Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Чем люди живы». Стремление писателя подчинить легенду законам притчи. (6 класс. 1 час).
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой;
б) формировать исследовательские навыки различения притчи, легенды, сказки; навыки работы с дополнительным источником; обучение созданию творческой работы в жанре легенды;
в) воспитывать духовно-нравственные качества молодого поколения, гуманизм, уважение к людям; формировать гражданско-патриотические качества.
Наглядность и оборудование.
1. Плакат- эпиграф к занятию:
«И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях». Л.Н. Толстой.
2. Выставка книг по творчеству Л.Н. Толстого в Самарский период.
3. Электронная презентация к занятию.
4. Словарь: легенда, притча, сказка.
План урока.
Содержание этапов урока. | Методы и формы работы. |
1. Оргмомент. | 1. Приветствие. |
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мотивация. | 2. Обращение к эпиграфу урока. |
3. Этап закрепления знаний эпизодов. | 3. Исследование. Работа в группах. Интеграция литературы, изобразительного искусства, истории, основ православной культуры. Эвристическая беседа. Инсценирование. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstoy._chem_lyudi_zhivy.doc | 40.5 КБ |
l.n.tolstoy._chem_lyudi_zhivy._9_kl.ppt | 967 КБ |
Предварительный просмотр:
Западное управление министерства образования и науки Самарской области.
Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №26
города Сызрани Самарской области.
Конкурс методических разработок «Лев Толстой – философ и просветитель».
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная».
Автор программы Петлина В.А.
Л.Н. Толстой. «Чем люди живы».
Стремление писателя подчинить легенду законам притчи.
(9 класс. 1 час).
Петлина Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
Домашний адрес: 446012
ул. Днепропетровская, 14-1,
телефон: 8-927-772-48-33.
Цели: а) познакомить учащихся с творческой и общественной деятельностью писателя в Самарский период 1881 года; расширить понятие легенды; выявить элементы сходства с притчей и сказкой;
б) формировать исследовательские навыки различения притчи, легенды, сказки; навыки работы с дополнительным источником; обучение созданию творческой работы в жанре легенды;
в) воспитывать духовно-нравственные качества молодого поколения, гуманизм, уважение к людям; формировать гражданско-патриотические качества.
Наглядность и оборудование.
1. Плакат- эпиграф к занятию:
«И живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях». Л.Н. Толстой.
2. Выставка книг по творчеству Л.Н. Толстого в Самарский период.
3. Электронная презентация к занятию.
4. Словарь: легенда, притча, сказка.
План урока.
Содержание этапов урока. | Методы и формы работы. |
1. Оргмомент. | 1. Приветствие. |
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мотивация. | 2. Обращение к эпиграфу урока. |
3. Этап закрепления знаний эпизодов. | 3. Исследование. Работа в группах. Интеграция литературы, изобразительного искусства, истории, основ православной культуры. Эвристическая беседа. Инсценирование. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
− На доске записана тема урока. Хотелось бы услышать ваше мнение: чем люди живы? (Обмен мнениями).
III. Обратимся к эпиграфу.
Соотнесите высказывание с содержанием прочитанной легенды. Восстановите основную цепочку эпизодов.
IV. Работа в группах.
Запись в тетради цитат из текста, определяющих основную мысль каждого эпизода.
(Анализ материалов презентации).
V. Анализ эпизодов по плану.
(План дан в электронной презентации).
VI. Слово учителя.
− Что же явилось основой для написания такого яркого, одухотворенного произведения? Почему Толстой в ответ на отзыв В.В. Стахова: «…до какой степени я пришел в восхищение от вашей легенды «Чем люди живы»… Уже один язык выработался у Вас до такой степени простоты, правды и совершенства, какую я находил еще только в лучших созданиях Гоголя», − сказал: «Все от русского мужика, его души и милосердия»?
− Ответом станут исследования, проведенные группой ребят по творчеству Л.Н. Толстого в 1878-1881 годах.
VII. Выступления учащихся по результатам проведенных исследований о посещении Л.Н. Толстым Самарского края в 1878-1881 гг.
