Методическая разработка проекта для 5 класса «Литературный багаж»
методическая разработка по литературе (5 класс)
В разработке можно найти интересный и полезный материал по работе над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proekta_dlya_5_klassa_literaturnyy_bagazh.docx | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 311
с углублённым изучением физики Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка проекта для 5 класса «Литературный багаж»
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы
Юркевич И.В.
г.Санкт-Петербург
2018 год
Описание работы
- Название проекта: «Литературный багаж»
- Руководитель проекта: Юркевич Ирина Владимировна
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература
- Целевая категория участников проекта (возраст учащихся): 5 класс
- Тип проекта
-по преобладающему виду деятельности: творческий
-по содержанию: межпредметный
-по включенности в учебные планы: разрабатывается на внеурочном занятии (1 в неделю)
-по количеству участников: групповой (8 человек)
-по продолжительности: учебный год
- Цель проекта
Практическая: найти способ заинтересовать школьников читать книги.
Педагогическая: дать возможность ученикам проявить свой творческий потенциал, побывать в разных ролях.
- Задачи проекта, выраженные через планируемые образовательные результаты:
-Научить детей внимательно и осмысленно читать художественную литературу;
-Научить искать, выбирать и компоновать информацию, полученную из разных источников;
-Получить опыт публичного выступления;
- Актуальность проекта
-значимость и необходимость на уровне образовательного учреждения и социума: проблема безграмотности приобретает всё большее значение в настоящее время. Чтение способствует развитию грамотности, умению мыслить, принимать решения, делать выводы самостоятельно. Поэтому и возникла необходимость в разработке проблемы проекта.
-личностная ориентация: учащийся учится смотреть на художественное произведение другими глазами; каждый участник проекта несет ответственность за свою часть работы, а значит, и за всю работу в целом.
-2-3важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения: зачем нужно читать? Что читать? Как можно прочесть художественное произведение?
- Необходимое оборудование: информационные источники (книги, интернет), иллюстративный материал, экспонаты для музея (готовые и сделанные своими руками).
- Предполагаемые продукты проекта: музей, посвященный творчеству А.С.Пушкина, экспонат: дуб с золотой цепью и героями сказок А.С.Пушкина.
- Этапы работы над проектом:
Процесс работы над проектом можно условно разделить на 4 основных этапа:
- Сбор необходимой информации и материалов для создания проектного продукта.
- Групповая работа над созданием продукта.
- Проведение экскурсии.
- Защита проекта (на школьном и городском уровне).
На первом этапе работы самое главное было определить, что делать, зачем и как. Чтобы понять и определить актуальность работы, было проведено анкетирование учащихся 4-5 классов.
Анкетирование выявило, что проблема нежелания читать у школьников действительно существует. Ребята знают о жизни и творчестве поэта, но назвать его лицейских друзей не могут, не могут назвать фамилии русских классиков литературы, читают мало. Следовательно, работа над проблемой привлечения одноклассников и младших школьников к чтению классической литературы действительно важна.
Для решения поставленной цели учащиеся приняли участие в городском проекте «Литературный багаж». С помощью предложенной программы строилась работу над проектом. Данная программа предлагает в рамках проекта посетить музей-квартиру А.С.Пушкина на Мойке 12. 21 декабря ребята побывали в музее, а после написали отзыв. Это было очень интересно и познавательно, а также поспособствовало дальнейшему интересу сбора информации об А.С. Пушкине.
На данный этап потребовалось три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).
Промежуточный результат этапа: выбрана и скомпонована информация для создания экскурсии в виде текстов.
Второй этап: групповая работа над созданием продукта.
Для того чтобы создать экскурсию, необходимо подобрать экспонаты для музея. Каждый ученик подбирал к своему выступлению иллюстративный материал, предметы для выставки, восковые фигуры. Нужен был экспонат, который бы иллюстрировал сказки Пушкина предметно. Им стал дуб с золотой цепью и героями сказок А.С.Пушкина.
План работы над экспонатом:
1.Осуждение и определение внешнего вида продукта.
2.Распределение обязанностей.
3.Создание продукта.
4. Представление его в школьном и городском музее.
