Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия Литературная викторина « Умники и умницы» « Певец калины красной В.М. Шукшин» (К 95- летию со дня рождения автора) 8 класс.
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Данное мероприятие - обобщение биографии и творчества В. М. Шукшина. Литературная викторина "Умники и умницы" " Певец калины красной В.М.Шукшин" состоит из вопросов, посвящённых биографии и творчеству алтайского писателя.В юбилейный год Шукшина проведение таких мероприятий в нашей школе очень своевременно, так как способствует нравственному воспитанию личности. Мы проводим классные часы по теме «Алтайские писатели», постановку инсценировок по рассказам Шукшина, конкурс сочинений. Викторина позволит учителю проверить знания учащихся по данной теме, выяснить, насколько произведения писателя затронули их душу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 агон Розыгрыш дорожек
1. Когда и где родился В.М.Шукшин?
Василий Макарович Шукшин родился в селе Сростки 25 июля 1929 года, а умер 2 октября 1974 года
2. Какую фамилию носил Шукшин в школе? Почему?
Попов,по фамилии матери,т.к.отца,Макара Леонтьевича Шукшина,арестовали органы ОГПУ в 1933 году,реабилитирован посмертно в 1956 году.Мать боялась,что и детей будут преследовать власти
3 . В каком техникуме и где учился Василий Шукшин?
В автомобильном техникуме, в городе Бийске. Бросил из-за «непонимания поведения поршней в цилиндрах»
Вопросы агонистам
1. Где служил В.М Шукшин? Зелёная дорожка.
На Балтийском и Черноморском Флотах. Воинс - кое звание- старший мат- рос,воинская специальность- радист особого назначения. Досрочно димобилизован с язвенной болезнью желудка.
Жёлтая дорожка. 1 . Что назвал Шукшин своим маленьким подвигом? Во сколько лет он его совершил?
В 24 года получил аттестат зрелости
Красная дорожка. 1. На карте Алтайского к рая есть города,посёлки , реки,названия которых встречаются в рассказах и романах Шукшина. Назовите те населённые пункты,в которых происходит действие в произведениях В.М.Шукшина.
«Кукушкины слёзки», «Любавины», «Двое на телеге»- Берёзовка; «Живёт такой парень», «Капроновая ёлочка», «Брат мой»; «Классный водитель» - город Бийск; «Выбираю деревню на жительство»-Красный Яр, Красногорское; «Рыжий»- Онгудай,Сростки и т.д.
2 . В какие институты В.М.Шукшин сдал экзамены? Зелёная дорожка.
Историко-архивный, ВГИК
2 . Назовите фильмы , в которых Шукшин выступает как автор сценария , режиссёр и актёр? Жёлтая дорожка.
«Калина красная»,1973 г. «Печки-лавочки»,1972 г.
2. Какие признаны заслуги В.М.Шукшина в области киноискусства? Красная дорожка.
1966 г.-Гос . Премия РСФСР им. братьев Васильевых за работу над фильмом «Ваш сын и брат ». 1968 г.-присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» 1971 г.;Гос.премия СССР за исполнение роли Василия Черных в фильме «У озера ». 1976 г.-орден Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в области киноискусства.
3 . Назовите друзей Шукшина по ВГИКУ? Зелёная дорожка.
Актёр Г.Бурков , режиссёр А.Тарковский , В.Высоцкий, режиссёр М.Ромм А.Тарковский М.Ромм Г.Бурков В.Высоцкий
Жёлтая дорожка 3 . Во сколько лет ушёл Шукшин из родного дома? Какими специальностями овладел в годы скитаний?
В 16 лет , в 1946 году . Работал слесарем-такелажником , маляром , грузчиком.
Зелёная дорожка. 4 . Назовите первый опубликованный рассказ Шукшина и журнал , его опубликовавший?
Журнал «Смена»,рассказ «Двое на телеге»,в 1958 году
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. В каком фильме впервые снялся Шукшин?
В главной роли в фильме М.Хуциева «Два Фёдора»
2. Кто из друзей посоветовал Шукшину посылать рукописи в разные журналы?
Михаил Ромм, учитель Шукшина
3.Шукшин служил по призыву с 1949 по 1952 год. Почему его демобилизовали из армии?
Досрочно демобилизован с язвенной болезнью желудка. Вернулся в родное село, мать лечила его травами, особенно левзеей в народе « маравий корень», « корень жизни», который водится только на Алтае, а в других местах не приживается.
