"Сияние северного края найдете вы в моих стихах..."
план-конспект урока по литературе
Конспект внеклассного урока по литературе по творчеству Н.И.Глазкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_siyane_sev_kraya.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока внеклассного чтения: «Сиянье северного края найдёте вы в моих стихах…»
Цели:
• Образовательная : вызвать интерес к личности и творчеству Н.И. Глазкого.
• Развивающая : дальнейшее совершенствование умений и навыков выразительного, вдумчивого чтения лирического произведения.
• Воспитательная: знакомство с нравственными ценностями поэта, отражёнными в стихотворениях.
Оборудование: портрет, экран, слайды, выставка книг, хомус.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
2. О Якутии писали многие русские поэты и писатели. М.В. Ломоносов, В.Г.Короленко и другие.
Сегодня мы посвящаем наш урок жизни и творчеству русского поэта Н.И. Глазкого, для которого Москва и Якутия стали его неразделимыми родинами. Постараемся понять его большой неповторимый талант.
3. Жизненный и творческий путь Н.И. Глазкого.
4. Глазков и Якутия.
Любовь к природе, жажда увидеть все своими глазами и наслаждаться увиденным послужили причиной многочисленных поездок Глазкова по стране. Хотя он признается, что "больше всего на свете ненавидит зиму", его "родной провинцией, с которой он связан с особыми нитями судьбы, дружбы, перевода, стала Якутия. Оказывается, он не переносил холодный воздух средней полосы России. Климат Якутии вредным для себя не считал даже в зимнюю пору.
15 июня 1962 года Николай Иванович подробно и с удовольствием записал: "Послезавтра я отправляюсь в великое путешествие. Поезд следует до станции Лена (на карте это город Усть-Кут). От Усть-Кута, точнее – от пристани Осетрово мне предстоит проехать на пароходе 2000 верст до Якутска". Что было дальше, можно узнать из стихов:
...Отказался я от скорости
Из любви к родной природе.
Видел красоту Сибири,
Видел Лены берега.
А на Ту или на Иле,
Что б увидел? Облака...
Не заметил бы богатства,
Той земли, что так прекрасна,
Нам, поэтам, верхоглядство
Очень противопоказано! ("Почему я отказался от самолета").
Глазков влюбляется в Якутию раз и навсегда!
1 ученик. Песня о Якутии. О солнечной Армении,
О солнечной Туркмении
Слыхал, и тем не менее
Якутия их солнечней,
А вызовет сомнение
Мое такое мнение,
Отвечу, что на Лене я
Не видел темных полночей...
...Когда в Москву приеду я
Как о великом чуде я
Своим друзьям поведаю.
2 ученик. Моя Якутия.
3 ученик. Солнечная Якутия.
О солнечной Армении,
О солнечной Туркмении
Слыхал, и тем не менее
Якутия их солнечней,
А вызовет сомнение
Мое такое мнение,
Отвечу, что на Лене я
Не видел темных полночей...
...Когда в Москву приеду я
Как о великом чуде я
Своим друзьям поведаю.
Он открывает для себя новый мир, ранее незнаемый. Начинает систематически изучать якутский язык, фольклор, этнографию и историю Якутии. В дневнике от 9 октября 1965 года записал: "Путешествия – мое любимое занятие. И книга, которая у меня скоро выйдет, будет о путешествиях". В этой книге под названием "Дороги и звезды" впервые были напечатаны стихи о Якутии. 28 стихов были включены в раздел "Солнечная Якутия" и посвящены В.Ф.Афанасьеву-Алданскому – другу, поэту.
Знаменательным для поэта-путешественника был год 1965 – Глазков становится членом Географического общества СССР. "Общество это основано в 1845 году. Его членами были великие путешественники. И я тоже великий путешественник, изучающий бескрайние просторы Якутии...".
Вот как вспоминает первый приезд Николая Ивановича из Якутии его друг Владимир Цыбин: "Съездил он туда первый раз... и, вернувшись, тут же переименовал свою жену в Росину-хотун. И сам чем-то стал походить на якута: борода стала не такой раскидистой, как ранее, острей, в глазах появился прицельный прищур (словно он годами смотрел на ослепительно белый снег), походка раскованней, легче и по-охотничьи вкрадчивой. Он, к моему изумлению, поприветствовал на якутском языке. Я растерялся и ответил ему на киргизском. Настолько он захватил меня своим перевоплощением... он перевоплотился в якута, оставаясь русским поэтом. Москва и Якутия стали для него неразделимыми родинами... Может быть, для него в последние десятилетия Якутия стала страной синей птицы, не зря с такой радостью и непреклонностью он всегда готовился к встрече с якутской землей, и ради этой встречи, должно быть, он полюбил так не любимые им прежде перелеты на самолете".
