Конспект урока по "Песне про купца Калашникова.." М.Ю.Лермонтова
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Это второй урок в системе уроков по "Песне..."
Тема урока: "Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_pesne_pro_kupca_kalashnikova_lermontova.docx | 24.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Концепция произведения.
Лермонтов показывает нам представление народа об устойчивых общественных отношениях, условиях и образе жизни, о мнениях и организации быта людей эпохи Ивана Грозного. Он затрагивает социокультурные проблемы: проблему границ самодержавной власти и проблему отношения власти и народа.
После изучения «Песни…» учащиеся смогут:
- рассказать об особенностях быта XVI века;
- объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;
- смогут назвать фольклорную основу «Песни…»;
- назвать фольклорные элементы в поэме;
- назвать особенности сюжета поэмы;
- отметить элементы лирики и эпоса;
- передать в словесной форме идею произведения;
- назвать особенности языка «Песни…»;
- привести примеры тропов из поэмы: сравнений, метафор, инверсий;
- выразительно читать поэму;
- охарактеризовать каждого героя поэмы;
- составить киносценарий к эпизоду «Кулачный бой на Москва-реке»;
- написать сочинение на тему «Кто является настоящим героем поэмы и почему?»
Система уроков:
1. М.Ю.Лермонтов. «Песня про…купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века. Фольклорная основа «Песни…». Сюжет поэмы.
2. Бой на Москва-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола. Оценка персонажей с позиций народа.
3. Связь с произведениями УНТ. Жанр произведения. Подготовка к сочинению на тему «Кто является настоящим героем поэмы и почему?»
Проект урока №2
Цели:
- привести примеры тропов из поэмы: сравнений, метафор, инверсий;
- выразительно читать поэму;
- охарактеризовать каждого героя поэмы;
- объяснить, как картины быта помогают понять характеры и идею произведения;
- предать в словесной форме идею произведения;
- составить киносценарий к эпизоду «Кулачный бой на Москва-реке».
Этапы урока. Вопросы и задания. | Виды деятельности учеников |
Постановка творческой учебной задачи: Составить киносценарий к сцене «Кулачный бой на Москва-реке» Проверка домашнего задания Беседа по вопросам: - Как проходит вызов на поединок? - Кому поклонился Калашников? А Кирибеевич? - Как мотивировал Кирибеевич свое участие в битве? А купец Калашников? - Как отреагировал Кирибеевич на слова противника? - Начало боя, первый удар. Что спасло Калашникова? - Решающий удар, мысли героя. Анализ сцены боя на Москва-реке. - Какое место это событие занимает в сюжете? (кульминация) - Какие средства использует автор? - В бой вступили два человека, какими они предстают перед нами в поэме? -Вслушайтесь в слова : «К тебе вышел теперь, бусурманский сын, - Вышел я на страшный бой, на последний бой». Знал ли Калашников, что при любом исходе ему не выжить? -Как характеризует его тот факт, что он пошел на смерть ради сохранения чистоты имени жены? - Что он защищает? - Почему купец не сказал правды царю? - На чьей стороне симпатии автора? - Каким чувством проникнуты строки о смерти Кирибеевича? Чем можно объяснить это чувство? - Почему гусляры, зная, что перед ними “лукавый раб”, все говорят о нем как об “удалом бойце”, “буйном молодце”? - Сравнение репродукций картин художников В. Васнецова, В. Фаворского Выразительное чтение сцены кулачного боя Вывод - Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя? - Во что и почему превратился кулачный бой? Анализ сцены суда - Справедливо ли был казнен Степан Калашников? - Почему герой первым говорит о своей казни: «Прикажи меня казнить — и на плаху несть мне головушку повинную»? - Является ли казнь купца нарушением слова царя, сказанного перед боем: «Кто побьет кого, того царь наградит»? Помиловал бы Иван Грозный купца Калашникова, если бы тот попытался схитрить и сказал, что убил своего противника случайно? - Почему казнь купца следует считать милостью царя? Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью? - Каким перед нами предстает Иван Грозный? Обобщение. -Прочитайте и прокомментируйте заключительные строчки поэмы. - Какова же идея произведения? Домашнее задание Составить киносценарий к сцене кулачного боя по таблице, данной ниже. | Обсуждают ответы на поставленные вопросы, находят подтверждение в тексте. Учащиеся работают с текстом, находят примеры метафор, олицетворений, сравнений Записывают характеристики в тетради: Кирибеевич – способен нарушить нравственные законы, любимец царя, «из славной семьи из Малютиной», опричник, «бусурманский сын», удалой. Калашников – сильный, смелый, напоминает былинного героя, чтит традиции, купец, истинный христианин. Отвечают на вопросы Ученики, обращаясь к тексту произведения (диалогу Калашникова с царем), осмысливают под руководством учителя важнейшую черту характера героя – он не признает царского суда в делах совести, он живет “по закону христианскому”. Учащиеся рассматривают иллюстрации, выявляют, чем похожи; какие, по их мнению, более выразительны; какие ближе их представлению о героях. Выразительное чтение сцены кулачного боя Формулируют аргументированные ответы на вопросы Декламируют отрывок из поэмы о памяти народной, делают вывод об оценке поступка купца Калашникова народом. Формулируют и записывают в тетрадь идею произведения. Записывают в тетрадь таблицу |
Таблица для составления киносценария:
№ кадра | Кадр | План | Ракурс | Цвет | Звук |
Методическое обоснование.
На этапе подготовки к восприятию произведения (урок №1) учащиеся погрузятся в атмосферу «сурового» XVI века, а также познакомятся с характеристикой эпохи 30-х г. 19 века, чтобы понять причины обращения Лермонтова к историческому прошлому России (имеются в виду факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэта). Высказывания из домостроя оттенят бесстрашие и прямоту Калашникова. Характер отношений героя поэмы с женой станет ясен для учащихся из наставлений "Домостроя". Также учащиеся узнают фольклорную основу «Песни…» - исторические песни о Мастрюке, «Ермак у Ивана Грозного» и др.
На этапе изучения произведения проводим анализ эпизодов "Песни…" по вопросам, предлагаемым учителем. Учащиеся делают вывод, что Калашников вышел защищать не только честь своей семьи, но и народные традиции. Он выступает против бесчестного поведения царского любимца, а значит, он выступает против людей, которые имеют власть поступать, как им того хочется, не считаясь с другими людьми. Анализ позволит ученикам понять, что народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у автора появляется возможность показать объективное отношения к героям, ибо героев мы видим как бы глазами народа. Так, в поэме народное мнение выражают гусляры. Ни царь, ни время не властны над подвигом Калашникова. Его могила, затерявшаяся "промеж трёх дорог" (его похоронили как разбойника), не забыта народом; живёт в памяти народной и его поистине героический поступок.
Данный этап позволит выявить характеры героев, тему и идею произведения. Ученики в совместном диалоге с учителем смогут осмыслить содержание «Песни…», выявить ее особенности, оценить поступки и характеры героев. Работа с текстом произведения позволит аргументировано обосновывать собственное мнение. Такая деятельность будет эффективной на данном уроке, так как поможет движению мыслей учащихся в сторону собственных выводов, которые необходимо сделать на этапе обобщения.
На этапе домашнего задания учащимся разъясняется, как составить киносценарий к эпизоду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
Система уроков по "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова
Система уроков по "Песнь..." состоит из 2 уроков: 1.«Историческая эпоха в произведении М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; 2.«Конфликт пр...
Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"
Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...
Урок по литературе "Главные герои "Песни про купца Калашникова..." М.Ю. Лермонтова.
Данный урок проводился, как открытый в 7 "В" классе в рамках методической недели, заслужил одобрительную оценку коллег, администрации....
Урок по теме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " М.Ю.Лермонтова
Творческий урок...
Урок по "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова
Урок с использованием ЭОР (интерактивный элемент ЦОР)....