Анализ рассказа Е. Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Урок по рассказу Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» (2 часа).
Цели урока в диагностической форме
1. После урока ученики смогут:
– определить конфликт рассказа и его художественную идею;
– назвать особенности композиции рассказа и раскрыть их роль;
– рассказать о художественных средствах, влияющих на читательского восприятие этого рассказа;
– раскрыть авторское отношение к героям их поступкам;
– вписать рассказ Е. Габовой в контекст русской литературы;
– выдвигать версии о развитии действия на основе деталей текста;
2. Ученики продолжат учиться:
– работать в группах и индивидуально;
– вступать в коммуникацию друг с другом и художественным текстом;
– формулировать и обосновывать версии, свое мнение (развитие речи), уточнять и дополнять ответы товарищей.
Урок. Анализ рассказа
Ход урока.
I. Этап создания установки на чтение рассказа (мотивационный).
1. Целеполагание
– Что значит быть хорошим читателем?
– Может ли писатель управлять читательским восприятием или читатель абсолютно свободен?
Цель урока: обнаружить, какие художественные средства, влияющие на сознание и чувства читателей, есть в арсенале писателя и осмыслить их роль в художественном произведении.
2. Подготовка к работе с рассказом Е. Габовой.
– С чего начинается встреча читателя с литературным произведением?
– О чем может сказать читателю имя автора?
Каждая группа записывает свои версии – 1 минута. Группы обмениваются листами. (Комментарий. Такой вид работы предполагает, с одной стороны, участие каждого ученика, с другой стороны, это работа все же коллективная, т.е. ученики могут советоваться, что-то уточнять друг у друга – обмениваться и делиться знаниями).
– Писатель, с которым мы сегодня встретимся – Елена Васильевна Габова. О чем вам говорит ее имя? (Работа проводится точно так, как и в первый раз.)
– О чем может сказать читателю название произведения и жанр? (Работа в группах проходит точно так, как в предыдущих случаях.)
– Вы записали свои предположения – мы вернемся к ним позднее. Рассказ, который мы будем сегодня читать, называется «Не пускайте Рыжую на озеро». Посовещайтесь в группе и озвучьте версию: что говорит вам это название?
(Комментарий. В этом случае ответ готовится коллективно, выбирается тот, кто может внятно и лаконично озвучить версию. Отвечающий становится ответственным за всю группу. Второй выступающий не должен повторяться – он может только что-то добавить или что-то опровергнуть. Цель такой работы – учить ребят выслушивать друг друга и быстро вносить коррективы в свой ответ.)
Учитель уточняет цели работы:
– Нам предстоит не только прочитать рассказ Е. Габовой, не только обнаружить, какие художественные средства использует писательница, воздействуя на наше восприятие текста, но и вписать ее рассказ в контекст русской литературы.
II. Чтение рассказа (Чтение с остановками).
(Комментарий. Необычность этапа восприятия в том, что рассказ будет читаться учителем вслух по частям. Это делается для того, чтобы ученики выстраивали свои версии развития сюжета, характеров. Это, в свою очередь, требует пристального внимания к деталям текста, что и позволит обнаружить средства авторского художественного воздействия на читателя. Эта работа проводится уже фронтально и индивидуально. Каждый ученик работает на отдельном листе, который в конце урока сдается учителю. Вопросы и задания к каждому фрагменту раздаются ученикам в распечатанном виде.)
Часть текста, которую читает учитель, затем появляется у учеников. Важно, чтобы у них не было возможности заглянуть вперед и узнать о том, как будет дальше развиваться действие: урок основан на пробуждении предположений, версий.
Чтение фрагмента 1
Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая. Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.
Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы. Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
Вопросы и задания
- Что вы можете сказать о Светке Сергеевой?
- Где она находится к моменту начала рассказа? (Ответ записать.)
- Как она выглядит?
- Какие ассоциации вызывает образ Рыжей? (Записать.)
- Что в тексте влияет на ваши представления и оценки?
- Как бы вы назвали или озаглавили этот фрагмент? Название запишите на своем листе.
- Запишите свое предположение о том, что дальше о Рыжей расскажет нам автор.
- Как он будет создавать ее образ? Портрет? и т.п.
Чтение фрагмента 2
Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.
Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.
Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось. Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.
Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.
Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.
То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало.
Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит. Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал. Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом.
– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.
