Урок -размышление по рассказу Е.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро".
план-конспект урока по литературе
Школа – это маленький, своеобразный мир, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Уверена, что в ее рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» мы откроем для себя не только новые аргументы для сочинения , но и новую литературу. Кто же она, современный автор Елена Габова?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.urok-razmyshlenie_po_rasskazu_e.gabovoy_ne_puskayte_ryzhuyu_na_ozero.docx | 43.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок -размышление по рассказу Е.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро"
Эпиграф к уроку: "Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар
говорить". В.И. Даль, создатель "Толкового словаря живого великорусского языка"
Цели:
- Образовательная – познакомить учащихся с рассказом современной писательницы
Е. Габовой, проанализировать лексические и грамматические особенности текста с целью выявления аргументов для сочинения на лингвистическую тему.
- Развивающая – способствовать развитию интереса к чтению произведений современной литературы, созданию условий для развития критического мышления, навыков устной и письменной речи.
- Воспитательная –способствовать формированию умения прощать, прислушиваться к себе и к окружающим.
Наглядность и оборудование: портрет Е.Габовой, распечатки рассказа "Не пускайте Рыжую на озеро", репродукция картины И.Левитана "Закат над лесным озером".
Ход урока.
- Вызов интереса
Звучит песня А. Макаревича «Брошенный мир»
- Чем созвучны песня А. Макаревича «Брошенный мир» и рассказ Елены Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро"?
Учитель: Школа – это маленький, своеобразный мир, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Уверена, что в ее рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» мы откроем для себя не только новые аргументы для сочинения , но и новую литературу. Кто же она, современный автор Елена Габова?
Слово о писателе (биографическая справка в сообщении ученика).
В Республике Коми и далеко за ее пределами известно имя детской писательницы Елены Габовой. Для неё важны честность, доброта, чувство собственного достоинства, искренность. Её герои – обыкновенные ребята, часто из неблагополучных семей. Непросто им жить, если родители расстались и находятся в разных уголках/ «И отец мой, и мама моя»/; ты талантлив, но живёшь в интернате, в силу неблагополучия в семье/ «Не вставайте с левой ноги»/, о первой любви, которая готова вытерпеть любые сложности / «Только часочек у синего моря»/; а подчас грубость или жестокость могут всё разрушить / «Беличья шкурка»/, но добрый, порядочный человек преодолевает жестокость сверстников, одиночество среди одноклассников и находит своё место в жизни / «Не пускайте рыжую на озеро»/. В произведениях, кроме «детских» проблем, ярко рисуются и социальные проблемы современного общества (беспризорность, неполные семьи, воспитание в интернате и др.)
- Работа над содержанием рассказа.
Какое впечатление произвел на вас ее рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро»?
Обращение к эпиграфу: какие мысли рождаются в голове, какие чувства испытываете?
- с удовольствием прочитал…
- нельзя остаться равнодушным…
- к сожалению…
- к немалому удивлению, узнал, что…
- возмущает (радует, восхищает, огорчает и т. п.) то, что..
- интересно то, как автор…
О чем рассказ Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»?
О подростковой жестокости, об одиночестве, о зависти, о нахождении своего места в жизни
Какова главная мысль текста?
Надо уметь понять и услышать другого человека, пусть и не такого, как все.
Что помогает нам, читателям, глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чем он пишет?
Лексические и грамматические особенности текста.
Вспомним, на каких примерах можно рассмотреть лексические явления? (Приложение 1) Грамматические явления? (Приложение 2)
Расскажите о героине рассказа. Какой вы ее представляете?
- Обратимся к фрагменту рассказа Е.Габовой. Объясните значение фразеологизма в пр.4 и поясните их лексическую роль в тексте.
Фразеологизмы | Значение фразеологизма | Лексическая роль в тексте |
Едва сводить концы с концами | С трудом справляться с материальными трудностями | Рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, автор использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (пр.3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки. Света Сергеева растет без отца, семья с трудом справляется с материальными трудностями. |
-Какой художественный приём использует автор, описывая внешность Светы Сергеевой?
