Методическая разработка урока по теме "Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Стебенева Татьяна Николаевна

Урок внеклассного чтения в 5 классе рассчитан на два урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_po_skazkam_andersena.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Учитель Стебенева Татьяна Николаевна

Тема урока: Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена

Цели:

1.Привлечь учащихся к прочтению большого количества сказок Андерсена.

2.Показать, чему учит и что высмеивает сказка писателя.

3.Формирование умения мыслить, делать выводы, говорить полными ответами, пересказывать и сочинять.

4.Умение работать в группе.

5.Формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к учению и познанию.

Оборудование: портрет Андерсена, жетоны, игрушка (кот), эмблема у каждого игрока, конверты с вопросами домашнего задания, газета, музей вещей, маска горошины, конверты с заданиями 5 конкурса, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, книга «Сказки зарубежных писателей», тетради по литературе, листы с баллами от 1 до 6, оформленная доска, сказка «Талисман»

Ход урока

На доске

Ханс Кристиан Андерсен

                                                                      В цветущей Дании,

                                                                                       Где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало.

Х.К.Андерсен

Учитель:

- Представьте, ребята, что мы сегодня с вами не в классе, а в небольшом домике города Одензе, где родился и рос Ханс Кристиан Андерсен. Здесь можно говорить только о нем и его героях.

За четырьмя игровыми столами сидят команды. Представляю их:

  1. «Русалочка». Капитан Орлова Таня
  2. «Дельфин». Капитан Сергеева Юля
  3. «Звездочка». Капитан Дубенцова Настя
  4. «Молния». Капитан Максимов Антон

(Ребята заранее разделились на команды, придумали название и эмблему)

Судит игру жюри в составе: (3 человека из 9 класса).

Нас сегодня внимательно будет слушать кот, самый благодарный слушатель в доме Андерсена, и по окончании игры подарит победителю вот эту красочную книгу «Сказки зарубежных писателей». Для начала вспомним, как зовут кота (Карл – 1 балл)

1 гейм Разминка 3 балла

«Узнай героя и из какой он сказки»

  1. «Все шесть принцесс были прехорошенькими, но лучше всех была самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с глубокими синими, как море, глазами. Она была тихая, задумчивая. Больше всего любила слушать рассказы о людях, живущих на земле». («Русалочка»)
  2. «Хорошенькая принцесса так была набожна и невинна, что колдовство не имело над ней силы. Но она не смела говорить, и её приняли за ведьму». (Элиза – «Дикие лебеди»)
  3. «Она была так хороша! Умное, прелестное лицо. Глаза её сияли как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя». («Снежная Королева»)
  4. «Очаровательней всего была девушка, стоявшая на пороге широко раскрытых дверей замка. Юбочка её была из тончайшей кисеи. Ленточка была прикреплена сверкающей блесткой, очень большой, - она могла бы закрыть всё личико девушки. Красавица эта была танцовщица». (Танцовщица – «Стойкий оловянный солдатик»)

 2 гейм Домашнее задание 10 баллов

1 «Русалочка» Составляют попурри из разных сказок Андерсена

2 «Дельфин» Рисуют газету, посвященную героям сказок Андерсена

3 «Звездочка» Проводят экскурсию по музею, в котором собраны вещи из сказок Андерсена

4 «Молния» Представляют сказку «Принцесса на горошине» от имени горошины

(Домашнее задание дается за две недели до конкурса)

Первая команда предлагает угадать названия сказок, звучащих в попурри (3 балла)

Вторая команда предлагает угадать героев (3 балла)

Третья команда. Экскурсоводам задают вопросы. Удачные вопросы оцениваются в 2 балла

3 гейм Конкурс капитанов 3 балла + 4 балла

Вызываются капитаны

Определить название сказки по её концовке

1 «-Ух, как давит! Не выдержу! Сломаюсь!

Но она выдержала, хотя её и переехала ломовая телега, она лежала на мостовой, вытянувшись во всю длину, ну и пусть себе лежит!» («Штопальная игла»)

Учитель:

- Какая черта характера заключена в штопальной игле? (высокомерие)

2 «Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости, - он помнил то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекраснейшими птицами! И вот из груди вырвался ликующий крик:

- Мог ли я мечтать о таком счастье. («Гадкий утенок»)

Учитель:

- Жизнь гадкого утенка в сказке чью реальную жизнь вам напоминает и почему? (Андерсена)

3 «Возле чердачного окошка стояла юная девушка, и её глаза сияли, а на щеках горел здоровый румянец…

А желоб сказал:

- И всё-таки самая замечательная из горошинок – моя горошинка!»

           («Пятеро из одного стручка»)

Учитель:

- Маленькая горошинка спрашивает:

«Хотела бы я знать, кому из нас пятерых повезет больше всего?» Так кому и почему? (Самой маленькой. Она своим ростом приободрила больную девочку)

4 «- Теперь я только презираю тебя! – сказал он. – Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розу, а меня целовала за игрушки! Поделом же тебе! И он ушел к себе в королевство, крепко захлопнув за собой дверь». («Свинопас»)

Учитель:

- Какая песенка звучит в этой сказке? («Ах, мой милый Августин,

                                                                  Всё прошло, прошло, прошло!»)

4 гейм Участвуют все команды 6 баллов

Учитель:

- Послушайте сказку Андерсена «Талисман» ( читаю до определенных слов)

- Закончите сказку в стиле Андерсена (время для обсуждения – 5 минут)

5 гейм 6 баллов время выполнения – 10 минут

1 команда Зашифровать слово «вечность» в осколках. (Оборудование: голубая бумага и ножницы)

Учитель:

- Зачем Снежная Королева просила Кая сложить слово «вечность»? (Сложи это слово – будешь себе господин.)

2 команда Изготовление маски героя из сказки Андерсена. (Оборудование: цветная бумага, ножницы, фломастеры)

3 команда К данным пословицам подбери сказки Андерсена

«Не родись красивым, а родись счастливым» - «Гадкий утенок»

«Не плюй в колодец» - «Свинопас»

«Терпенье и труд всё перетрут» - «Дикие лебеди»

4 команда Запиши названия 8 сказок Андерсена, чтоб они начинались с этих букв:

А «Аисты»

Н «Новый наряд короля»

Д «Дикие лебеди»

Е «Есть же разница!»

Р «Русалочка»

С «Свинопас»

Е «Ель»

Н «Навозный жук»

Итог: письменная работа в тетрадях «Что я чувствовал, находясь в доме Андерсена?»

(В это время подсчет жетонов)

Выборочное прочтение работ

По окончании награждение команды-победительницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена

Цели викторины: - знакомство с жизнью и творчеством Х.К. Андерсена; - формирование интереса к изучению литературных произведений; - формирование интереса к чтению сказок; - развитие творческих спо...

Литературная викторина по сказкам Ханса Кристиана Андерсена ( 5 класс)

Эта викторина может использоваться как дополнительный материал к урокам внеклассного чтения, посвященным сказкам. Учит вниметельному, осознанному чтению. Развивает познавательный интерес....

Методическая разработка урока с применением здоровьесберегающих технологий «СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА»

Данная методическая разработка может быть полезна преподавателям русского языка и литературы. В ней представлен анализ отдельных сказок Салтыкова- Щедрина, показаны элементы здоровьесберегающих технол...

Методическая разработка урока в 5 классе по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Урок закрепления, повторения и обобщения знаний с разнообразными методами и приемами...

Методическая разработка занятия на тему "Викторина по сказкам"

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....

Методическая разработка занятия на тему "Викторина по сказкам"

Занятие рассчитано для обучающихся начальной школы....