Эпоха Ивана Грозного в «Песни о купце Калашникове»
план-конспект урока по литературе (7 класс)
У народа, говорил А.М. Горький, «своё мнение о действительности… Ивана Грозного». С русской народной поэзией Лермонтов, выросший в пензенской деревне Тарханы, был хорошо знаком. Среди казаков на Тереке, где он гостил в детстве у своих родственников Хастатовых, были распространены песни про Ивана Грозного. В этих местах пребывал он снова в 1837 году, во время первой ссылки на Кавказ. Проводя каникулы под Москвой, в Середникове, юный поэт собирал народные песни и пробовал сам писать в том же роде. Был, конечно, знаком он и с имевшимися тогда сборниками народных песен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
epoha_ivana_groznogo_v_pesne_o_kuptse_kalashnikove.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Эпоха Ивана Грозного в «Песни о купце Калашникове»
( урок открытия новых знаний )
Цели: Научиться характеризовать эпоху и героев; сравнивать героев между собой;
находить черты эпохи в произведении художественной литературы и в живописном произведении; точно характеризовать эпоху царя Ивана Грозного. Находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, эффективно работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уважать различные мнения. Формировать речевые навыки, развивать умение анализа, расширить словарный запас.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
Учащиеся слушают русскую народную песню « Не шуми, ты мать, зелена дубравушка».
- О чём эта песня? О каком времени в ней поётся?
- Как это произведение связано с произведением М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Что мы должны сделать, чтобы раскрыть данную тему? Какие вопросы рассмотреть?
3. Актуализация знаний.
Сообщение: «Личность Ивана Грозного»
XVI век — один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана IV страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоеваны Казань, Астрахань, Сибирь, Русь упрочила своё политическое влияние в мире. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи. Мрачной была и жизнь Ивана IV, который утопал в разврате, беспрерывно менял жён, в приступе ярости убил старшего сына, постоянно подозревал измену. Грозный поощрял похищения красивых жён знатных людей, конфисковывал имущество казнённых, не заботился о благосостоянии их семей.
Сообщение: «Оценка личности Ивана Грозного»
В.Г.Белинский так охарактеризовал Ивана Грозного: «…Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»
Н.М.Карамзин писал: «Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию…, правосудием…, духом царским…, соблюдением державной чести…»
- Как вам, жителям 21века, представляется образ Ивана IV?
Слово учителя. История создания «Песни…»
У народа, говорил А.М. Горький, «своё мнение о действительности… Ивана Грозного». С русской народной поэзией Лермонтов, выросший в пензенской деревне Тарханы, был хорошо знаком. Среди казаков на Тереке, где он гостил в детстве у своих родственников Хастатовых, были распространены песни про Ивана Грозного. В этих местах пребывал он снова в 1837 году, во время первой ссылки на Кавказ. Проводя каникулы под Москвой, в Середникове, юный поэт собирал народные песни и пробовал сам писать в том же роде. Был, конечно, знаком он и с имевшимися тогда сборниками народных песен.
В 1830 году он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях». В нём зарождается мысль создать произведение, в котором выразилась бы жизнь в знаменательный период московской истории – царствование Ивана Грозного.
- Случайно ли появление «Песни…» в это время? Ответить на этот вопрос поможет анализ некоторых фактов. Задание: соотнесите даты и события.
1835 – Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
- - М.И.Глинки опера «Иван Сусанин»
1836 - А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
- - М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
- Случайно ли появление «Песни…» в это время?
Появление «Песни …» никак нельзя назвать случайностью. Лермонтов ввёл своего персонажа в великую галерею образов народных героев в то же время, что и его гениальные современники.
Фольклорное начало в поэме
В поэме Лермонтов обратился к эпохе Ивана Грозного, но в её основе – не реальные события, а воспроизведение исторического колорита, быта и нравов. Однако, воссоздавая эпоху Грозного, автор опирается не столько на исторические источники, сколько на народную память (народные песни и предания). Фольклорное начало пронизывает всю поэму. Лермонтов широко использует приёмы народной поэзии (эпитеты, сравнения, отрицательные параллелизмы).
Задания по группам
1 группа
Докажите, что поэма написана в духе народной поэзии.
Найдите выразительные средства, характерные для народной поэзии (эпитеты, сравнения, инверсии, параллелизмы) в сцене «пир царя».
2 группа
Докажите, что поэма написана в духе народной поэзии.
Найдите выразительные средства, характерные для народной поэзии (эпитеты, сравнения, инверсии, отрицательные параллелизмы) в сцене «кулачный бой».
3 группа
Докажите, что поэма написана в духе народной поэзии.
Найдите выразительные средства, характерные для народной поэзии (эпитеты, сравнения, инверсии, отрицательные параллелизмы) в «сцене патриархальный уклад семьи Калашникова».
Исторические детали в поэме
деталь | значение детали |
1. В самом начале поэмы гусляры поют о том, что «православный народ ею (песней) тешился» 2. Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его все бояре да князья, И пирует царь во славу божию, В удовольствие свое и веселие. 3. Царь обращается к опричнику, называя его Кирибеевичем 4. У ворот стоят у тесовыих Красны девушки да молодушки И любуются, глядя, перешептываясь 5. У Алёны Дмитриевны Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются. 6. Начиная разговор о купце, Лермонтов называет его имя, фамилию и прозвище. 7. Посылает Степан Парамонович За двумя меньшими братьями; И пришли его два брата, поклонилися | 1.Это православное царство. Все события будут рассматриваться через призму православия. 2. Для характеристики 16 века важно, что «пирует царь во славу божию». Не просто тешится царь, а во славу божию. За столом все сидят по чину: бояре и опричники. В это время уже была учреждена опричнина, чтобы искоренять из Русской земли грех и различные преступления
|
- Как удалось М.Ю.Лермонтову точно изобразить эпоху и характеры в «Песне о купце Калашникове».
Лермонтов не искусственно погружает своих героев в условия 16 века, а даёт подробное описание обычаев, устоев, языковых особенностей описываемого времени.
4.Рефлексия
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- О чём задумались?
5.Домашнее задание (по выбору)
- Напишите мини-сочинение «Историческая эпоха в «Песни о купце Калашникове»
- Подберите материалы для характеристики царя, Кирибеевича, Калашникова.
- Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....
Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова
Это второй урок в системе уроков по "Песне..." Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"...
Урок литературы "Лермонтов Песня о купце Калашникове.."
Презентация содержит очень много иллюстраций, ряд аудиофрагментов из произведения М.Ю.Лермонтова "Песня о купце Калашникове..". Материал поможет учащимся разобраться в материале, прочувствовать атмосф...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)
Интегрированный (бинарный) урок литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...
Эпоха Ивана Грозного в «Песни о купце Калашникове»
У народа, говорил А.М. Горький, «своё мнение о действительности… Ивана Грозного». С русской народной поэзией Лермонтов, выросший в пензенской деревне Тарханы, был хорошо знаком. Сре...