Цикл уроков по литературе в 7 классе по теме:"М.Ю. Лермонтов "Песня о царе Иване Васильевиче..."
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Родина Анна Николаевна

Цикл уроков по литературе в 7 классе по теме:"М.Ю. Лермонтов "Песня о царе Иване Васильевиче..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_vasilevich.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю.Лермонтов.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»(3 урока) – 7 класс

Урок 1.

Цели:  

  1. Познакомить с историей создания «Песни…»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории, совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
  2. Способствовать развитию мышления, памяти
  3. Воспитывать отзывчивость, интерес к историческому прошлому своей страны.

Слово о писателе.

«Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство А.А. Краевского). Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи, подслушивает биение пульса совсем иной эпохи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, «перехваты», повторы.

«Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов тиранства» (Н.М. Карамзин).

Мобилизующий этап  – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Подготовка к восприятию.

- Песня - один из жанров устного народного творчества.

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Песня – это произведение, которое поётся исполнителем.  Они  исполнялись на гуляниях, вечеринках. В старину песни сопровождались музыкальными инструментами – гуслями. Человек, который играл на них, - гусляр.

-  Прочитайте вступление к поэме от имени гусляров. Какие строки в ней говорят о том, как сложена эта песня?  («Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярный звон  и причитывали да присказывали»).

- «Песня …»М.Ю. Лермонтова это  - это поэма. Что такое поэма?

- Назовите известные вам поэмы.

Обратимся к названию поэмы М.Ю. Лермонтова.

- Кто главные герои поэмы?

Почему героев в заглавии нельзя расположить в ином порядке?( Герои расположены в заглавии в соответствии с иерархией).

Целеполагание. 

Формулирование учащимися целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Историческая справка.

Царь Иван Васильевич – Иван IV (Грозный), русский царь. Он с самого детства отличался жестокостью. Уже в 14 лет с ватагой сверстников разъезжал по улицам и площадям города и топтал конями народ, бил и грабил простонародье, тешился охотой, попойками, буйствовал. А в 15 лет Иван должен был уже выполнять функции правителя огромной державы.  Он был государем, — он это знал, об этом ему беспрестанно твердили, он это видел при разных торжественных случаях. Всё, что ни делалось, - делалось его именем.

- Посмотрите на картину Васнецова «Иван Грозный». Царь показан именно таким , каким запечатлён в былинах, песнях, каким сохранился в свидетельствах современников. Это человек суровый, подозрительный, непреклонный. Но вместе с тем перед  нами  человек  большого ума государственный деятель, полный силы, величия.

- Кто такой опричник? (Дети читают сноску).

- Опричники – это члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным для борьбы с боярами. Иван Грозный объявил своей собственностью 19 городов с областями, выбрал  шесть тысяч человек из князей, дворян, бояр и дал им поместья в этих городах или в Москве.  Эта дружина – телохранители царя . В опричнину были выбраны молодые люди, которые отличались готовностью на всё. Царь взял с них присягу служить ему верою и правдою, доносить на изменников, не знать ни отца, ни матери, знать одного государя. За это опричники делали все, что хотели и были всегда правы.

Царь дал им отличие: опричники всегда ездили с собачьими головами и с мётлами, привязанными к сёдлам в знак того, что опричники грызут злодеев царских и метут Родину от них.  Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя.

- Как вы думаете, почему именно собачьи головы? ( Символ хорошего нюха, преданности).

- Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов.  Опричнина просуществовала 7 лет, а затем была отменена.

 - Кто такие купцы? (Торговцы).

  Чтение «Песни ... » учителем. Беседа по первой части поэмы.

- С какими героями познакомились в первой части?

- Как можно ее озаглавить? («Печаль-кручина»)

- Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами.

( Показ репродукции картины И. Я. Билибина “Боярский пир времён Ивана Грозного”).

Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами из парчи; дарил аргамаков.

- Что  обозначают эти слова: парча, аргамак?

- Почему пир Ивана Грозного соотнесен с солнцем, небом, месяцем, тучами?  (Царский  пир  Ивана  Грозного  приобретает  в  этом  сравнении  с  солнцем,  с  тучами характер незыблемости, всеобъемлемости)

- В  каких  произведениях  устного  народного  творчества  князь  сравнивается  с  красным солнышком? Почему? (   Владимир  в  былинах  постоянно  называется  Красное  Солнышко.  В  этом  сравнении проявляются представления об идеальном князе).

- Каким предстаёт перед нами царь?

- Кажется, весельем охвачены и его приближённые. Но присмотритесь внимательно: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»?

- В чём подозревает царь своего верного опричника? (В измене, зависти).

- О чём, по его мнению, может горевать добрый молодец?

- Каким мы видим Кирибеевича? ( «Добрый молодец», «удалой боец», «Плечи богатырские», «сердце жаркое», всё у него есть:  красота, сила, богатство, покровительство царя, почести).