Вопросы агонистам
1. В один и тот же год в жизни Шукшина случилось два важных события: опубликован рассказ и получено приглашение на исполнение главной роли в фильме . Первое слово в названии рассказа и названии фильма одинаковое . Назовите год , рассказ, фильм . Зелёная дорожка.
1958 год, «Двое на телеге», «Два Фёдора»
1. Назовите фильмы, поставленные Шукшиным по его сценарию? Жёлтая дорожка.
«Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди»,дипломный фильм «Из Лебяжьего сообщают»
Красная дорожка. 1. Какая книга Шукшина была опубликована первой?
В 1963 году вышла первая книга «Сельские жители»
2. В фильме «Калина красная» есть эпизод : за столом Байкаловых сидит человек , который поёт песню.Эта песня на стихи известного русского поэта . Одну строчку Шукшин повторял как заклинание всю жизнь. Назовите автора стихов и прочитайте строчку стихов, любимую Шукшиным. Зелёная дорожка.
Н.А.Некрасов «Школьник», «Знай, работай, да не трусь»
2. Как зрители оценили Шукшина-актёра? Жёлтая дорожка.
По оценкам журнала «Советский экран» Шукшин был признан два раза «Лучшим актёром года» за исполнение роли Егора Прокудина в фильме «Калина красная» и роли Петра Лопахина в фильме «Они сражались за Родину»,1971,1975 г.г.
Красная дорожка. 2. Назовите фильмы, где Шукшин был только актёром?
«Два Фёдора», «Золотой эшелон», «Простая история», «Алёнка», «Когда деревья были большие», «Мишка , Серёга и я», «Какое оно море», «Журналист», «У озера», «Освобождение», «Они сражались за Родину», «Прошу слова».
3. Для создания атмосферы достоверности Шукшин использовал в своих произведениях народные песни. Назовите , какие знаете или какие вам больше запомнились ? Зелёная дорожка.
«Миленький ты мой», «Калина красная», «Хаз-Булат удалой» и др.
3. На съёмках какого фильма умер В.М.Шукшин? Жёлтая дорожка.
На съёмках фильма «Они сражались за Родину»
4. Что связывает произведения Шукшина с русской классической литературой? Зелёная дорожка.
Он продолжает традиции русских классиков. Нравственные проблемы в его произведениях являются ключевыми
3 агон Розыгрыш дорожек
1. Какое литературное произведение писал Шукшин накануне смерти?
« А поутру они проснулись»
2 . Шукшин много раз говорил , что духовная потребность у жителей села никогда не была меньше , чем у горожан . Его до глубины души возмущало , что единую для всего народа культуру кое-кто пытается делить на сельскую и городскую . Один из центральных журналов очень любил печатать произведения Шукшина . На протяжении многих лет Василий Макарович был членом редколлегии этого журнала . Назовите журнал ?
«Сельская молодёжь»
3. 2 октября 1974 года Василий Макарович скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину».Человека не стало . Память о нём жива. Скажите, что названо в честь Шукшина на Алтае?
Имя Василия Макаровича Шукшина присвоено с ростинской средней школе , библиотеке в городе Бийске , его именем названа улица в г . Барнауле,один из ледников на горе Белуха , где берёт начало река Катунь . Во ВГИКЕ установлена стипендия имени Василия Макаровича Шукшина.На могиле Василия Макаровича на Новодевичьем кладбище в Москве установлен памятник-монументальная плита высотой 4 метра.
Вопросы агонистам
1. Почему главного героя рассказа « Алёша Бесконвойный » называют таким именем? И только ли «редкой в наши дни безответственностью и неуправляемостью» можно объяснить это прозвище? Зелёная дорожка.
Главного героя зовут Костя Валиков, но все в деревне его звали Алёша Бесконвойный . В субботу он топит баню. Баня для него не просто физиологическая потребность , это ритуал духовного очищения и обновления. «В субботу он топил баню. Всё . Больше ничего . Накалял баню , мылся и начинал париться». Вот почему Алёша по субботам не работал. « Бесконвойный »- свободный , никому не подчиняющийся. Алёша –чудный философ.
1. Герой рассказа «Мастер» Сёмка Рысь представлен нам в первых же строках двумя определениями: «непревзойдённый столяр» и «забулдыга». Почему автор так называет главного героя? Жёлтая дорожка.
Все полученные за счёт своего мастерства «левые деньги» Сёмка пропивает. Он не понятен людям: ведь он не пользуется своим мастерством для того, чтобы обогатиться, добиться лучшего положения в обществе.
Красная дорожка. 1. Как звали главного героя рассказа «Чудик»?
