"Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд..."
занимательные факты по литературе (11 класс) по теме
Материал посвящён обзору жизненного и творческого пути Марины Цветаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока для 11 класса | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Моим стихам, написанным так рано,
Настанет свой черёд…
(Обзор жизни и творчества М.И.Цветаевой)
Цели: знакомство учащихся с аспектами жизни и творчества М.И.Цветаевой;
воспитание интереса к творчеству и личности поэтессы, эмоциональной отзывчивости читателей, художественного вкуса; развитие умений и навыков восприятия и интерпретации
художественного текста.
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов?
Смелость всё сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Слайд №1.
Чтение стих-я «Моим стихам, написанным так рано…»
В историю русской поэзии Марина Цветаева вписала новаторскую, исполненную высокого драматизма страницу.
Слайд № 2.
Она родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трёхпрудном переулке, в небольшом уютном доме.
Слайд № 3.
Она родилась в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича и талантливой пианистки Марии Александровны.
Слайд № 4.
Отец был создателем Музея изобразительных искусств, и весь домашний мир и быт были пронизаны постоянным интересом к искусству.
Отец был выходцем из бедного сельского священства: Талицкий уезд Владимирской губернии (земля, где когда-то родился Илья Муромец). В 29 лет отец был уже профессором. Он начал свою учёную карьеру с диссертации на латинском языке о древнеиталийском народе осках, для чего исходил Италию и на коленях излазил землю вокруг древних памятников и могил, списывая, сличая, расшифровывая и толкуя древние письмена. Это дало ему европейскую известность.
М. Цветаева: «Ближайшей сотрудницей моего отца была моя мать». Она помогала Ивану Владимировичу создавать музей. Это было и её детище тоже.
«Когда она в 1902 году заболела туберкулёзом и выехала с детьми за границу… телеграмма (кажется, это было на Рождество, отец был с нами). Отец молча подаёт матери. Помню её задохнувшийся и захлебнувшийся голос, без слов, кажется: «А-ах!» И отцовское – она тогда была уже очень больна – умиротворяющее, смиренное, бесконечно-разбитое: «Ничего. Даст Бог. Как-нибудь». (А телеграмма была: музей горит.) И его безмолвные слёзы, от которых мы с Асей, никогда не видевшие его плачущим, в каком-то ужасе отвернулись. Мать до последней секунды помнила музей и, умирая, последним голосом, из последних лёгких пожелала отцу счастливого завершения его (да и её!) детища».
Слайд № 5.
Быть самой собою, ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям – такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.
Видеофильм «Тарусские встречи».
Осенью 1910 года 18-летняя гимназистка Марина Цветаева отнесла в типографию сборник своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом». Это сборник почти полудетских стихов, очень искренних, непосредственных и чистых. «Вечерний альбом» - книга о том, что по вечерам переживают юные души, когда вместе с дневной сутолокой отходит всё суетное, мелочное, наносное, «нарушаются запреты» и наступает царство грёз, воображения, которое «правит миром»:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идёт из угла…
«В зале» , 1908 г.
Слайд № 6.
Стихи записывались в альбом (в традициях всех русских барышень 20 века), записывались вечерами в светлом круге от керосиновой лампы, в меркнущей тишине дома. Отсюда и название первой книги – «Вечерний альбом». По сути, это был дневник очень одарённого и наблюдательного ребёнка. Но от многих своих сверстниц, тоже писавших стихи, юная Цветаева отличалась тем, что ничего не выдумывала, т.е. почти не впадала в сочинительство, и никому не подражала.
Слайд № 7.
«Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трёхпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос:
- Можно мне видеть Марину Цветаеву?
- Я.
- А я Макс Волошин. К вам можно?
И вот беседа – о том, что пишу, как пишу, что люблю, как люблю… Через день письмо, открываю: стихи».
Слайд № 8.
К вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц Вечернего Альбома!
(Почему альбом, а не тетрадь?)…
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость всё сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга – это весть оттуда,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: чудо – есть!
Слайд № 9.
По мнению М.Волошина, до Цветаевой никому в поэзии не удавалось написать о детстве из детства. О детстве обычно рассказывали взрослые – сверху вниз.
Слайд № 10.
Лето 1911 г. Цветаева провела в Коктебеле, в доме Волошина. Среди многочисленных гостей поэта был и Сергей Яковлевич Эфрон, очень молодой (в один день с Мариной, но годом позже – 26 сентября 1893года – родился её будущий муж ) юноша, больной туберкулёзом, недавно потерявший мать.
Слайд № 11.
Они встретились – 17-летний и 18-летняя – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными глазами. Вскоре он станет мужем Цветаевой. Обвенчались Сергей и Марина в январе 1912 года, и этот короткий промежуток между встречей их и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья.