Чтение по ролям.
Антитеза -стилистическая фигура в предложениях 1, 47 способствует "превращению" презираемой одноклассниками Рыжухи в "роскошную золотоволосую красавицу", помогает ярче представить внешность восходящей звезды.
Как относятся к Светке одноклассники?
Светку не любили, дали кличку Рыжуха. Девчонки отказывались на уроках физкультуры выполнять упражнения с ней в паре, "словно Светка прокаженная". Раздражали рыжие волосы, ее пронзительный голос. Не понимали странного поведения Светы: она часто «выла» - пела. Презирали за единственные потертые джинсы.
Охарактеризуйте поведение одноклассников по отношению к героине? Найдите слова, сочетания слов, предложения, которые, как Вам кажется, являются значимыми.
(Какие грамматические конструкции передают высокомерное отношение к девочке? Какова роль этих грамматических явлений?)
- Сложное предложение №1 с однородными придаточными. Однородные придаточные помогают понять, почему Светку не любили в классе.
- Инверсия «дура рыжая» (пр.11) передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.
- Фразеологизм " во внимание не принимали" (пр.4) помогает представить действия одноклассников Рыжухи, которые ничуть не жалели Свету, бездушно обходились с ней. Их издевательское отношение можно увидеть и на примере предложений с обращениями «Рыжуха» (пр.17), «Рыжая» (пр.30,36).
- Какие чувства передают эмоционально окрашенные предложения:
Предложения | Интонационное значение | Пояснение |
" Не езди с нами на прогулку!"(пр18). | гнев | передают чувство сильного возмущения, негодования Женьки, подчеркивают его жестокость, бессердечие, помогают понять, что он грубый, черствый человек. |
Опять отдельно от всех будет на озере выть! (пр.20). | раздражение | |
Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь! (37) | насмешка, издевка, злорадство |
- Писателю необходимо было детально описать, какую сильную неприязнь и отвращение испытывает Маринка Быкова к Светке, и поэтому он использовал глагольное словосочетание со связью примыкание "брезгливо отодвигала" (пр.42).
- Выпишите синонимы из следующих предложений, объясните их роль в тексте.
Предложения | Роль в тексте |
Контекстные синонимы "пела-выла" (пр. 7,8,10) | подчеркивают неприязненное отношение одноклассников к пению Светки. |
Как вы думаете, что чувствует Светка?
Поясните грамматические связи в следующих предложениях
Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром ее ни на одной фотографии нет (пр.40).
Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство. (Неполное предложение (пр.25) помогает подчеркнуть внутреннее состояние девочки -одиночество).
Что же помогло героине выстоять?
Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчеркивается автором использованием ряда однородных членов " в предложении 14: в её голосе было что-то родственное " с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом". Мы открываем душевное состояние девочки, ей хорошо на природе.
Исцеляло ее озеро (пр.7). Определим символику озера в рассказе. Во многих древних культурах
оно представлялось источником жизни. Погружение в озеро означало возрождение и восстановление.
Озеро символизирует идею «уровней» — вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.
Учитель: Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом!
"Когда же она запела высоким, удивительным голосом, меня мгновенно бросило в пот" (пр.48). Какова лексическая роль фразеологизма "бросило в пот"? (подчеркивает сильное волнение рассказчика, который осознает свою вину, вину одноклассников).
Рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир).
Назовите лексическое явление, использованное автором. Какова роль контекстных антонимов в данном случае?
Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.
Выразительное чтение стихотворения.
Родиться рыжим - значит, не таким как все.
Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен.
Ты неприличен и смешон, резвясь в росе,
Весь мокрый, вопреки послушным умным детям.
Проходят годы - можно выкрасить копну
Волос, что вечно провоцирует сравненье,
И сесть на мель или совсем пойти ко дну,
Иль плыть, не дергаясь, с толпою по теченью.
Родиться рыжим - значит не таким вообще.
Пусть ты блондин иль даже волосами черен.
Ты просто «рыжий» изначально там, в душе.
И пусть порой смешон, но серым непокорен.