Василий Егорыч Князев
2. Как меняется душевное состояние Алеши при подготовке бани? Зелёная дорожка.
Показательно описание рождения субботы в душе героя: «Погода стояла как раз скучная- зябко было, сыро, ветрено- конец октября. Алёша такую погоду любил. Автор хочет показать, что Алёша смотрит на мир иначе, поэтически. Как Пушкин. Поэт тоже любил осень. Субботняя баня-это момент самопознания, познания мира и себя в нём, без неё жизнь Алёши была бы бесцветна. День строится как поэтапная смена устойчивых ритуальных действий, организованных особым образом .Он не только топит баню, тщательно и с любовью, но и много думает , глядя на огонь : о рождении, жизни, смерти , любви, подлинной и мнимой культуре человека, об искусстве .
2. Что завораживает душу Сёмки ? Чем же вызвано желание героя отреставрировать церковь? Жёлтая дорожка.
Сёмку привлекает давно заброшенная талицкая крепость . Она завораживает его душу той подлинной, бесполезной и неброской, над которой не властно время. Душа героя ищет добра и красоты , но неумело. Сёмке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществлённым. На минуту он как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. К тому же он представил себе, как ещё красивее и необычнее станет преображённая его руками церковь с отшлифованной восточной стеной . Эти два момента и подчёркивает Шукшин, когда пишет о Сёмке : «обеспокоенный красотой и тайной».)
Красная дорожка. 2.Какова главная идея рассказа «Чудик»?
Показывая своего непутевого милого героя, автор ставит такой извечный, общечеловеческий вопрос: так ли уж важны наши материальные ценности? Подспудный ответ автора: материальные ценности, конечно, важны, но не ценой того, чтобы забыть душевность и человечность.
3. Какие чувства вызывает у вас герой в начале и конце рассказа? Изменилось ли ваше отношение к нему? Зелёная дорожка.
Алешу можно сравнить с чудиками в других рассказах Шукшина. Драма Алёши, как и всех чудиков, в фатальном непонимании окружающих людей. Данный рассказ – это панегирик человеческому стремлению познать тайну жизни, познать Красоту и Любовь. Пытливость сердца и разума ,неуёмный поиск истины очень дороги Шукшину в герое и возвышают его над жизнью, примиряя с ней. Герой не может смириться с окружающей жизнью, он делает вызов общепринятым законам повседневности, отказываясь работать по субботам. Только после субботней бани всё становится ладным ,всё делается в ладу с миром, с огретым теперь осознанным чувством любви
3. Почему Сёмка перестал ходить к Талицкой церкви? Жёлтая дорожка.
Шукшин говорит об этом так: «обидно было и досадно». Сёмка будто бы вступился за красивую девушку, и она посмотрела на него с благодарностью, но тут некие мудрые люди объяснили, что вступаться за неё нельзя, и Сёмка сник головой, стыдно было ему смотреть красавице в глаза. Он снова запил
4 . С кем из героев русской литературы можно сравнить Алёшу Бесконвойного ? Зелёная дорожка.
С Иваном Северьянычем Флягиным . Шукшинского героя роднит с лесковским « очарованность души» красота, стремление жить в согласии с миром, талант бескорыстной любви и неиссякаемая вера в осмысленность бытия.
Мое ли это – моя родина , где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько… Я не выговариваю себе это чувство, не извиняюсь за него перед земляками – оно мое, оно я.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Исторический праздник "Клио", проведенный совместно с родителями для учащихся 7 классов.
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры, где проверяются знания по истории. Учащимся дается возможность проявить находчивость, юмор....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "День открытых дверей"
Сценарий Внеклассного мероприятия "День открытых дверей", фотографии...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении Российской государственности" для 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом"по истории на тему: "Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности" для 6 класс...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за «круглым столом» на тему: «Терроризм – угроза всего общества» для учащихся 9 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Беседа за "круглым столом" на тему: "Терроризм - угроза всего общества" для учащихся 9 классов....
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатоков по книге А. Дюма «Три мушкетера» по истории на тему: «Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции», проведенного совместно с родителями для учащихся 6 классов.
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия. Конкурс знатаков по книге А. Дюма "Три мушкетера" по истории на тему: "Религиозные войны и укрепление Абсолютной монархии во Франции", прове...
Внеклассное мероприятие. Викторина "Умники и умницы"
Внеклассное мероприятие. Викторина "Умники и умницы"...
Методическая разработка Открытое внеклассное мероприятие- викторина «Азбука здоровья»
Открытое внеклассное мероприятие- викторина «Азбука здоровья»...