Система уроков по поэме М.Ю .Лермонтова "Песня про купца Калашникова"
методическая разработка (7 класс) по теме
Предлагается система уроов, которая поможет обучающимся разобраться в идейном содержании поэмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_urokov.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Степанова Наталья Витальевна. Система уроков по литературе.
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (7-й класс, 4 урока в системе)
Распределение материала по урокам.
Урок № 1. Вступление. Личность Лермонтова. История создания поэмы и ее историческая основа.
На этом уроке можно вспомнить, что обучающиеся узнали о М.Ю. Лермонтове в 5-6 классах, какие его произведения они помнят, дать дополнительную информацию о поэте. На уроке нужно познакомить учащихся с историей создания поэмы, её исторической основой с привлечением произведений живописи (картины Васнецова,Ряпушкина и др.), воскрешающих облик «златоглавой и белокаменной» Москвы и её жителей- купцов, бояр, простолюдинов. Желательно начать чтение поэмы на этом уроке.
Домашнее задание этого урока: прочитать «Песню…» полностью и озаглавить ее части.
Комментарий. На первом уроке через знакомство с личностью поэта, историей создания поэмы и её исторической основой создается установка на чтение. Вторая часть домашнего задания «увидеть» композицию произведения.
Урок № 2.Чтение и анализ двух первых глав.
Урок № 3. Чтение и анализ 3-ей части. Обобщение наблюдений над характерами главных героев. Идейный смысл «Песни…»
Почему «Песня» заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной могилы»?
В чем «правда» купца Калашникова? Можно ли назвать поступок купца подвигом?
Почему такой драматичной оказывается судьба героев «Песни»?
Какова роль Ивана Грозного в этой сцене, да и поэме вообще?
Каково отношение Лермонтова и гусляров к героям поэмы?
Комментарий. Предложенные вопросы позволят обобщить наблюдения над характерами главных героев, обозначить идейный смысл поэмы.
Домашнее задание: найти сходство «Песни» с былинами - одна группа; вторая – выделить средства художественной выразительности, характерные для произведений УНТ.
Урок № 4. «Песня…» и устное народное творчество.
«…поэт вошел в царство народности, как ее полный властелин, и, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал свое родство с нею…» (В.Г. Белинский)
На этом уроке необходимо ответить на вопрос о роли вступления и концовок глав (после звездочек); выяснить, какие жанры фольклора напоминает «Песня» (былина, историческая песня, протяжная песня); определить, к какому роду литературы относится данное произведение, обозначить основные моменты сюжета.
В заключении необходимо отметить, что тесно связанная своим содержанием с 16 веком «Песня» перекликается со временем Лермонтова. Чем?
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «О чем заставляет задуматься поэма? Является ли, на ваш взгляд, современной и сегодня?»
Цели изучения «Песни…»
- Ученики узнают новые факты из жизни М.Ю.Лермонтова, об истории создания поэмы, её исторической основе.
- На уроках будут осваиваться следующие понятия: композиция, сюжет, система образов, конфликт.
- Будут продолжать учиться анализировать композицию произведения, определять характер персонажа по его поступкам, видеть авторское отношение и отношение гусляров к героям, высказывать свое отношение к поступкам героев.
- В результате ученики смогут ответить на следующие вопросы: «Кто является в «Песне» настоящим героем и почему? Почему такой драматичной оказывается оказывается судьба героев поэмы? Каково отношение к ним Лермонтова и гусляров?», смогут обозначить художественные особенности поэмы, освоят авторскую идею произведения.
Предложенная система уроков позволит реализовать поставленные цели
Урок № 2. Чтение и анализ двух первых глав.
Проект сделан на основе программы по литературы для 7-го класса под ред. Г.И.Беленького и Ю.И. Лыссого и методических рекомендаций к ней. На первом уроке ученики вспомнили, что узнали о М.Ю. Лермонтове в 5-6 классах, с какими его произведениями знакомились, узнали историю создания поэмы, её историческую основу. На этом уроке «Песни…». Обучающиеся получили домашнее задание прочитать «Песню…» полностью и озаглавить ее части.
Цели урока. После урока ученики смогут: 1) определить основные моменты сюжета;2) дать характеристику героев поэмы; 3) в выразительном чтении передать чувства героев.
Комментарий. Цели сформулированы в диагностической форме.
Ход урока
1.Этап выявления восприятия. Беседа о прочитанном.
Трудно ли вам было читать?
Что было непонятно?
О чем повествуется в каждой части?