– Заслушаешься, – коротко отвечал я.
А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.
А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.
Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.
Вопросы и задания
- Оправдались ли ваши предположения о том, как дальше будет построен текст?
- Что больше всего удивило вас в этом фрагменте?
- Убедил ли вас рассказчик в том, что Светка «выла», а не пела?
- Что именно вас в этом убедило или заставило в этом сомневаться? (Ответ запишите)
- Как к Светке относятся окружающие ее люди? Докажите свое мнение.
- Что вы можете сказать о композиции этого фрагмента?
- Как рассказчик относится к Рыжей?
- Что в тексте вам об этом говорит? Выделите слова, словосочетания, фразы, которые влияют на ваше восприятие.
- И вновь запишите свои предположения о том, как дальше будет строиться рассказ.
(Здесь важно связать между собой первый и второй фрагмент. Первый задает атмосферу воспоминания. Во втором этот мотив развивается: когда мы вспоминаем, то не придерживаемся логики: что вспомнили, о том и говорим. Этот прием создает иллюзию непосредственного воспоминания, которое разворачивается словно «здесь и сейчас»).
Чтение фрагмента 3
В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?
И тут же устроила запись. Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.
Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.
– Какое?
– Не езди с нами в поход.
Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
– Не поедешь? Не езди, будь другом.
– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.
Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.
Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.
Вопросы и задания
- Оправдались ли ваши предположения?
- Как вы понимаете значение выражения «я буду отдельно»? Какие качества человека скрыты за этими словами?
- Обратите внимание на поведение одноклассников. Какие ассоциации оно вызывает?
- Запишите свои предположения о дальнейшем развитии событий.
Чтение фрагмента 4
Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.
За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
– Моя,– отвечает Светка.
– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?
Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Прощай, подруга!
– Больше не увидимся!
– Ха-ха!
И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.
В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
Вопросы и задания
- 1.Что придумал Женька?
- Как бы вы охарактеризовали этот поступок? А одноклассники? (Запишите свои оценки.)
- Какие новые качества Светки раскрываются в этом фрагменте?
- Как вы относитесь к ней?
- А как к ней относятся другие персонажи?
- Какую позицию занимает рассказчик?
- Почему план удался?
- Почему Светка ушла?
- Какова цель Женьки и всей компании?
- Что доставляет им удовольствие?
- Почему они так поступили?
- Можно ли назвать эту ситуацию невинной шуткой?
- Вспомните, в каких литературных произведениях персонажи тоже устраивают подобные шутки (запишите) и сравните ситуации.
- Предположите, как дальше будут развиваться события (запишите на листе).
Чтение фрагмента 5
А ещё через пять лет произошла вот такая история.
В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу.
И что же я вижу в первые минуты спектакля?
На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– Рыжуха!– ахнул я.
– Тише!– шипит на меня Наташа.
– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.
– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!
– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.
– Светлана Сергеева.
Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!
– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах...
– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.
Вопросы и задания
- По сути перед нами эпилог. Зачем он нужен писательнице?
- Какие мысли вызвал у вас рассказ? Запишите.
- Как же рассказчик относится к Светке, одноклассникам, себе?
- Как вы понимает смысл четырех последних предложений?
- Почему рассказчик уверен в своей оценке?
III. Рефлексия и подведение итогов
Мы вновь работаем в группах. Посовещайтесь и предложите свой ответ на вопросы:
1. С какой целью Е. Габова рассказала эту историю?
2. Каков художественный смысл образов Рыжей и рассказчика?
3. Как вы понимаете художественный конфликт рассказа и его идею?
В финале урока можно предложить ребятам графически изобразить конфликт рассказа и суть образов всех героев.
2. Как вы теперь ответите на вопрос о том, какие художественные средства есть у писателя, чтобы направлять мыли и чувства читателя? Запишите свой ответ на листе.
(Все листы, большие для работы в группах, и индивидуальные, после урока сдаются учителю. Индивидуальные листы обязательно должны вернуться к ученикам.)
Домашнее задание
Сформулируйте проблемы текста и подберите к ним литературные аргументы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....
Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Урок -размышление по рассказу Е.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро".
Школа – это маленький, своеобразный мир, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Уверена, что в ее рассказе «Не пуск...
Методическая разработка урока литературы. Е.Габова "Не пускайте Рыжую на озеро"
Данный урок направлен на развитие критического мышления....