Главные вкладки
Корякина Вера Петровна
сайт учителя русского языка и литературы
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: методика
Увлечения: шитье
Регион: Республика Саха(Якутия)
Населенный пункт: с.Ой, Хангаласский улус
Место работы: МБОУ Ойская СОШ им А.В.Дмитриева
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/koryakina-vera-petrovnaУчись учиться
Я, Корякина Вера Петровна, родилась в далекой Якутии. Закончила педагогический институт в г.Благовещенск. Сейчас работаю учителем в родном селе.
О себе
Как успешно сдать ЕГЭ по русскому языку (А1)
Тесты всех лет ЕГЭ по русскому языку в 11 классе последовательно включают задание, связанное с ударением: учащимся предлагают выбрать слово, в котором ударение падает на первый (второй, третий) слог, в каком слове верно (неверно ) выделена буква, обозначающий ударный гласный звук.
Нужно сказать, что в заданиях, связанных с ударением, учащиеся якутских школ делают большее количество ошибок. Происходит это потому, что русское ударение разноместное и подвижное: оно может падать на любой слог в слове и может перемещаться с основы на окончание и, наоборот, при изменении формы слова, например: стОл - столЫ, начАть – началА. Эти признаки делают русское ударение сложным: нет единого универсального правила его постановки. Самое лучшее правило – иметь орфоэпический словарь на столе и заглядывать в него всякий раз, когда у вас возникает сомнение. Но учащимся нужно сдать ЕГЭ, они безошибочно должны определять ударение.
Есть определённые тенденции постановки ударения в различных частях речи. Можно, например, запомнить, что существуют определённые правила для имён прилагательных (ударение во множественном числе краткой формы обычно совпадает с ударением в краткой форме среднего рода), для глаголов (ударение переходит в формах прошедшего времени женского рода с основы на окончание), причастий (формы женского рода тоже имеют ударное окончание). Мы предлагаем таблицы колебания ударения в разных частях речи.
Таблица колебания ударения в именах существительных
пример | исключение | |
-лОг, обозначающие неодушевленные предметы | монолОг эпилОг диалоГ | анАлог |
Ударение не падает на –лог в ИС, обозначающих одушевлённые предметы | филОлог физиОлог стоматОлог | |
ИС на -ия | ассиметрИя перифирИя синхронИя кулинарИя | наркомАния эпилЕпсия бюрокрАтия ветеринАрия мезантрОпия гастронОмия кулинАрия |
граф (безуд) | фотОграф парАграф картОграф | флюрогрАфия стеногрАфия |
На -ние | мышлЕние уподоблЕние усилЕние подведЕние ржАвленье вероисповЕдание сосредОтечение | обеспЕчение обрУшЕние обнарУжЕние |
-анин | англичАнин горожАнин | христианИн славянИн мещанИн гражданИн |
Слова французского происхождения | жалюзИ партЕр шофЁр диспансЕр гренкИ |
Колебания ударения в прилагательных
норма | пример | исключение |
-Ой | валовОй запаснОй козырнОй ветрянОй | |
-Ов-ый | оптОвый тигрОвый кедрОвый | слИвовый грУшевый Августовский бОчковый |
-ист- | сахарИстый каменИстый бархатИстый | навАристый сосУдистый |
В кратких прилагательных в мужского и среднего родов и множественного числа ударение на основе В жен роде ударение на окончании | бОек, бОйко, бОйки вЕсел, вЕсело, вЕселы бойкА, веселА | |
Сравнительная степень прилагательных | белА – белЕе красИва – красИвее чернА – чернЕе |
Таблица колебания ударений в глаголе
норма | пример | исключение |
-Еть | багровЕть смотрЕть мертвЕть черствЕть | плЕсневеть заИндевЕть ржАвЕть |
-Ировать | вальсИровать копИровать баллотИровать забронИровать (закрепить что-нибудь за кем- нибудь) | пломбировАть гофрировАть премировАть формировАть забронировАть (покрыть броней) |
Глаголы настоящего времени на -ить | хОдит заглУшит | звонИт включИт долбИт заразИт скрепИт умалИт облегчИт углубИт |
В глаголах прошедшего времени Мужского рода ударение на основе Среднего рода Множественного числа В женском роде на окончании | брАл брАло брАли но бралА | клАл клАло клАли клАла |
-ся | родИлся женИлся | началсЯ заперсЯ |
Ударение в причастиях
норма | пример | исключение |
-жд- (гл) | осуждЁнный новорождЁнный заворожЁнный отбелЁнный непревзойдЁнный | |
В действительных причастиях настоящего времени как у глаголов настоящего времени | давИть – дАвит – дАвящий | |
В причастиях прошедшего времени действительного залога –вш- -ш- | понЯть – понЯвший начАть - начАвший |
Включаются в задании часто и формы именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных – директорОв, тОрты. Это хорошо даётся в пособии Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ» на стр 41- 47.
Нужно проводить такие виды работ:
1) выписывать слова , наиболее встречающиеся в тестах;
2) объяснять основные закономерности постановки ударения в некоторых частях речи (именах существительных, именах прилагательных, причастиях, глаголах, наречиях);
3)составлять самостоятельно орфоэпические диктанты;
4) на уроке проводить орфоэпические минутки, диктанты;
5) заучивать наизусть и запоминать ударение в некоторых словах
Такая систематическая работа поможет учащимся успешно выполнить задание на орфоэпические нормы.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Л.Н. Толстой "Война и мир"
Моё портфолио
Корякина Вера Петровна
Клише для части С
Предлагаемый для сочинения текст ( ФИО автора) рассказывает о ( тема текста). Автор статьи ставит очень актуальную для современных людей проблему. Известный современный публицист в своей работе делится с читателями размышлениями о том, что...
Обосновывая свою позицию, (ФИО автора) отмечает, что « (цитата из текста). По мнению автора, …. Он четко и тонко подмечает свою позицию в тексте. (ФИО автора) делится своими мыслями и наблюдениями. Он словно приглашает читателя к диалогу. Итак, публицист ставит перед читателями важную, злободневную проблему _________.( Цитата из текста), -так считает публицист.
Для меня проблема, поднятая ( ФИО автора) ,тоже является актуальной. Что касается моего отношения к проблемам, затронутым в тексте, то я согласен с автором в том, что касается ( чего?) . Я не раз задумывался об этом и поэтому тема текста близка и понятна мне. Но мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что ... (я узнал, что)
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении (название художественного произведения и автора, кратко написать о герое). Еще одним примером может стать (название еще 1 произведения и автора, или исторической личности).
Действительно, с подобными проблемами мы сталкиваемся в повседневной жизни. (Пример из жизни). На мой взгляд, в современном мире немало похожих ситуаций, например, ________. Много таких примеров можно встретить и в жизни, и в литературе. Это лишний раз доказывает правоту (ФИО автора).В заключении, я хотел бы отметить, что текст заставляет задуматься над ( проблема текста). Прочитав статью, я понял, что… Я уверен, что в своей будущей жизни нам еще предстоит встретиться с подобными проблемами. Но уже сейчас пора задуматься ( о чем?). Несомненно, тема ( чего?) еще будет волновать человечество. Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим(и) вопросами).
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты