Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова
презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме

Данилова Анна Витальевна

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konflikt_kalashnikov.ppt350 КБ
Microsoft Office document icon kalashnikov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Узел конфликта в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 2

Царь Иван Васильевич Молодой опричник Удалой купец Калашников Власть наивысшая; Отец народа; Должен быть справедливым Молодость, буйство, сила Опричник – личное войско Грозного, нелюбовь народа; нет имени - безродность Удаль, мужество, сила, Купец – почтенный человек, достоинство, Фамилия – есть род семья

Слайд 6

Не произноси имени господа твоего всуе Да не будет у тебя других богов перед лицом моим Возлюби ближнего своего как самого себя Почитай отца твоего и мать твою Не убий Не укради Не прелюбодействуй Не сотвори себе кумира Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего

Слайд 8

Безродность Страсть Не православная вера Несправедливая высшая власть Род, семья Семейные устои Православная вера Чувство собственного достоинства, семейная честь



Предварительный просмотр:

Тема. Узел конфликта в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Калашников и Кирибеевич, Калашников и царь Иван Васильевич.

Цель.

- Определить, между какими героями и почему завязывается конфликт в произведении;

- Развивать навыки проблемного и эстетического анализа текста, ассоциативного мышления;

- Учить видеть культурологические связи;

Ход урока.

1.Оргмомент.

Определение темы и цели урока

Приветствие.

Тема нашего урока записана на доске. Давайте с ней познакомимся и  попробуем разобраться: на какой вопрос мы должны будем дать ответ.

Между кем и чем завязывается узел конфликта в произведении

2 Семантика названия

Составление таблицы на доске

Давайте проанализируем название произведения и разберемся, что нам известно о героях до начала произведения.

- Как автор сам определяет жанр своего произведения?

- Какие песни вы знаете?

- А это какая песня?

Какая информация содержится в названии о каждом из героев?

Царь Иван Васильевич

Молодой опричник

Удалой купец Калашников

Власть наивысшая

Отец народа

Должен быть справедливым

Молодость, сила, буйство чувств

Опричник – личное войско Грозного

Нелюбовь народа

Нет имени - безродность

Удаль, мужество сила

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

Песня

Лирич,обрядовые

Историческая

3 Исторический комментарий

Индивидуальное сообщение «Кто такой Иван Грозный, и что происходило в эпоху его правления»

Выступление учащегося

4 Работа с текстом

А теперь мы обратимся к тексту 1 главы. Что нового мы узнаем об Иване Васильевиче и опричнике?

О чем печалится царский любимец?

А почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя?

В чем проявляется «отцовство» грозного царя по отношению к молодому опричнику?

А обязателен ли был обряд сватовства на Руси?

Анализ 2 главы

Во второй главе у нас речь идет о купце Калашникове.

Найдите в тексте подтверждение наших предположений.

Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает?

Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж?

Так, предлагая Алене Дмитриевне стать его любовницей, Кирибеевич позорит только ее?

А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания?

Что же движет Кирибеевичем, любовь или страсть?

А докажите текстом, что семейные устои были самыми важными на Руси

К началу третье главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть? Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины?

Обратимся к нашей таблице и выясним, что вступает в конфликт. Докажите, что Кирибеевич – не православной веры

Анализ 3 главы

 Третья глава начинается сценой начала кулачного боя. На Руси это была всеобщая забава. Мужчины показывали свою силу и удаль. Но кулачный бой запрещал смертоубийство.

А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича?

А можем ли до начала сражения, в тот момент, когда противники еще разговаривают, предположить, кто победит?

Заканчивается ли конфликт в произведении?

Что означает вопрос царя Калашникову о причинах убийства?

Почему Калашников не отвечает «по правде, по совести»?

Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи?

Так был ли конфликт, и между чем?

Иван – грозный

Опричник – Кирибеевич

Пересказ сцены печали

Не по закону, скрытность, обман

Одежда, предлагает быть сватом

Опора будущей семьи

Молодой купец, статный молодец

Отсутствие фаты,

Мое имя опозорила

Мужем и единственным защитником (она сирота)

Мужа, детей, весь род

Не возлюби…,

Он был иноверец

Страсть

А. Д. вспоминает свою семью, С. П. на совет зовет своих братьев

Род-безродность,

Страсть-семейные устои

Не православная и правосл вера

 сила, особое расположение царя

непрямые намеки Калашникова, потеха – честь,

нательный крест

нехотя или волей вольною

гудит - воет колокол, весть недобрая, смерть лютая

4 Итог урока,

рефлексия

Подводя итог нашему разговору, давайте обратимся к теме урока.

Что завязано в узел конфликта произведения?

Страсть – сильное чувство,

Безродность – род-семья

Несправедливость высшей власти- чувство собственного достоинства,

Неверие - христианская вера

С одной стороны – Царь и Кирибеевич, с другой – Калашников

МОУ «Томаровская средняя школа № 1Яковлевского района»

Конспект урока по литературе

Узел конфликта в поэме

 М. Ю. Лермонтова

 «Песня…про купца Калашникова»

Составила:

Учитель русского языка и литературы

Данилова А. О.

Томаровка - 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Материалы к уроку "Песня про...купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова

В даннома материале представлен конспект урока по изучению "Песня..про купца Калашникова" М. Л. Лермонтова и презентация к уроку....

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"

Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы....

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....