Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное представление о литературном процессе, жизни и творчестве того или иного литературного деятеля. Таким материалом могут быть видеофрагменты, аудиозаписи, репродукции картин, видеофон и т.д.
Методическая разработка урока на тему «Моим стихам... настанет свой черёд» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением метода проекта на основе мультимедийной технологии. Использование мультимедиа развивает творческое мышление, поисковые навыки, мотивирует на успешное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_uroka.zip | 104.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема урока: «Моим стихам… настанет свой черёд» (о жизни и творчестве М. И. Цветаевой(1892 -1941))
Учебная цель: знакомство учащихся с центральным и событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями её мироощущения.
Воспитательная цель: воспитание уважения к культурному наследию своего народа.
Развивающая цель: развитие творческого мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать своё мнение
Деятельностная цель: выполнение заданий для презентации, анализ произведений по плану, выразительное чтение стихотворений
Обеспечение занятия: авторская презентация, распечатки текстов стихотворений М. Цветаевой, план анализа стихотворения.
Ход урока
Приветствие. Проверка посещаемости.
Сообщение темы занятия, целей.
Тема нашего занятия: «Моим стихам… настанет свой черёд» (о жизни и творчестве М. И. Цветаевой)
Цель занятия: знакомство с центральными событиями жизни и творчества поэтессы, с особенностями ее мировосприятия.
На сегодняшнем занятии мы постараемся усвоить основные темы и моменты цветаевской лирики, особенности лирической героини стихотворений. Поэзия Цветаевой сложная, язык «зашифрован». Тем более интересно узнать о внутреннем мире Цветаевой.
Это особая атмосфера рубежа веков воплотилась, нашла отражение в ее стихах. Необыкновенно богатая лексика, авторский синтаксис и пунктуация. Особая тональность, которую может понять только думающий человек.
3. Проверка домашнего задания.
3.1. Чтение стихотворений С. Есенина наизусть.
3.2. Слово учителя:
Во втором семестре мы изучаем историю литературы 20 века. Этот большой раздел открывает литература переходного периода, времени (конца 19- начала 20в.).
Как называют этот период в критике, в истории литературы?
Ответы:
Новая литература
Литература модерна
Декаданс
Серебряный Век русской поэзии
Почему такие противоречивые названия?
Ответы: Литература этого периода очень пестрая и неоднозначная. Одни художники видели в этом времени упадок, другие - возможность создавать новую литературу и тем самым преобразовать мир с помощью искусства. Мнений было много и поэтому такие противоречивые названия у этой эпохи.
Чем отличается в целом литература начала 20 века от литературы 19 века?
Ответы: Литература 19-го века отражала реальность жизни, а литература 20-го - стремилась преобразовать мир с помощью искусства.
Какие имена этого времени украшают нашу культуру?
Ответы: И.А. Бунин, А.И. Куприн, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, В. Брюсов, М. Волошин, А.А. Ахматова, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский и др.
С чьим творчеством мы уже успели познакомиться?
Ответы: Мы познакомились с И.А. Буниным, А.И Куприным, А. Блоком, В. Маяковским, С.Есениным.
4. Сообщение и усвоение новых знаний.
4.1.Слово учителя:
Практически все поэты этого времени попали под влияние тех или иных литературных течений, которые назывались по-разному, например: символизм, акмеизм, футуризм.
Однако есть поэт в литературе этой эпохи, который с первых шагов обладает яркой индивидуальностью. Это Марина Цветаева (1892-1941гг.)
Мы послушаем рассказ о жизненном пути М. Цветаевой и её творчестве, которому приходит срок спустя десятилетия после её смерти.
4.2. Защита презентации.
1-й студент.
.Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, в тревожное и сложное время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущим в ней пошлости, серости, мелочности.
Если душа родилась крылатой-
Что ей хоромы - и что ей хаты!
Что Чингисхан ей и что - Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных - и сытость сытых!
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув трагической истории 20-го века, она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника.
2-й студент.
Каков был ее поэтический мир?
Современники относились к Цветаевой часто незаслуженно безжалостно, то с сожалением, реже с пониманием, признанием. Собственно, как по всякому значительному художнику
Ее современный поэт и критик Георгий Адамович, «первый критик эмиграции» в рецензии на сборник Цветаевой 1928 года «После России» неожиданно произносит: «Марина Цветаева истинный и даже резкий поэт… есть в каждом ее стихотворении единое цельное ощущение мира, т.е. врожденное сознание, что все в мире (политика, любовь, религия, поэзия, история, решительно все) составляет один клубок, на отдельные источники не разложимый. Касаясь одной какой - нибудь темы, Цветаева всегда касается всей жизни».
Даровитый, умный, духовно – щедрый литературный враг оказался проницательнее многих «близких».
Он дожил до 80-ти лет и незадолго до смерти в 1972 году напечатал одно из последних стихотворений «Памяти М. Цветаевой».
Поговорить бы хоть теперь, Марина!
При жизни не пришлось. Теперь вас нет.