Описание продукта
1.Ствол дуба выполнен из 8-литровой пластиковой бутылки. Чтобы придать фактурность, использовали технику папье-маше. После покрасили ствол в коричневый цвет. Края обработали глиной.
2.Листья вырезали из зеленых пластиковых бутылок, прикрепили при помощи клея к проволоке и собрали их в веточки. Веточки прикрепили к стволу горячим клеем.
3.Внутри дуба сделали полочки, на которых разместились персонажи сказок и пролога.
4.На дуб прикрепили золотую цепь.
5.Герои и предметы:
- кот ученый сделан из ниток;
- русалка (сидящая среди ветвей), царевна-лебедь, зайчик, черт, Черномор, золотая рыбка, отравленное яблочко, белка выполнены из пластилина;
- клетка для белки сделана из проволоки;
- золотой петушок (уже готовая глиняная игрушка) был перекрашен в золотой цвет;
- маленький сундучок напомнили золотыми орехами, каштанами;
На данный этап потребовалось три (январь, февраль, март) месяца.
Промежуточный результат этапа: создание экскурсии, подбор экспонатов, создание главного экспоната музея: дуба.
Третий этап: проведение экскурсии.
В созданный музей были приглашены учащиеся 1 а класса, 4 а и 5б. После посещения ребятам 4 и 5 классов предложили ответить на вопросы анкеты. Анкетирование показало, что ребята без труда назвали близкого друга А.С.Пушкина, ответили, что им понравилась экскурсия, дуб и викторина, новая неизвестная сказка и история портрета стали открытиями.
На данный этап потребовалось три дня. Промежуточный результат этапа: проведение экскурсии. Каждый ученик проводил свою часть экскурсии 5 раз, т.к. классы делились на две группы.
Четвертый этап: защита проекта (на школьном и городском уровне).
25 апреля 2018 года ребята представили свой продукт в музее-усадьбе Г.Р.Державина в рамках «Литературного багажа».
По итогам работы учащиеся заняли 2 место в городском проекте, о чем свидетельствует полученный диплом. Каждый написал отзыв о своем участии в проекте.
16 мая 2018 года учащиеся защитили свой проект в школе. Двое ребят получили повышенный уровень, остальные базовый, набрав большое количество баллов.
На данный этап потребовалось два дня.
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе;
1.Люличев Т., Бугреев Г. – искали информацию (читали книги, готовили экспонаты и экскурсию) о лицейской жизни А.С.Пушкина.
Мальчики рассказали о друзьях поэта, о том, как он попал в лицей. Гоша сделал макет комнаты Пушкина и рассказал о лицейском распорядке дня.
2.Логинова Вероника – готовила рассказ о предках поэта. Рассказала о его родственниках, жене, детях, о няне Арине Родионовне. А также Матуляк Н. была «восковой фигурой няни», которая оживала и рассказывала ребятам о своей любви к Пушкину.
3.Чурочкин Д. – готовил рассказ о портрете А.С.Пушкина, художник В.А.Тропинин. Даня представил интересные факты об истории создания и жизни этой картины, которые мы узнали, посетив музей-квартиру А.С.Пушкина на Мойке 12.
4.Морозова К. – готовила выставку книг о поэте и книг, написанных А.С.Пушкиным. Были представлены разные книги, например, сказки с красивыми иллюстрациями. Также Кристина подготовила чтение наизусть стихотворений поэта.
5.Омельченко М., Непрокина С. – готовили литературную викторину для экскурсантов.
6.Кондратьев С. – приготовил мультфильм и викторину по неизвестной сказке А.С.Пушкина «Сказка о Медведихе». С помощью мультфильма он рассказал содержание сказки, после чего задавал интересные вопросы (мультфильм остался на выставке в музее Г.Р.Державина).
Продукт (дуб) делали вместе.
- Критерии оценивания достижения образовательных результатов проекта;
Защита проекта в школе:
1.Бугреев Георгий | 78 | базовый |
2.Кондратьев Владислав | 74 | базовый |
3.Логинова Вероника | 96 | повышенный |
4.Люличев Анатолий | 96 | повышенный |
5.Морозова Кристина | 79 | базовый |
6.Непрокина Софья | 77 | базовый |
7.Омельченко Мария | 82 | базовый |
8.Чурочкин Даниил | 71 | базовый |
Защита проекта в городском проекте: 2 место (47 баллов)
- Анализ достижения планируемых образовательных результатов участниками проекта. Основные выводы.
