заполняет Диаграмму Венна ВНИМАНИЕ! ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ Всем группам дается 7 минут. Жюри через 2 минуты озвучивает дескрипторы. ОЧЕРЕДНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП: 3, 2, 1,4. Через 7 минут. Валеологический компонент «Упражнение для глаз» (В класс заносят каравай хлеба и раздают по кусочкам всем детям.) – Ребята, Филька и про нас не забыл, прислал и нам хлеб с солью. Полакомимся!
Учитель открывает на доске примерные ответы на вопросы. Фантастическое: конь вызывает мороз и метель, рассказ бабки о том, что 10 лет после мороза стояла голая земля, обегал ее стороной всякий зверь; сорока за ночь долетела до теплого моря, разбудила теплый ветер, попросила прогнать мороз. Ветер, мороз, лисицы уподобляются человеку. Реальность.Действие происходит во время Гражданской войны: немецкий снаряд ранил коня, проходила кавалерия. Живется всем тяжело и трудно: Филька жует кусок хлеба, круто посыпанный солью. В деревне есть мельница, где Панкрат мелет муку. В деревне дети, бабы да старики: идет война, все мужики на фронте. Автор указывает на время, дает название деревне - Бережки. Все это делает происходящее реальным. | Презентация «Своя игра» Флип-чарты, цветные карандаши, линейки, маркеры
| |||
Конец урока 5 минут | VI. Стадия рефлексии - Скажите, какие вопросы нами рассмотрены? Реальное и сказочное в произведении К. Паустовского «Теплый хлеб» Уважаемый Константин Георгиевич, я понял Вас… я хочу сказать… я почувствовал… я узнал…
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе_ К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"
Открытый урок.Роль пейзажа. Нравственные проблемы произведения.Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Цели урока:1) образовательные: формировать умения:а) анализировать художественные произв...
Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"
На первом этапе урока повторяются начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы. Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...
Разработка урока на тему: К.Паустовский "Теплый хлеб"
Можно использовать для уроков литературы в 5 классе + на классный часах...
Урок по произведению К. Паустовского «Теплый хлеб»
урок содержит конспект, презентацию...
5 класс план-конспект по литературе: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»:Почему конь простил Фильку?
План-конспект урока по литературе в 5 классе - 3 четверть. Рекомендован для обучающихся в общеобразовательной школе (базовый уровень). Урок первичного ознакомления....
5 класс литература К.Г. Паустовский теплый хлеб
К Г Паустовский. «Тёплый хлеб». Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и сре...