Слайд № 12.
Сергею Эфрону посвящён второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». Литературная судьба Цветаевой складывается вполне удачно: её печатают в известных и уважаемых журналах, она часто выступает на литературных вечерах.
Слайд № 13, 14.
Марина окружена друзьями, не знает ни материальных, ни бытовых трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые и самоупоённые цветаевские стихи.
Слайд № 15.
А между тем надвигалась Революция, и она стала писать стихи, в которых гудит и свищет ветер России. В 1916 году Марина пишет стихотворение, вероятно, самое сильное из всех, что были созданы в те годы русскими поэтами – «Белое солнце и низкие, низкие тучи…»
В её стихах появляются солдаты, бабы, нищие… И этот мир не чужой, не чуждый, а близкий, родной, с которым связана с самого рождения:
В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом – пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.
И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.
«Семь холмов – как семь колоколов!..»
Вместе с народным горем в её стих вошло и народное слово. Крестьянские корни её натуры, шедшие из владимирской земли, словно зашевелились там, в глубине, в прапамяти.
Заклинаю тебя от злата,
От полночной вдовы крылатой,
От болотного злого дыма,
От старухи, бредущей мимо…
На первый взгляд, фольклорность Цветаевой кажется неожиданностью: она совершенно не знала русской деревни, не было у Цветаевой русской няни, мать лучше знала немецкие сказки, чем русские, отец же, родом из владимирских мужиков, который, единственный в семье мог бы приобщить дочь к народной культуре, в жизнь детей почти не вникал.
Но что-то, значит, жило в её душе, и нельзя забывать, что при всех своих немецких и французских няньках, при германской ориентации матери, при своём трёхлетнем житье в заграничных пансионатах Цветаева была прежде всего жителем Москвы.
Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси – бездомный.
Мы все к тебе придём…
Дом Цветаевых был окружён морем московского люда. Марина, выйдя за порог отцовского дома, окуналась с головой в эту родную языковую купель. Московским говором восхищался А.С.Пушкин, а Пушкиным восхищалась Марина Цветаева.
Из книги М.Цветаевой «Мой Пушкин».
Слайд № 16.
«Снег, чёрные прутья деревец, двое чёрных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а ещё один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес… Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт… Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.
Слайд № 17.
…Мне было 6 лет, и это был мой первый музыкальный год…Был публичный вечер – рождественский. Давали сцену из «Русалки», потом Рогнеду – и:
Теперь мы в сад перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним…
Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только он, всё время, долго, а она не говорит ни слова…
Он НЕ любил (я это поняла), потому и не сел; любила ОНА, потому и встала…
Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви.
Песня из к/ф «Ирония судьбы…» «Мне нравится, что вы больны не мной…» (муз. Таривердиева).
Если я потом всю жизнь первая писала, первая протягивала руку, то только потому, что на заре моих дней Татьяна это на моих глазах – сделала. И если я потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей».
Песня из к/ф «Ирония судьбы…» «Хочу у зеркала, где муть…».
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.
Слайд № 18.
1917 год. Февральская революция. Большинство русской интеллигенции увидело в ней свершение своих идеалов и надежд. Цветаева же безошибочно чувствует – «не то»:
Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей…
- Свобода! – Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.
Свершается страшная спевка,-
Обедня ещё впереди!
- Свобода! – гулящая девка
На шалой солдатской груди.
«Из строгого, стройного храма…», 1917г.
Пройдёт совсем немного времени – «обедня» свершится: к власти придут большевики и начнётся Гражданская война. С первых её дней уйдёт в белую армию Сергей Эфрон. Сбудется ещё одно предсказание Цветаевой:
В его лице я рыцарству верна.
- Всем вам, кто жил и умирал без страху.-
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
«Я с вызовом ношу его кольцо…», 1914г.
«Если вы живы, если мне суждено ещё раз с вами увидеться, - слушайте…Когда я Вам пишу, Вы – есть, раз я Вам пишу!.. Если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами, как собака… Горло сжато, точно пальцами. Всё время оттягиваю, растягиваю ворот. Серёженька. Я написала Ваше имя и не могу писать дальше».
Слайды № 19, 20, 21, 22
В стихах Цветаевой страшный быт преображается в высокую поэзию:
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!...
Вам, дети мои – два чердачных царька,
С весёлою музой моею,- пока
Вам призрачный ужин согрею,-
Покажут мою эмпирею.
От века поэтовы корки черствы,
И дела нам нету до красной Москвы!
Глядите: от края – до края -
Вот наша Москва – голубая!
А если уж слишком поэта доймёт
Московский, чумной, девятнадцатый год, -
Что ж,- мы проживём и без хлеба!
Недолго ведь с крыши – на небо.
