Методическая разработка урока литературы. Е.Габова "Не пускайте Рыжую на озеро"
методическая разработка по литературе (8 класс)
Данный урок направлен на развитие критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 199.85 КБ |
лист самооценки учащегося | 15.44 КБ |
презентация к уроку | 1.84 МБ |
рассказ Е.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро" | 201.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс: 8
Цель занятия:
- Способствовать созданию условий для развития критического мышления, используя концепцию 4К.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с рассказом современной писательницы Е. Габовой, критически осмыслить содержание текста и подготовиться к написанию сочинения на нравственную тему в формате ОГЭ (9.3).
2.Воспитывать толерантное, уважительное и ответственное отношение к окружающим, создать условия для формирования активной жизненной позиции подростков.
3.Формировать умение преобразовывать текстовую информацию в графический вид (составление кластера).
Ход урока
- Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
- Вызов.
1)Предлагаю детям просмотреть фоторяд, записать возникающие ассоциации.
-Рассмотрите данные картинки. Что их объединяет? Запишите возникающие ассоциации в строчку. (Одинокий, непохожий на других, отвергать, …)
-Подберите синоним и антоним к данным словам
ОТВЕРГАТЬ-отталкивать (син.), принимать (ант.)
НЕПОХОЖИЙ-особенный (син.), обычный (ант.), стандартный(ант.)
2) Книга, которая просится сегодня к нам с книжной полки – это рассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».
Прогнозирование по заголовку
Как вы думаете, о чем рассказ? Рассмотрите название рассказа с точки зрения синтаксиса. Что это? (Предложение) Дайте характеристику этому предложению. (Предложение односоставное, определенно-личное, побудительное) А по эмоциональной окраске? (Неизвестно, нет знака препинания, но есть запрет, чувствуется насилие над личностью и можно предположить противостояние многих одному)
Сейчас проверим, оправдаются ли ваши прогнозы.
- Осмысление.
- Прием «Пила». Знакомство с рассказом. Каждая группа получает отрывок текста, пытается определить, что это за часть композиции (какой этап развития сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
-Разложите карточки с названиями частей композиции по порядку. (Выдаю каждой группе комплект карточек)
Собираем текст.
- У кого начало? Прочитайте. Почему вы так решили? Докажите.
Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
Выйдет она к доске, начнёт отвечать, а голос высокий-высокий. Некоторые девчонки демонстративно затыкали уши. Забыл сказать: почему-то особенно не любили Светку девчонки. Они до неё даже дотрагиваться не хотели. Если на физкультуре кому-нибудь из них выпадало делать упражнения в одной паре с Рыжухой – отказывались. А как физрук прикрикнет, то делают, но с такой брезгливой миной на лице, словно Светка прокажённая.
(Это начало, экспозиция рассказа, здесь автор знакомит читателя с главной героиней, рассказывает о том, как одноклассники относились к ней)
- От какого лица ведется повествование? (Один из главных героев- рассказчик)
-Для чего используется данный прием?(Рассказ от первого лица всегда эмоциональнее, сильнее, рассказчику больше доверяешь, сочувствуешь.)
-Как относились к девочке в классе? Как одноклассники показывали свое отношение к ней?
-У кого продолжение? Прочтите. Обоснуйте свои суждения.
Маринке Быковой и окрик учителя не помогал: наотрез отказывалась с Сергеевой упражняться. Физрук Быковой двойки лепил.
Светка на девчонок не обижалась – привыкла, наверно.
Слышал я, что жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. Отец от них ушёл. Я его понимал: приятно ли жить с тремя, нет, четырьмя рыжими женщинами? Мать у Светки тоже рыжая, маленького росточка. Одевались они понятно как – ведь трудно жили. Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали. Наоборот, презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы.
Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
Очень любили мы походы. Каждый год ходили по несколько раз. И осенью, и весной. Иногда зимой в лес выбирались. Ну, а летом говорить нечего. Летом поход был обязательно с ночёвкой.
Наше любимое загородное место было Озёл. Здесь славное озеро – длинное и не очень широкое. По одному берегу сосновый бор, по-другому – луга. Мы на лугах останавливались. Палатки ставили, всё честь честью.
Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те словно в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку. Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером… Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.
Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой.
Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.
(Это завязка, с чего началась история. Почему-то не удавалась рыбалка из-за Рыжухи, дальше будет объясняться почему именно.)
-Как детям нравилось проводить свободное время?
-Чей отрывок следующий? Читайте. Аргументируйте.
Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.
Выгребет Светка на середину озера, вёсла в воду опустит и начинает. Выть начинает.
То есть, она пела, конечно, но мы это пением не называли. Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, по лугам.
Клевать у нас переставало.
Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.
Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.
Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам.