Все привлекало его в этом далеком северном крае: величавая природа, могучая река Лена, крики птиц, и след оленьих упряжек, алмазные переливы огней якутских городов, но больше всего, конечно, душа народа, умеющая любить и беречь все живое на земле.
4 ученик. Ньургусун.
Что Якутия дала ему как поэту? Отвечают друзья Глазкова:
1. "Занятость его резко поднялась. Начались частые вояжи в республику, пошли стихи на якутскую тему. В Коле проснулся турист и пловец".
2. "Отпечаток суровой, интонационно насыщенной поэзии земли якутской навечно лег и на стихи самого Николая Глазкова, посвященные северу, людям тундры и бескрайних снегов. Здесь Николай Глазков выступает как поэт, умеющий писать серьезно и глубоко...". Открылась еще одна особенность характера поэта – мечтатель-романтик! Он всех зовет в открытую им сказочную страну
5 ученик . Такая это красота..
География поэтических произведений Глазкова очень обширна, потому что он побывал почти во всех уголках нашей республики. Об этом говорят и названия самих стихов: "Золотой Алдан", "Верхоянский тост", "Милая Амга", "На Вилюе", "Бестях-Майя", "Усть-Нера", "Сасыл-Сысы", "Батагай – поселок оловянный", "Соттинский берег" и т.д.
Поэт побывал в Амге – на горе посидел в беседке Короленко, любуясь амгинской долиной, посмотрел историческую местность Сасыл-Сысы, восхищался красотой реки Амга, прозрачностью её воды, « что виден каждый камушек на дне».
6 ученик. Милая Амга.
Он интересуется народным творчеством, удивляется талантом якутского народа.
7 ученик. Баллада о хрустальном чороне.
8 ученик. Якутским швеям.
В изучении якутского языка он достиг определенных успехов. По его подсчетам, знал восемьсот слов и включал якутские слова в свои стихи, переводы и письма. Вспоминает известная московская поэтесса Ирина Волобуева: "Одной из излюбленных тем Н.Глазкова были воспоминания о его неоднократных поездках по Якутии. Рассказывая о них, он для шика вставлял фразы на якутском языке, лукаво следя, какое впечатление производит это на нас. При этом фантазии его не было предела. Однажды он сумел убедить одну из писательских жен, что он, Николай Глазков, не кто иной, как чучуна – дикий таежный человек, что вызвало в глазах его почитательницы испуг и восхищение...".
В 1975 году поэт приехал в Якутию в пятый раз. За это время он написал около ста стихотворений о Якутии и две поэмы – "Ерек-Черек", "Пароход идет по Лене".
Когда его спрашивали: "Почему Вы почти каждое лето ездите в Якутию?", он, долго не думая, отвечал: "Потому что там девственная природа, яркое солнце, величавая река Лена, безграничная тундра, цветущая тайга, непуганые птицы, потому что там живут и трудятся мужественные люди...".
Глазкову нравилось творчество многих якутских писателей и поэтов: Элляя, Сергея Васильева, Баал Хабырыыса, Леонида Попова, Моисея Ефимова, Ивана Федосеева, Архипа Абагинского и других.
Самым первым якутом, с которым подружился Глазков, был поэт Баал Хабырыыс.
Он с матерью Глазкова лечился в одном санатории под Москвой.
Здесь и произошла первая встреча. Они жили тогда рядом и подружились на всю жизнь. После смерти Баала Хабырыыса Глазков создал стихотворный памятник другу:
9 ученик. У памятника БаалХабырыысу.
10 ученик. Драматург Ефремов.
11 ученик. Ытык кырдьагас. Элляю.
А сколько еще, наверное, писем, поздравлений, посвящений поэта Николая Глазкова лежит в частных архивах якутских писателей!
Через БаалаХабырыыса многие якутские писатели близко познакомились с московским поэтом. Профессор, поэт-сатирик Афанасьев-Алданский дружил с ним более 30-ти лет. Каждый раз встречал он Николая Ивановича в Якутске и сопровождал в путешествиях по нашей республике. Во время первой командировки они съездили в Вилюйск. В Верхневилюйске гостили у нашего земляка, поэта И.С.Васильева, который был учителем нашей школы в 30-х годах. Также они побывали в Тойбохойском музее и в Мирном, о чем свидетельствуют стихи. Во второй приезд он посетил наш улус. Рыбачил на реке Алдан, в поселке Дыгдал. Остановился в семье учителя П.И.Готовцева... Купался в озере Хомустах. Может, в эти минуты рождались строки:
Все путевые трудности
Выглядят как пустяк
У голубой изумрудности
Озера Хомустах.
Словно творенье художника,
Озеро Хомустах -
Сколько всего хорошего
В этих веселых местах.
("Озеро Хомустах").
.
Николай Иванович, как большой мастер перевода, работал совместно со многими поэтами Грузии, Армении, Средней Азии, Бурятии и т.д. Но больше всех переводил он якутских поэтов. Его переводы из якутской поэзии – это как бы заново воссозданные из «праха» подстрочников русские стихи, в которых зазвучали в органическом согласии русская и якутская душа.
12 ученик. Леонид Попов. Радуга. Игра на хомусе.
13 ученик. Л. Попов. Жаворонки прилетели.
14. ученик. Архип Абагинский. Пехота.
15 ученик. Баал Хабырыыс. Когда выпадает снег?
16 ученик. Моисей Ефимов. Золото и позолота.
17 ученик. И. Федосеев. Слева горы, справа тоже…
. В изучении якутского языка он достиг определенных успехов. По его подсчетам, знал восемьсот слов и включал якутские слова в свои стихи, переводы и письма. Вспоминает известная московская поэтесса Ирина Волобуева: "Одной из излюбленных тем Н.Глазкова были воспоминания о его неоднократных поездках по Якутии. Рассказывая о них, он для шика вставлял фразы на якутском языке, лукаво следя, какое впечатление производит это на нас. При этом фантазии его не было предела. Однажды он сумел убедить одну из писательских жен, что он, Николай Глазков, не кто иной, как чучуна – дикий таежный человек, что вызвало в глазах его почитательницы испуг и восхищение...".
А вот открытка, отправленная им другу в Борогонцы. На обратной стороне ее написано:
"1967 сыл, ахсынньы, 12 кюнэ.
Дорообо, ыраахдоіорум Афанасий Иванович!
...Зная, хайдах ер идут к Вам суруктар, досрочно поздравляю Вас и Вашу прекрасную семью с Новым годом. Желаю вам в Новом году всяческих успехов и увлекательных походов по незабываемому озеру Мюрю.
А из семи шкурок ондатры мюрюйской у меня получилась бэргэхэ еще лучше, чем у БаалаХабырыыса...
Эйиэнээрэллээх Москва суруйааччыУлууХарахтыырап."
Про историю этого письма вспоминает поэт Иван Мигалкин:
"... Н.И.Глазков с ним переписывался. Он несколько раз приезжал в мое селение Борогонцы, купался в озере Мюрю. Любил есть наших карасей...
. Николай Иванович любил блюда из якутской кухни: жеребятину, строганину из омуля, чира, лепешки в чехоне. Больше любил доброе и чистое отношение якутов..."
Строки, которые вы прочтете ниже, не напечатаны нигде. Они написаны самим Глазковым на книге "Дороги и звезды", высланной в дар своему другу:"Гостя в прекрасных Борогонцах,
Я плавал в озере Мюрю.
И пил за радость встреч до донца,
В знак дружбы книгу Вам дарю.
Сиянье северного края
Найдете вы в моих стихах,
А я Вас часто вспоминаю,
Смотря на славный Ваш быhах! 1967 сыл, атырдьахыйа,
30 кўнэ.
Москва. Улуу Харахтыырап."
Н.Глазков был талантом от природы, свободным поэтом, жил вне политики:
Пусть устал. Все равно хорошо,
Что иду я вперед.
Мое время еще не пришло,
Но придет!
Он жил в ХХ веке, а будет признанным поэтом ХХI века, как он сам предсказал.
Любовь по существу – увеличенное во много раз чувство благодарности. Н. Глазков любил смело и благодарно Москву, Якутию, мир, землю весёлых и неукротимых людей, он доверчиво относился к своему читателю. Потому что всегда жил перед ним открытым и искренним человеком. Готовый делиться собой, именно своей духовной лиричностью с другими. Он знал – неискренней правды на земле не бывает. Как не бывает без искренности ни любви, ни поэзии. Он знал, что есть на земле правда, жизнь и мечта, - и все это едино, и дано было ему однажды и навсегда.
Свою «синюю птицу» носят в себе поэты. Пусть же синяя птица Н. Глазкова посетит и всех нас, всех любящих его поэзию, его слово, негасимое и временем…
Н.И.Глазков учит нас бескорыстно любить свой родной край, восхищаться его красотой, бережно относиться хрупкой нашей природе. Любить людей, быть честными, искренними в своих чувствах. О Якутии , о нашей родной республике пишут не только якутские писатели и поэты, но и русские .Так происходит диалог культур.
Он жил в ХХ веке, а будет признанным поэтом ХХI века, как он сам предсказал.
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Мой северный край"
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....
Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)
Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное п...
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...
"Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд..."
Материал посвящён обзору жизненного и творческого пути Марины Цветаевой...
Сценарий литературной гостиной "Марина Цветаева. Моим стихам..."
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству М. И. Цветаевой...