Закончив работу над проектом и оценив полученный результат, можно сказать, что поставленная проблема решена. Но говорить с уверенностью, что все дети, посетившие музей, а также принимавшие участие в его разработке будут теперь много читать, нельзя. Любовь к чтению прививается постепенно, человек должен почувствовать желание, необходимость читать, а значит, развиваться.
Все, что задумали, получилось благодаря дружной и слаженной работе группы. Работа по проекту была распределена между участниками группы, и все подошли с энтузиазмом к её выполнению. Вместе делились идеями и дорабатывали детали, каждый участник дополнил что-то к работе товарища, а потом соединили эти части и получился удивительный экспонат для музея.
Ребята получили бесценный опыт, когда выступали в роли экскурсоводов, а также защищая проект в музее-усадьбе Г.Р.Державина. То, что нам достался диплом II степени, говорит о том, что работу сделали хорошо. Об этом свидетельствуют и отзывы педагогов, которые приходили с ребятами в школьный музей.
Положительным результатом можно считать и то, что ребята из класса, не писавшие проект, с удовольствием побывали и в музее на Мойке, и ездили в музей Г.Р.Державина на защиту. Многие оставались на внеурочную деятельность и помогали делать дуб. Некоторые ребята изъявили желание, на следующий год принять участие в таком же проекте.
Результаты анкетирования также свидетельствуют о том, что посетителям музея было не только интересно, но и запомнилось много нового. Многие ответили, что у них возникло желание узнать еще что-то новое. А это и было целью проекта.
На основании проделанной работы над проектом, можно прийти к выводу, что совместная работа над общим делом объединяет между собой людей даже с разными взглядами и помогает найти общее в решении поставленной цели. Привлечь внимание товарищей к любой задаче можно путем необычного её решения. В данном случае привлекали к классической литературе путем создания музея своими руками.
- Литература.
Книги:
- Басина М. В садах лицея; На берегах Невы: Докум.повести:/О А.С.Пушкине: Для сред. и ст. шк. возраста// Л.:Дет.лит., 1988. - 357с.:ил.;
- Русаков В.М. Потомки А.С.Пушкина. 2-е изд., доп. - Ленинград : Лениздат,1978
- Сочинения Пушкина, изд. Анненкова, т. I, 1855, стр. 153—155
Интернет-материалы:
- Топ книги: http://top-knig.ru/a-s-pushkin/
- Стихи А.С. Пушкина: http://pushkin.299.ru/08.htm
- Сайт «Kinderbox» http://kinderbox.ru/skazka-o-medvedihe "Сказка о медведихе" А.С. Пушкин, с иллюстрациями.
Музеи:
- Всероссийский музей А.С. Пушкина (улица Мойка, 12): http://www.museumpushkin.ru/
- Усадьба-музей Державина (наб. Фонтанки, 118): http://www.museumpushkin.ru/vserossijskij_muzej_a._s
Иллюстративный материал:
- Комплекты портретов и материалы для уроков литературы 5-6 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")
Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...
Методическая разработка урока по теме "Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена"
Урок внеклассного чтения в 5 классе рассчитан на два урока...
Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтению во 2, 4 классах 1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»
Методическая разработка разнотемного урока по литературному чтениюво 2, 4 классах1 тема: «Сергей Михалков. «Мой щенок»» 2 тема: «Борис Пастернак. «Золотая осень»»...
Методическая разработка интеллектуально-развлекательной математическо-литературной игры для 5-7 классов «Читаем или считаем?»
Игра предназначена для учеников 5-7 классов, но при корректировке заданий может быть использована и в старшей школе. В игре 6 заданий. Глубоких знаний по предметам не потребуется. Логика, смекалка, об...
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).
Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских ...
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Чем люди живы». Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. (6 класс. 1 час).
Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Литературная викторина « Умники и умницы» « Певец калины красной В.М. Шукшин» (К 95- летию со дня рождения автора) 8 класс.
Данное мероприятие - обобщение биографии и творчества В. М. Шукшина. Литературная викторина "Умники и умницы" " Певец калины красной В.М.Шукшин" состоит из вопросов, посвящён...