Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikt_kalashnikov.ppt | 350 КБ |
kalashnikov.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Царь Иван Васильевич Молодой опричник Удалой купец Калашников Власть наивысшая; Отец народа; Должен быть справедливым Молодость, буйство, сила Опричник – личное войско Грозного, нелюбовь народа; нет имени - безродность Удаль, мужество, сила, Купец – почтенный человек, достоинство, Фамилия – есть род семья
Не произноси имени господа твоего всуе Да не будет у тебя других богов перед лицом моим Возлюби ближнего своего как самого себя Почитай отца твоего и мать твою Не убий Не укради Не прелюбодействуй Не сотвори себе кумира Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего
Безродность Страсть Не православная вера Несправедливая высшая власть Род, семья Семейные устои Православная вера Чувство собственного достоинства, семейная честь
Предварительный просмотр:
Тема. Узел конфликта в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Калашников и Кирибеевич, Калашников и царь Иван Васильевич.
Цель.
- Определить, между какими героями и почему завязывается конфликт в произведении;
- Развивать навыки проблемного и эстетического анализа текста, ассоциативного мышления;
- Учить видеть культурологические связи;
Ход урока.
1.Оргмомент. Определение темы и цели урока | Приветствие. Тема нашего урока записана на доске. Давайте с ней познакомимся и попробуем разобраться: на какой вопрос мы должны будем дать ответ. | Между кем и чем завязывается узел конфликта в произведении | ||||||
2 Семантика названия Составление таблицы на доске | Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о героях до начала произведения. - Как автор сам определяет жанр своего произведения? - Какие песни вы знаете? - А это какая песня? Какая информация содержится в названии о каждом из героев?
| Песня Лирич,обрядовые Историческая | ||||||
3 Исторический комментарий | Индивидуальное сообщение «Кто такой Иван Грозный, и что происходило в эпоху его правления» | Выступление учащегося | ||||||
4 Работа с текстом | А теперь мы обратимся к тексту 1 главы. Что нового мы узнаем об Иване Васильевиче и опричнике? О чем печалится царский любимец? А почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя? В чем проявляется «отцовство» грозного царя по отношению к молодому опричнику? А обязателен ли был обряд сватовства на Руси? Анализ 2 главы Во второй главе у нас речь идет о купце Калашникове. Найдите в тексте подтверждение наших предположений. Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает? Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж? Так, предлагая Алене Дмитриевне стать его любовницей, Кирибеевич позорит только ее? А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания? Что же движет Кирибеевичем, любовь или страсть? А докажите текстом, что семейные устои были самыми важными на Руси К началу третье главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть? Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины? Обратимся к нашей таблице и выясним, что вступает в конфликт. Докажите, что Кирибеевич – не православной веры Анализ 3 главы Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Мужчины показывали свою силу и удаль. Но кулачный бой запрещал смертоубийство. А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича? А можем ли до начала сражения, в тот момент, когда противники еще разговаривают, предположить, кто победит? Заканчивается ли конфликт в произведении? Что означает вопрос царя Калашникову о причинах убийства? Почему Калашников не отвечает «по правде, по совести»? Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи? Так был ли конфликт, и между чем? | Иван – грозный Опричник – Кирибеевич Пересказ сцены печали Не по закону, скрытность, обман Одежда, предлагает быть сватом Опора будущей семьи Молодой купец, статный молодец Отсутствие фаты, Мое имя опозорила Мужем и единственным защитником (она сирота) Мужа, детей, весь род Не возлюби…, Он был иноверец Страсть А. Д. вспоминает свою семью, С. П. на совет зовет своих братьев Род-безродность, Страсть-семейные устои Не православная и правосл вера сила, особое расположение царя непрямые намеки Калашникова, потеха – честь, нательный крест нехотя или волей вольною гудит - воет колокол, весть недобрая, смерть лютая | ||||||
4 Итог урока, рефлексия | Подводя итог нашему разговору, давайте обратимся к теме урока. Что завязано в узел конфликта произведения? Страсть – сильное чувство, Безродность – род-семья Несправедливость высшей власти- чувство собственного достоинства, Неверие - христианская вера С одной стороны – Царь и Кирибеевич, с другой – Калашников |
МОУ «Томаровская средняя школа № 1Яковлевского района»
Конспект урока по литературе
Узел конфликта в поэме
М. Ю. Лермонтова
«Песня…про купца Калашникова»
Составила:
Учитель русского языка и литературы
Данилова А. О.
Томаровка - 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Урок литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...
Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....
Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"
Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...
Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)
Интегрированный (бинарный) урок литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....