Какие события произвели на вас наибольшее впечатление и почему?
Какие события в «Песне..» считаете основными?
Назовите главных действующих лиц.
Комментарий. Предложенные вопросы позволят проверить, как воспринято произведение детьми.
2.Постановка УЗ.
В заглавии произведения указаны три основных действующих лица. А кого из них можно считать настоящим героем и почему?
Комментарий. УЗ предложена в виде проблемного вопроса, так как ответ на него предполагает разные варианты ответов. Он задается в конце этапа выявления восприятия. Созданная ПС является мотивом к перечитыванию текста и его анализу.
3.Решение УЗ.
Прежде чем приступить к анализу глав, необходимо ответить на вопросы:
Как поэт оживляет далекое прошлое?
Устно нарисуйте обстановку, в которой гусляры исполняют свой рассказ.
Комментарий. Смысл вопросов в том, чтобы обратить внимание учеников на особенности композиции поэмы и привести их к мысли, что повествование Лермонтов неслучайно передал гуслярам: они, люди из народа, со своих позиций оценивают людей и события.
- Анализ первой главы. Сцена пира у Ивана Грозного.
-Как изображен Иван Грозный? Меняется ли настроение государя? Почему?
-Как пирует царь Иван Грозный?
-Как расположены гости за столом? Что свидетельствует о том, что такое расположение гостей за столом у царя – давно заведенный порядок?
-Кто такой Кирибеевич? Какое впечатление он произвел на вас?
-А что привлекает гусляров в Кирибеевиче?
-Как ведет себя Кирибеевич на пиру у Ивана Грозного? Почему?
- О чем, по мнению царя, может горевать добрый молодец?
-Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу?
-Докажите, что молодой опричник охвачен страстью. Прочитайте, как он говорит о полюбившейся ему женщине. Нет ли доли лжи в портрете героини, нарисованном опричником?
-О чем умалчивает Кирибеевич за столом у царя и почему? Какой нравственный закон он преступает?
Комментарий. При анализе первой главы обращается внимание на сложность характеров являющихся в ней лиц. Для ответов на поставленные вопросы обучающиеся отбирают цитатныйматериал.
- Анализ второй главы.
Во второй главе гусляры передают свой рассказ Алене Дмитриевне.
- Почему о встрече с Кирибеевичем повествует сама оскорбленная женщина ?
-Дайте характеристику купцу Калашникову. Какой он?
-Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»?
- Как отреагировал Калашников на произошедшее с женой? Как это его характеризует? Почему так сурово, даже грубо обращается купец к своей молодой жене?
-Почему Алена Дмитриевна называет мужа своим «государем» и умоляет отомстить обидчику?
-Любит ли Степан Парамонович свою жену? А Кирибеевич?
3.Домашнее задание.
1.Выберите и запишите постоянные эпитеты, которые рисуют образыКирибеевича и Калашникова. Что сближает Кирибеевича и Калашникова? Что определяет глубокое своеобразие каждого из них?
2.Подготовьте выразительное чтение кулачного боя или словесно нарисуйте портрет Кирибеевича и Калашникова во время кулачного боя.
Комментарий. Анализ текста не завершен. Домашнее задание преследует две цели: повторить и обобщить все, что было сделано на уроке, и подготовить ребят к осмыслению поведения Кирибеевича и Калашникова во время кулачного боя. Для реализации первой цели предложено первое задание, а для реализации второй – подготовит словесное рисование.
Комментарий. Работа, организованная на уроке, будет способствовать пониманию основной идеи произведения: конфликт власти и индивидуальности, обреченной на гибель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Образы помещиков.
Литература 19 века. 9 класс. Три урока по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души". Подробный анализ образов помещиков с опорой на первоисточник....
Система уроков по поэме Н.В.Гоголя"Мертвые души"
Поэма Н.В.Гоголя "Мертвые души"...
Урок по литературе "Главные герои "Песни про купца Калашникова..." М.Ю. Лермонтова.
Данный урок проводился, как открытый в 7 "В" классе в рамках методической недели, заслужил одобрительную оценку коллег, администрации....
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" «Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века в поэме».
Читая «Песню про купца Калашникова», мы переносимся в глубокую старину Руси XVI века во времена Ивана Грозного...
Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков. 9 класс
Система уроков по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы помещиков.+тест по произведению...
система заданий по литературе на тему "Песня про купца Калашникова..."
В задании представлены карточки на развитие у детей 7 класса познавательных учебных умений по ФГОС....
Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Урок в 7 классе "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....