Нас встречали смехом.
– Хорошо воет?– спрашивал кто-нибудь.
– Заслушаешься, – коротко отвечал я.
А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
– Дура рыжая, – кривила губы Маринка Быкова. – И чего она с нами прётся? Выла бы себе дома.
А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.
Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.
(Это часть композиции, которая называется развитие сюжета. Это еще не кульминация. Читатель узнает о том, почему рассказчик и его друг не могли рыбачить на вечерней зорьке. Им мешала Светка Сергеева, громко пела, а у ребят переставало клевать.)
Что же было дальше? Читаем и доказываем.
В день последнего экзамена в девятом Нинка Пчелкина бросила клич:
– Кто завтра в поход?
И тут же устроила запись.
Она же распределила обязанности. Девчонки закупают продукты, мальчишки добывают спальники, палатки. Кассетник берет Маринка, камера хорошая у Женьки, на пленку «Кодак» скидываются все.
Женька подвалил к Рыжухе, опёрся руками о её стол и сказал:
– Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Светка вспыхнула и насторожилась. Никто к ней с просьбами не обращался.
– Какое?
– Не езди с нами в поход.
Рыжуха поджала бледные губы и ничего не ответила.
– Не поедешь? Не езди, будь другом.
– Я с вами поеду, – высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, – а буду отдельно.
Вот это «отдельно» и было для нас всего опаснее. Опять отдельно от всех будет на озере выть! Опять вечерней зорьки мы не увидим.
Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
– В этот поход я Рыжую не пущу. Или я буду не я.
Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже добился своего.
Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ. У наших ног тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.
Рыжуха сидит на краю скамейки, рядом с ней – пустое пространство. Рядом с ней никто не садится.
За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
– Это твоя сумка?– спрашивает Женька и кивает на допотопную дерматиновую сумку, которая стоит около Рыжухи. В сумке, наверное, бутерброды с маргарином и яйца. Сверху высовывается серенький свитер, его Рыжуха взяла, видно, на случай похолодания. Я живо представил, как она в этом свитере сидит в синей лодке и портит нам рыбалку.
– Моя,– отвечает Светка.
– Алле хоп!– восклицает Женька, хватая сумку, и бежит с ней по палубе. И вот мы слышим, как он кричит уже с причала:
– Эй, Рыжая! Вон где твоя сумочка! Слышь?
Мы глядим через борт теплохода. Женька ставит сумку на железный пол и мчится обратно. Теплоход зафырчал, за кормой забурлило. Но трап ещё не убрали, около него стоит матрос в яркой футболке и пропускает опаздывающих пассажиров.
Рыжуха сидела-сидела, потеряно глядя в пол, потом как вскочит и – к выходу. Еле успела на берег, теплоход сразу же отчалил.
Свитера, наверно, жалко стало, бутербродов.
Женька рядом со мной стоит, Светке рукой машет и орёт:
– До свиданья, Рыжая! Гудбай! Извини, нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
И девчонки со своих мест ей ручкой делают, кричат противными голосами:
– Прощай, подруга!
– Больше не увидимся!
– Ха-ха!
И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил.
Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. Ну, мы с Женькой, ладно, нам Светка мешала рыбу ловить. А им-то что? Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала – недаром её ни на одной фотографии нет. Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились. Ела то, что с собой из дома брала. В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Быкова в сторону двигала. При этом лицо у нее было такое же брезгливое, как на уроке физкультуры, когда выпадало делать упражнения с Рыжухой.
Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.
Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.
В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(Это кульминация рассказа)
-Где именно находится кульминация рассказа?
(Когда Женька бросил сумку Светы на пристани, девочка не смогла поехать со всеми и услышала полные жестокости возгласы одноклассников.)
- Хотят ли дети взять Свету в поход по окончании 9 класса?
-Какой вопрос задает себе после этой сцены рассказчик? (Чего радовались девчонки? Им то что?) Так чему радовались девчонки?
-Зачем девочка ездила с одноклассниками, если к ней так относились?(Петь, у нее была мечта)
-Полный ли рассказ мы собрали? Почему вы решили, что у рассказа есть продолжение ? Какое оно? (Должна быть хорошая развязка. Автор не может оставить читателя с ощущением победы, торжества несправедливости и жестокости. Главная героиня достойна лучшего, и об этом должны узнать одноклассники.)
Читаю концовку вслух.
А ещё через пять лет произошла вот такая история.
В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Мариинку, на оперу.
И что же я вижу в первые минуты спектакля?
На сцене появляется золотоволосая красавица. У нее белейшая кожа! Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
– Рыжуха!– ахнул я.
– Тише!– шипит на меня Наташа.
– Ты понимаешь, это Рыжуха, – шепчу, нет, кричу ей шепотом, – мы с ней в одном классе учились.