- На какого героя устного народного творчества похож  Кирибеевич? (На богатыря).

 - Что можем теперь сказать о царе? (Жестокий, болезненно подозрительный, мстительный, несправедливый. Но гнев его сменяется милостью).

- Почему же невеселый Кирибеевич? (Влюблён. С проникновением говорит о любимой).

-  Как описывает Кирибеевич красоту Алёны Дмитриевны?

- Какими ещё чертами характера, кроме способности любить, ещё наделён Кирибеевич? (Смелость, Мужество, отвага).

- Как относится автор к Кирибеевичу? (Любуется им, сочувствует ему).

Каким показан Кирибеевич в разговоре с царём? (Неискренний, скрытный, лукавый).

- Опричник скрыл правду, так как боялся осуждения царя. Ведь он нарушает нормы традиционной жизни семьи, против которых бессилен и царь. Есть предел и его власти.

- Обратите внимание, как много автор использует устаревших слов, эпитетов. Всё это передаёт дух народной поэзии. Найдите эпитеты в тексте.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Прочитать вторую часть поэмы. Подготовиться к выразительному чтению.

Урок 2.

Цели:

Подготовка к восприятию.

- С кем познакомились в первой части?

- Каким увидели Ивана Грозного?

- Каким предстал Кирибеевич?

 - Как вы знаете, действие в «Песне…» происходи в 16 веке. Конечно же, моральные и нравственные устои в то время были другие. Они отражены в «Домострое» - своеобразной энциклопедии домашнего хозяйства и моральных норм 16 века. «Домострой» - это образец норм семейного права, построенного на всевластии главы семьи. Мужчина должен быть строг, но справедлив, честен, а женщина – покорна и послушна.

Целеполагание.

- Сегодня мы познакомимся с героем, противопоставленным Кирибеевичу.  О ком я говорю? (Это купец Калашников).

Беседа по второй части поэмы.

- Каким предстаёт перед нами купец Калашников?

- Как автор говорит о нем? («Молодой купец», «статный молодец», «речь ласковая», «сердце молодецкое», «очи соколиные»)

- Что ждёт купца дома? Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)

- По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду? («Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» и т. д., т. е. явления природы подсказывают и герою и читателю о том, что впереди будут тревожные события.)

-    В чем подозревает свою жену Калашников? ( В обмане, измене).

-  Каким тоном он с ней разговаривает? (Повелительно, «государь», а не муж)

-  Почему он так строго ее встречает? Как объяснить слова, которыми встречает муж Алену? (Например, «Уж ты где жена, жена шаталася?» ).

- Можем ли осудить за это Калашникова? (Нет, это было принято в то время. За грубостью стоит ответственность за семью).

- Что беспокоит Калашникова? (Нарушение законов).

- Что вы знаете  о Домострое? («Домострой» - это книга, которая определяла отношения в семье во времена Ивана Грозного. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи.  «Муж должен был зорко следить, чтобы никакой  беды в доме не было , чтобы в доме ничего не творилось «насмех людям. Женщина во всём стояла гораздо ниже мужчины». Женская красота приравнивалась  к пороку, и спасти её можно было только вдали от людей. Муж должен был хранить чистоту жены, её души. Хорошая жена, по мнению того времени, должна была во всём руководствоваться указаниям мужа, на всё спрашивать его позволения: как распределить дневные занятия. Как принимать гостей, даже о чём говорить с ними. Жена должна быть молчалива, послушна, покорна. В случае неповиновения муж мог наказать жену плёткой.   Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов её запереть «за железный замок», чтобы она его «имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного).

- Сопоставьте слова Калашникова к своей  жене и слова Кирибеевича к Алёне Дмитриевне.

- Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?

- Какие чувства у вас вызвал рассказ Алёны Дмитриевны?

- О чем мы можем судить по внешнему виду Алёны Дмитриевны? ( Беда – «очи мутные», «косы расплетённые»)

- Почему Алёна Дмитревна говорит мужу: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюся твоей немилости»? Что мы узнаём об отношениях внутри обычной семьи?

- Что для жены Калашникова страшнее всего? (Немилость мужа страшнее смерти).

- О чем просит она своего мужа? (О защите).

- Как относится к Алёне Дмитриевне автор? (Сочувствует ей: «голубушка моя», «красная красавица», «сиротинушка»).

- В этой части поэмы о Кирибеевиче мы узнаём из уст Алёны Дмитриевны. Каким он показан? («Разбойник». В русском фольклоре разбойник – не столько грабитель, сколько человек, не соблюдающий «божеские»  законы, разрушитель чужого счастья).

- Как автор относится к поступку Кирибеевича? Совпадает ли ваше отношение с авторским?

- Что движет Кирибеевичем? Как он идёт к своей цели?

- Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?