Но слышится мне голос лебединый
Как вестник торжества и вестник бед.
Не я виной, Как много в мире боли.
Но ведь и я вас не виню ни в чем
Все - по случайности, все - поневоле.
Как чудно жить. Как дурно мы живем.
Другой современник, столь же «язвительно пристальный к творчеству Цветаевой, находивший множество «изъянов», в конце жизни писал (50-е годы): «Ну, и ошибалась. Ну, и болталась то к красным, то к белым. И получала плевки и от тех, и от других. А судьи кто? И камни, брошенные в нее, возвращаются, как бумеранг, во лбы тупиц и сволочей, которые ее осуждали. И если когда-нибудь возможен для русских людей «гражданский мир», взаимное «пожатые руки» - нравится это кому или не нравится - пойдет это, мне кажется, приблизительно по цветаевской линии».
Странное, поразительное и проницательное признание.
Итак, к каким же вечным темам обращалась Цветаева и как она выражает свое миропонимание.
Слайд№1
3-й студент читает стихотворение «Моим стихам…
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Слайд№2-3
1-й студент Родилась 26 сентября (9 октября) в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в 1930-х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков ( Музей Александра III , Лавровый венок , Открытие музея , Отец и его музей ).
2-й студент.Мария Александровна умерла в 1906, когда Марина была еще юной девушкой. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение. Матери Марина Ивановна несколько произведений.
Слайд№4
3-й студент
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Слайд№5
1-й студент Тема Родины, Москвы, семьи.
Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик Волошин считал, что ее творческого избытка хватало бы на несколько поэтов, и каждый был бы оригинален.
Диапазон поэзии поразительно широк – от народных русских сказок - поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаева проявляет фольклорное, песенное начало. От русской народной песни - открытая эмоциональность, свобода дыхания, приятная легкость стиха
Гришка - Вор тебя не ополячил,
Петр – Царь тебя не онемечил,
Что же делаешь, голубка? – Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? – Далече.
Какие традиционные для фольклора образы вы заметили?
(Черный ворон (и Гришка - Вор); характерная для народной песни форма диалога-плача; народная лексика, «ополячил», «онемечил», «далече», «голубка»).
4-й студент Стихотворение «Облака- вокруг, купола- вокруг…».
2-й студент Обратите внимание на слова: «дивный град», «мирный град», «горевать», «царевать». В чем особенности этой лексики?
(Эта лексика встречается в сказках, русских - народных)
Необходимо отметить, что обращается автор к своему ребенку – первенцу, называет «деревцо невесомое»
Какие чувства вкладывает автор в эти слова?
(Любовь, ласку, восхищение городом).
В лирическом сюжете этого стихотворения три персонажа:
Автор, Москва, первенец.
Слайд№ 6-7
1-й студент Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – на Оке, в городе Тарусе Калужской губернии.
Слайд№8
2-й студент В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – «Вечерний альбом». Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора». Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.
1-й студент Стихи «Вечернего альбома» отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками. Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.
Слайд№9
1-й студент Зимой 1910–1911 М.А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. Марина приобрела дорогого до конца жизни друга. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.
Слайд №10-11
3-й студент читает стихотворение «Кто создан из камня…»
Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена
Высокая пена морская!
1-й студент В стихотворении важную художественную функцию выполняет звукопись. Это прежде всего причудливые переливы аллитерационных цепочек («Серебрюсь и сверкаю» (аллитерации «с», «р»), «Мне дело — измена, мне имя — Марина» (аллитерация «м»), «Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена — Высокая пена морская» (аллитерация «в»)).
2-й студент В стихотворении использован прием контраста двух противоположных стихий: камень и вода; две стихии символизируют противоположные души, позиции в жизни.
Как вы думаете, какие слова в этих стихотворениях характеризуют душу
(«бренная пена морская», «мое своеволье»)
Какая тональность этого стихотворения?
(жизнеутверждающая, воплощение в строках, «Да здравствует пена- веселая пена…).
Слайд №12
1-й студент Стихотворение – откровение, призыв задуматься, но легко. Напоминание, что поэтесса – такая же, как и все. Обратим внимание: тема ухода из жизни остается в цветаевском творчестве надолго, со временем станет важнейшим лейтмотивом ее поэзии.
4-й студент читает стихотворение
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала - тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти - слепоты куриной
И маков набрав букет –
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь - могила,
Что я появлюсь, грозя:
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились:
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед:
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли:
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
2-й студент Эти строки Марина пишет в самое счастливое для нее время: Крым, море, солнце, весна, а рядом любимый муж Сергей Эфрон и крошечная дочь Ариадна, Аля, как зовут ее молодые родители.
1-й студент Сергей Эфрон: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. "Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он пойдет и подарит сердолик, то она выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых". Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Слайд №13-14
1-й студент Тема любви, души – сквозная тема всего творчества поэтессы. (Фрагмент к/фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы…» с песней «Мне нравится…»Любить - значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «Поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего разрыв. Любовная лирика, как и все ее творчество, громогласна, внутренне драматичная. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Она бывает безответной, изменчивой, с болью, страданиями, на крайней точке чувств.