1878 г. − Лев Николаевич приехал в Самарское имение Каралык вначале один, затем вызвал свою семью, кроме старшего сына Сергея, который сдавал экзамены. В это лето семья Толстых хорошо отдохнула, поправила здоровье. Сам граф занимался созданием конного завода, много беседует с крестьянами, в августе устраивает скачки с призами, едет с семьей в Бузулук на ярмарку. Работалось плодотворно. «Русские книги для чтения» вызвали полное одобрение общественности. В январе 1881 года начат рассказ «Чем люди живы». Работа продолжалась с перерывами, в течение почти всего года.
Новые впечатления получены от поездки в самарское имение в июле 1881 года. «23-24 июля дописал легенду. Записал историю старика-пустынника, жившего в лесу под Бузулуком», − отмечает Толстой в своем дневнике. Он много беседует с поволжскими сектантами: один из дней посвятил собранию молокан в Патровке, побывал у одного из гавриловских сектантов, принимал у себя крестьян и беседовал с ними о противоречиях христианской религии. В письмах к Софье Андреевне отмечал «богатство души, здоровье сердца, простоту и неиспорченность народа».
«Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиной». Эту цитату из Первого послания Иоанна писатель помещает в начале легенды в качестве эпиграфа.
VIII. Эвристическая беседа.
− Каждая группа в качестве домашнего задания провела исследование жанра произведения Л.Н. Толстого. Что это: легенда, притча, сказка? Аргументируйте свое мнение текстом.
(Обмен мнениями).
− Выводы: данное произведение написано в жанре легенды, но исследования показали стремление Л.Н. Толстого подчинить легенду законам притчи.
IX. Составление учащимися кластера «Жанр произведения «Чем люди живы»»; выявление общего и различий в легенде, притче, сказке.
(Сопоставление исследований с опорным конспектом в презентации).
X. Выводы. Рефлексия.
− Чем люди живы? Сопоставьте ваше первоначальное представление по данному вопросу. Изменилось ли оно?
(Обмен мнениями).
XI. Домашнее задание. Консультация.
Создать легенду о смысле жизни человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цепь эпизодов: 1. «Повернулся Семен и пошел к человеку». 2. «Поглядит на странника Семен и дивится». 3. «Хочется Матрене зло сорвать и узнать, какой такой человек». 4. «Повеселел странник и улыбнулся». 5. «Работает без разгиба…молчит и все вверх глядит». 6. «Вдруг улыбнулся и просветлел весь». 7. «Не свои дети, а как жалеешь их»! 8. «Узнаешь, что есть в людях, и чего не дано людям, и чем люди живы». 9. «Живы люди одною любовью».
План анализа эпизода. 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые). 2. Определите основной смысл, дайте название. 3. Как раскрываются характеры в данном отрывке. 4. Какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода . 5. Какова роль эпизода в произведении.
Легенда Сказка Притча 1. Художественное произведение 2. Фантастический характер 3. В основе лежит событие: реальное вымышленное Иносказание реальное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия в системе ОДОД по программе «Книга в моей жизни»
От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия....
Презентация к уроку Л.Н. Толстого "Чем люди живы"
Презентация к уроку Л.Н. Толстого "Чем люди живы"...
методическая разработка занятия по дополнительной общеобразовательной общеравивающей программе «Мой мир» "Город будущего"
Методическая разработка занятия по краеведению, ориентированно на учащихся в возрасте 7-11 лет....
Методическая разработка занятия «Моя семья» (доп. образование) для учащихся 4, 5 и 6 классов. Люди в интерьере и в пейзаже
Тема: Портрет в интерьере и в пейзаже Цель: закрепление умений, необходимых при изображении людей в пространстве Задачи:Образовательные:- учить правильной композиции в листе;- дать представл...
Презентация по рассказу Л.Н. Толстого "Чем люди живы"
Презентацция к открытому уроку по творчеству Л.Н. Толстого с опрой на произведение "Чем люди Живы"...
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Волга и Вазуза». Антитеза как прием раскрытия внутренних противоречий в характере героев. (5 класс. 2 часа).
Цели: а) ознакомление учащихся с творчеством Л.Н. толстого в период пребывания писателя в Самарском Заволжье (1871-1875 гг.); историей создания «Новой азбуки» и «Русских ...
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьесе.
Методическая разработка занятия факультатива «Сызрань литературная». Автор программы Петлина В.А. Л.Н. Толстой. «Плоды просвещения». Элементы комедийного стиля в пьес...