Чердак превращён в «чердачный дворец», паутина – в кружева, голодные дети – в «царьков». Душа поэта не нуждается в хлебе (но, увы, её дочь Ирина не прожила без хлеба – через несколько месяцев она умрёт от голода).
Слайды № 23, 24
Узнав, что муж жив, Цветаева, не колеблясь, решает ехать к нему.
В мае 1922 года Цветаева с Алей прибыла в Берлин. Там – после почти пятилетней разлуки – они встретились с Сергеем Эфроном. Через два с половиной месяца семья переехала в Чехию и поселилась в деревне под Прагой.
В эмиграции Цветаева чаще обращается к прозе. Она пишет мемуарные статьи, посвящённые Волошину, Мандельштаму, Белому, философские эссе, критические работы. Ей казалось, что как прозаику легче напечататься, но это была очередная иллюзия. «Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете…».
В 1925 году у Цветаевой родился сын Георгий (домашнее имя - Мур). Она не забыла, какую страшную цену потребовала от неё судьба за то, что в дни, когда стали роскошью «хлебушек и мука», она оставалась в первую очередь поэтом и лишь во вторую – матерью. «Он не должен страдать от того, что я пишу стихи,- пусть лучше стихи страдают!» -это сказано, когда Муру было четыре года. Так она будет относиться к сыну до последнего своего вздоха.
В эмиграции Цветаевой жилось тяжело: дом и маленький ребёнок целиком на её руках, не было элементарных бытовых условий для творчества, вечное безденежье, зависимость от не слишком компетентных редакторов, отсутствие широкой читательской аудитории. И тем не менее ехать в Россию она не хотела категорически. Она очень хорошо понимала, чем «плохо» здесь отличается от «плохо» там: «Здесь я не нужна, там – невозможна. Здесь меня не печатают, там – не дадут писать». Уже в 1934 году она видела, что между Гитлером и Сталиным нет никакой принципиальной разницы («…Ходите стадами, стаями / Без меты, без мысли собственной / Вслед Гитлеру или Сталину… »).
Но с 1931 года, вопреки всякому здравому смыслу, начинается тайное сотрудничество Сергея Эфрона с НКВД. В 1937 году он получил задание – руководить слежкой за бывшим советским шпионом Игнатием Рейссом. После убийства Рейсса Эфрон внезапно исчез из Парижа. Его побег в СССР организовала, разумеется, советская разведка. Несколькими месяцами раньше уехала в Союз разделявшая взгляды отца Аля.
Оставаться во Франции стало невозможно. 19 июня 1939 года Цветаева с сыном прибыли в Москву.
Слайд № 25.
Действительность превзошла самые мрачные ожидания: через два месяца после приезда Цветаевой арестовали Алю, а ещё через два месяца – мужа. Дочь и мужа Цветаевой подвергли страшным пыткам. Сергей Яковлевич был расстрелян, а Ариадна Эфрон 16 лет провела в сталинских лагерях.
Через два месяца после начала войны Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу – маленький городок в Татарии. Сохранилось заявление, написанное 26 августа 1941 года: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М.Цветаева». Через пять дней она покончила с собой.
Слайд № 26.
«Попала в тупик» - так она объясняла своё самоубийство в предсмертном письме к сыну. Биографы толкуют эти слова по-разному. По одной из версий, Цветаеву пытались сделать доносчицей, и она боялась, что в случае отказа расправятся с Муром.
Конечно, хорошо бы найти документ, подтверждающий или опровергающий эту версию. Но существует другой документ: не в архивах КГБ – в собрании сочинений («О слёзы на глазах!..»)
Стихи эти написаны ещё в Париже, когда фашистские войска вошли в Чехию. Цветаева всегда верила, что всё сказанное в стихах сбывается. Сбылось и это. Но сбылось и другое, написанное в счастливые дни юности: «Моим стихам, как драгоценным винам, /Настанет свой черёд».
Слайды № 27, 28, 29,30
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Моим стихам... настанет свой черёд!"(О жизни и творчестве М. Цветаевой)
Литература -образовательначдисциплина, которая, как никакая другая, нуждается в использовании на уроках демонстрационного материала, позволяющего создать более полное п...
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»
Литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…настанет свой черед»...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…».
Сценарий праздника...
Марина Цветаева "Моим стихам, написанным так рано"
Презентация...
«Моим стихам, написанным так рано… (Поэтический мир Марины Цветаевой)
Цели урока:-познакомить учащихся с основными темами и мотивами цветаевской лирики, особенностями лирической героини стихотворений;-повторить элементы анализа стихотворного текста;-воспитывать любовь к...
Программа элективного курса по творчеству М. Цветаевой "Моим стихам настанет свой черёд"
Программ поможет обучающимся глубже изучить творчество М. Цветаевой...