– Что ты говоришь?! – всполошилась знакомая. – Ты понимаешь, кто это? Это наша восходящая звезда!
– Как её звать?– ещё на что-то надеясь, спросил я.
– Светлана Сергеева.
Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце – восторга или стыда.
После спектакля Наташа говорит:
– Может, пойдёшь за кулисы? Ей приятно будет увидеть своего земляка, да ещё одноклассника. Жаль, цветов не купили!
– Нет, давай в другой раз, – скромно ответил я.
Мне меньше всего хотелось встречаться с Рыжухой с глазу на глаз.
По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. Теперь я не говорил, что она «выла». Мой авторитет в глазах знакомой значительно подскочил. А я в своих глазах…
– Надо же! – удивлялась Наташа. – С Сергеевой в одном классе учился!
Я плохо её слушал. Думал о том, что не Светка рыжая. Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий.
-Что это за часть композиции? (Это развязка )
Текст мы собрали. (Выдаю полный текст рассказа каждому учащемуся)
- Кейс-технология
-Сейчас каждая группа получит свой кейс, в котором будет описана определенная ситуация. Проанализируйте данную ситуацию и сформулируйте её последствия. Напишите в виде обоснованного ответа на вопрос.
1 группа
Если бы Светлана Сергеева и рассказчик встретились после спектакля, какой была бы эта встреча?
2 группа
Как иначе могла сложиться жизнь Светы Сергеевой, останься она в 10 классе?
3 группа
Что бы изменилось, если бы главный герой-рассказчик пошел против общего мнения одноклассников и поддержал Свету Сергееву.
4 группа
Окажись в этом классе две «Рыжухи», как бы к ним относились одноклассники?
5 группа
Если бы у Светы появилась в классе подруга (друг),что изменилось бы в её жизни?
Выступления групп.
4.Рефлексия (систематизация информации)
Что же помогло главной героине выстоять и добиться успеха?
Ответим на этот вопрос в форме кластера.
Каждая группа составляет свой кластер.
Жизнь главной героини могла сложиться и по-другому. Обидев человека, не поддержав его в сложную минуту, предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном.
5. Домашнее задание: Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ на нравственную тему «Что такое жестокость?» Один из аргументов должен быть по тексту рассказа Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», второй аргумент из любого другого художественного произведения.
Предварительный просмотр:
Лист самооценки
- Рассмотрите картинки и запишите к ним ассоциативный ряд.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1 б.)___
- Подберите синонимы и антонимы к этим словам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1б.)____
- Как вы думаете о чем рассказ?
__________________________________________________________________________(1б.)___
- Разложите карточки с названиями частей композиции по порядку. (1б.)___
- Прочитайте свой отрывок и определите, какой частью композиции он является? Аргументируйте.____________________________________________________________________________________________________________________________________(2б.)___
- Кейс. Проанализируйте ситуацию и сформулируйте её последствия. (2 б.)___ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте кластер. Что помогло героине добиться успеха? (2б.)__
Лист самооценки
- Рассмотрите картинки и запишите к ним ассоциативный ряд.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1 б.)___
- Подберите синонимы и антонимы к этим словам.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(1б.)____
- Как вы думаете о чем рассказ?
__________________________________________________________________________(1б.)___
- Разложите карточки с названиями частей композиции по порядку. (1б.)___
- Прочитайте свой отрывок и определите, какой частью композиции он является? Аргументируйте.____________________________________________________________________________________________________________________________________(2б.)___
- Кейс. Проанализируйте ситуацию и сформулируйте её последствия. (2 б.)___ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте кластер. Что помогло героине добиться успеха? (2б.)__
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р ассказ Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»
Части КОМПОЗиЦИИ
Что же помогло главной героине выстоять и добиться успеха? УСПЕХ
4. Домашнее задание Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ на нравственную тему «Что такое жестокость?» Один из аргументов должен быть по тексту рассказа Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», второй аргумент из любого другого художественного произведения.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")
Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро". На уроке предполагается учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...
Методическая разработка урока по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"
Конспект урока по теме "Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева "Васюткино озеро". Самоанализ урока....
Методическая разработка. Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
В данной методической разработке урока я постаралась учесть все современные требования к уроку литературы.Буду очень рада, если кому-нибудь пригодятся мои методжические разработки....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"
Данная методическая разрботка урока выполнена с учетом всех современных требований к уроку литературы....
Методическая разработка урока по географии 8 класс по теме"Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота"
Вода-чудесный дар природы. Девиз урока...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Разработка урока литературы в 5 классе по теме: «Становление характера главного героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» УМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательн...
Методическая разработка урока по географии 8 класс на тему " Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота "
Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 года ( соотвествует ФГОС)....