- Почему позор женщины — это позор и её мужа, и всей семьи? – В чём правда купца? (Он мужчина, роль его в семье – защита близких).

- Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

- Зачем Калашников обращается к младшим братьям?

- Как характеризуется семья Калашникова в решающую минуту ? (Братья дружные, смелые, для них физическая сила – не главное).

Подведение итогов.

- Сформулируйте, какие нравственные установки дает Лермонтов нашему сегодняшнему поколению? (Как можно помочь человеку в беде, что делать в случае безответной любви, можно ли нарушать нравственные общественные устои)

Задание на дом.

Урок №3.

Подготовка к восприятию.

- Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, происходившие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь; но иногда разгоревшиеся страсти приводили к печальному концу: кто-либо из бойцов получал увечье или даже умирал от тяжелого удара. На Руси это была всеобщая забава. Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, а разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ ,и торговцы. Мужчины показывали свою силу и удаль. «Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. Но кулачный бой запрещал смертоубийство.

( Иллюстрация В. М. Васнецова, 1891 год).

Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. В личности царя сливались жестокость и набожность. Известно, что после жестоких расправ он заказывал молебны по убитым.

Анализ третьей части.

- Как можно озаглавить третью часть?  («Поединок»).

- Действительно, в центре внимания – поединок, бой между купцом и опричником.

- Как ведут себя герои перед боем?

- Раньше при встрече в знак уважения и приветствия кланялись друг другу. Кому кланяется Кирибеевич? Кому кланяется Калашников?

- Как характеризует героев это момент? (Кирибеевич верит царю, Калашников – в бога и народ).

- Что говорят друг другу соперники?

- Какие черты характера открывают перед нами эти слова?(Кирибеевич высокомерен, уверен в победе, Калашников – прямолинеен, идёт сражаться за правду)

- Как реагирует Кирибеевич на речь Калашникова?

- Почему речь Калашникова так сильно повлияла на состояние удалого бойца – смельчака опричника?( Кирибеевич понимал, что нарушил закон, что не ему прощения и оправдания).

- В чём обвиняет купец опричника?

- В  чём причина гибели  Кирибеевича?

- Прочитайте, как  автор описывает гибель Кирибеевича?

- Какое чувство у вас возникает? (Жалость к увядающей молодой жизни).

- Сожалеет ли автор о смерти  Кирибеевича? («Застонал», «упал, будто сосенка подрубленная»).

- Как реагирует царь на гибель своего любимца?

- Как звучит ответ купца царю? (Вызов, дерзость, смелость).

- Мог ли такой тон понравиться царю? (Он привык к покорности людей).

- Почему Калашников не сказал царю правду о причине поединка?(Защита своей семьи. Не хочет, чтобы все знали о позоре его жены)

- Как этот поступок характеризует Калашникова?

- Расскажите об авторском и своём отношении к поступку купца?

- Калашников просит братьев помолиться за его «душу грешную». В чём он видит свой грех? (Убийство человека. Он считает себя виноватым перед Богом ).

- Справедливо ли поступил царя, казнив Калашникова?

- Мог ли царь поступить иначе?

- В.Г.Белинский  по – разному характеризовал главных героев? Как вы думаете, к кому относится такая характеристика: «Взгляд очей его – молния, звук речей его – гром небесный, порыв гнева его – гром небесный, порыв гнева  его – смерть и пытка, но сквозь этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает  величие сильного духа…»? (Иван Грозный).

- Совпадает эта характеристика с авторским и нашим отношением к царю?

- К  кому относятся эти слова: «Какая сильная, могучая натура! Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»(Кирибиеевич); «Это один из тех характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают  их, одна из тех железных натур, которые не хотят запятнать себя»(Калашников).

Обобщение.

- Что осуждает автор через образ царя? (Жестокость, мстительность, подозрение).

- Какое распоряжение дал царь относительно семьи Калашникова.

- Как это характеризует царя? (Может быть милостив, щедр).

- Как вы относитесь к поступку Калашникова?(Восхищаемся, нет ничего выше человеческого достоинства. Лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием).

- Зачитайте, как автор говорит о могиле Калашникова?

- Почему она безымянная? (Казнённых хоронили по обочинам дорог).

- Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.

- Какие строки вам кажутся более выразительными?

- Какое отношение народа к герою выражают гусляры?

- Какие художественные приемы используются в поэме? Какова их роль?

- Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?

Рефлексия.

Я почувствовал…

Я понял…

Я бы изменил…

Я буду…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Итоговый урок по литературе 5 класс по теме "Сказки".

Сказка - это  всегда  интересно  и увлекательно....

Урок – русской литературы в классе по теме «Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».

       Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления ...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Урок русской литературы 6 класс по теме: "Язык мой - друг мой"

Данный урок литературы поможет учащимся увидеть, что русский язык - это не только средство общения между людьми, но и богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа; даст возможность при...