Звучит видеозапись «Мне нравится».
Тема любви перекликается с темой души – свободолюбивой, вольной, бескомпромиссной.
Слайд №15-16
1-й студент
2-й студент
Слайд № 17
1-й студент Тема памяти, ценности творчества, назначения поэта.
Тема не новая. Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», А. Блок в стихах «О, я хочу безумно жить» заявил - что хочет «все сущее – увековечить». Цветаева развивает эту тему по-своему. Она достойный преемник своих великих учителей.
Какие главные слова стихотворения «Моим стихам…»?
(Моим стихам…настанет свой черед)
С чем сравнивает Цветаева свои стихи? Что общего у этих образцов – символов, сравнений?
(Энергия, внезапность, непредсказуемость)
Слайд № 18
2-й студент Цветаева была знакома со многими поэтами начала 20 века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Цветаева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г., но не решилась подойти познакомиться. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла "сплошной совестью", Марина пронесла через всю свою жизнь.
Слайд №19-20
1-й студент Тема верности, мужества, истинного героя
Личное в стихах Цветаевой всегда перекликается с вечным, масштабным, историческим. Стихи Цветаевой очень чувствительны, мелодичны, песенные, автобиографичные. Стихотворение «Генералам двенадцатого года» написано под впечатлением от гравюры героя 1812 года с генералом Тучковым, которая была изображена на коробке с карандашами.
Посвящено мужу С. Эфрону.
Облик русского солдата, офицера всегда вызывали восхищения, уважение.
Звучит песня из кинофильма « О бедном гусаре замолвите слово».
Слайд №21-23
2-й студент Во второй половине 1930-х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи (одно из немногих исключений – цикл Стихи к Чехии (1938–1939) – поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии. Неприятие жизни и времени – лейтмотив нескольких стихотворений, созданных в середине 1930-х:
4.3. Анализ стихотворения.
Слайд №25 Записывают в тетрадь
Слайд №26 Анализ стихотворения по плану. Записи в тетради.
13 мая 1913 г. ранний период творчества
В раннем творчестве тяготела и символистом, затем – затем – самостоятельная творческая личность.
Основная тема: тема памяти, значимости творчества для потомков.
Лирический сюжет: автор сравнивает свои стихи, написанные, что им «настанет свой черед».
Тональность: оптимистическое, жизнеутверждающее, с легкой грустью.
К языковым средствам выразительности можно отнести:
Синтаксический параллелизм: «моим стихам» начинает и заканчивает стихотворение.
Яркие сравнения: «Брызги из фонтана», «искры из ракет», «маленькие черты», «драгоценное вино».
Во всех образах – скрыта энергия, которая выплескивается под давлением. Так и ее стихи – явление с сильной энергией.
Необычен синтаксис: три строфы – одно предложение.
7. Идея стиха: справедливость восторжествует и, наконец, читатели поймут истинный смысл стихов Цветаева, истинную ценность ее творчества.
8. Отзыв критики: положительный отзыв М. Волошина, подтверждал, что творческого потенциала – с избытком.
9. Стихотворение оказалось пророческим, вещим. Огромный интерес к стихам, в том числе композиторов, даже исполнителей «рэпа».
5. Закрепление полученных знаний.
Преподаватель обращается с вопросами к студентам:
1) Что особенно драматическое произошло в жизни М. Цветаевой?
Отъезд из страны, непонимание современников, читателей
2) В чем она видела назначение поэта?
Борьбу с «голодом голодных и сытостью сытых»
3) Что более всего ценила в жизни М. Цветаева?
Свободу, свободу творчества, семью, Родину
4) Каковы основные мотивы творчества Цветаевой
Тема Родины, Москвы, любовь, душа; Верности, истинного героя, назначение поэта
5) В чем необычность языка?
Очень много языковых средств выразительности, яркие сравнения, обилие знаков препинания, требующих особой интонации.
6) Современно ли творчество Цветаевой? Подтвердите примерами.
7) Что нового внесла Цветаева в мир, в поэзию?
8) Какая, на вас взгляд, тональность ее произведений
Присутствует радость, восхищение, тихая грусть, печаль, разрыв, гнев, ярость и так далее.
6. Домашнее задание.
1) выучить наизусть стихотворение М. Цветаевой и проанализировать по плану;
2) Прочитать рассказы И. Бабеля «Мой первый гусь», «Письмо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой
11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...
"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)
Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....
Урок о жизни и творчестве М.Цветаевой (11 класс).
Урок по биографии М.Цветаевой....
"Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд..."
Материал посвящён обзору жизненного и творческого пути Марины Цветаевой...
Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой
Внеклассное мероприятие по литературе «Моим стихам… настанет свой черед», посвященное творчеству Марины Цветаевой.Цели:познакомить учащихся с фактами биографии русской поэтессы, ее нелегкой судьбой;ра...
Программа элективного курса по творчеству М. Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд"
Программ поможет обучающимся глубже изучить творчество М. Цветаевой...