Словарная работа. Дайте толкование слову «рыжая»
- Рыжий - по цвету волос, веснушкам на лице, светлой коже. ( « Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен»)
- Рыжий - не такой как все («Рыжий» изначально там, в душе»)
III. Работа в группах. Используя материал урока, напишите сочинение.
Вывод. Наш удивительно богатый язык - великолепный материал для исследования. Если вы научитесь анализировать лексические и грамматические явления в любом тексте, вы гораздо глубже будете понимать прочитанное.
IV.Рефлексия
1. Определите тему урока (Легко ли быть рыжей? Быть всегда человеком... )
2.Нашла ли Света «СВОЁ ОЗЕРО»?
Ей было нелегко в классе. Но она добилась своей цели, доказала, что умна и талантлива.
3.Почему рассказ назван «Не пускайте Рыжую на озеро»?
4.Продолжите мысль
Меня взволновало.......
Меня огорчило..........
Мне запомнились строки.........
Важно.........
Домашнее задание. Написать эссе "Легко ли быть рыжим"?
V.Подведение итогов.
Учитель: Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прожать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.
Пока мы боль чужую чувствуем, | Пока не знаем мы заранее, что совершим, |
Работы детей
1. В.И. Даль, создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", писал: "Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить". В самом деле, любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове. Мысль невозможна без него, потому что именно слово организует, закрепляет, образует в нашем мозгу определенное понятие.
Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте Е.Габовой. . Фразеологизм " во внимание не принимали" (пр.4) помогает представить действия одноклассников Рыжухи, которые ничуть не жалели Свету, бездушно обходились с ней. Издевательское отношение одноклассников к девочке можно увидеть и на примере предложений с обращениями «Рыжуха» (пр.17), «Рыжая» (пр.30,36).
Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение Е.Габовой к изображаемому.
2.В.И. Даль, создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", писал: "Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить". Безусловно, слова показывают образ наших мыслей, но если мы захотим узнать, как именно думает, мыслит человек, обращаемся к грамматике.
Обратимся к фрагменту рассказа Е.Габовой. Рассказывая о том, как жилось Светкиной семье, повествователь использует фразеологизм «едва сводили концы с концами» (пр.3), и это лексическое явление помогает читателю понять, какой несладкой была жизнь девочки. Только благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчеркивается автором использованием ряда однородных членов " в предложении 14: в её голосе было что-то родственное " с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом"
Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел.
3. В.И. Даль, создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", писал: "Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить". Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли.
Так, контекстные синонимы "пела-выла" (пр. 7,8,10) подчеркивают неприязненное отношение одноклассников к пению Светки.
А вот эмоционально окрашенные предложения (18,20,37) передают чувство сильного возмущения, негодования Женьки, подчеркивают его жестокость, бессердечие, помогают понять, что он грубый, черствый человек.
Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте, помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.
4. В.И. Даль, создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", писал: "Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить". В самом деле, лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика дает ему возможность правильно изложить свои мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния.
Как часто мы бываем жестоки и несправедливы к окружающим и как часто потом жалеем об этом! Вот и рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела (предл.47); ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников (предл. 7-11), раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали (предл. 18, 32,37,38,42), смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.
Таким образом, анализ лексических и грамматических особенностей доказывает правоту В.И.Даля
5.И. Даль, создатель "Толкового словаря живого великорусского языка", писал: "Слово -исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить". В самом деле, все, что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них имеет свое значение.
Например, фразеологизм в предложении 48 "бросило в пот" подчеркивает сильное волнение рассказчика, который осознает свою вину, вину одноклассников.
Инверсия «дура рыжая» (пр.11) передает их пренебрежительное отношение к Сергеевой.
Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло донести до читателя свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"
Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...
План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....
Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»
В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...
Анализ рассказа Е. Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро"
урок, чтение с остановками...
Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)
Предлагаем материал к уроку внеклассного чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» ...
Методическая разработка урока литературы. Е.Габова "Не пускайте Рыжую на озеро"
Данный урок направлен на развитие критического мышления....
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...