План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Цели урока
- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;
- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения);
- развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству.
Слово учителя.
Наш сегодняшний разговор будет связан с поэзией, художественным творчеством. И начну я его с древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью... Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея... Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья... И хотя мы знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в происходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.
Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал, написал, сочинил, нарисовал.
Почему так притягивает и влечёт нас к себе этот придуманный поэтами, музыкантами, художниками мир? Может быть, этот мир очаровывает нас так же, как пение Орфея потрясло людей и природу? И пусть на пути к этому светлому миру поэзии нас ожидают «камни и сумерки». «Душа обязана трудиться». Но как возникает поэтическое творение? Какое удивительное вдохновение способно породить образ, заставляющий нас верить в его существование. Это метафоры, яркие образные сравнения.
Опора на воссоздающее воображение учащихся. Введение понятия. Я держу в руках засохший цветок. Тонкие остроконечные листья, желтые полупрозрачные лепестки, словно крылья трепетной бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок утратил аромат, и только наша фантазия возвращает
нас в лето. В лесу ли, на лугу ли рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зелёной траве? Полуденный ли зной отнимал у него последнюю влагу? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Только для гербария или как закладку для книги. А равнодушные руки выбросят, как ненужный мусор. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Цветок попал в руки поэту, и... родились стихи.
Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Цветок».
- Почему этот засохший цветок так интересен поэту. (Он напоминает о людях).
- Почему так много психологических эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (Пушкин домыслил, «сочинил» судьбу цветка.)
- А как бы вы определили здесь значение слова «мечта»?
- Душа поэта, исполненная «мечтою странной», отозвалась на чью-то чуткую жизнь. Образ цветка в пушкинском стихотворении - метафора, позволяющая читателю увидеть и цветок, и невидимую невнимательному взгляду человеческую жизнь.
Обращение к жизненному опыту.
Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний. Всему мы придумали названия, имена. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие - это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова: как, словно, будто, похоже, наподобие, подобный.
У нас было домашнее задание: подобрать какой-либо предмет и придумать к нему сравнение: (ребята зачитывают свои сравнения).
Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение -совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант. Такое произошло с поэтом Сергеем Орловым ещё в школе. Как-
то раз мальчик увидел в огороде на грядках овощи: тыкву, репу, брюкву. И появились стихи:
- Ученик читает наизусть.
- Почему юный поэт придумал такое яркое сравнение тыквы - с чушкой? (По форме тыква и чушка - большие, гладкие, обе любят погреться на солнце, у обеих хвостик завитком.)
- Какие глаголы создают динамичную, образную картину? (Растенья никнут, бегут в тень, тыква хрюкнет, махнет хвостиком). .
- Поэт не употребляет сравнительных союзов как чушка, словно чушка. Почему он скрывает свое сравнение? (Чтобы образ получился более достоверным).
- Почему поэт использует просторечное слово чушка (а не свинья)? (Это -взгляд ребёнка, он восхищается, любит этот веселый образ чушки-тыквы).
Введение определения метафоры.
«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии.
Сравнение - это один из приёмов художественной речи, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова как, словно, будто, точно.
- Негромко, хором прочитаем отрывок из стихотворения Пушкина «Зимний вечер».
После небольшой паузы спрашиваю:
- С чем сравнивает поэт снежную бурю? (с воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником).
- Какую роль играют здесь сравнения? (Они делают описание живым).
- Скрытое сравнение в поэзии помогает создать художественный образ.
Метафора - это и есть скрытое сравнение. Чтобы увидеть метафору, разгадать скрытое в ней сравнение, надо быть чутким и внимательным к слову.
- Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина (гл. 7, 1 строфа): «Гонимы вешними лучами...»
- Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке? (Ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель).
- Почему поэт называет весну «утром года» (с весны возрождение природы, как с утра - новый день).
- Понятна ли вам эта метафора?
- Трудно ли было её разгадать? (Метафора несложная, ведь поэт употребил много «весенних» слов).
- Есть ли в этом отрывке ещё метафоры? Раскройте их смысл.
- Полевая дань - нектар, мёд, собираемый с полевых цветов - всё это дано пчеле самой природой.
- Восковые кельи - «комнатки», соты, где живут пчёлы.
В маленьком отрывке - три чудесные метафоры! Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют. (Предстаёт образ ранней весны, ещё нет листвы, сквозь голые ветви просвечивает небо - поэтому и леса прозрачные)
- Как вы думаете, поэт видит эти леса вблизи? (Взгляд поэта на прозрачные леса издалека. Зыбкие зеленоватые краски сливаются -получается «пух»).
Виды метафор.
- Непонятные, сложные метафоры, некоторые из них можно объяснить только приблизительно.
Настоящим мастером сложных метафор можно назвать Сергея Есенина
- «сына страны берёзового ситца».
- Попробуем объяснить метафору «сын страны берёзового ситца».
- Ситец - дешёвая ткань, которую предпочитали простые люди, крестьяне, из ситца шили будничную одежду. Есенинская страна - это деревенская Русь, небогатая, некрасивая, талантливая, любимая поэтом.
Сравнение и метафоры - родственные явления. В поэзии и в прозе они выполняют сходную по цели работу.
А сейчас послушаем стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт». Постарайтесь вместе с поэтом в движении белых хлопьев увидеть подвижные картины.
(Стихотворение - по строфам - читают несколько человек).
- Какие слова здесь повторяются чаще всего? (снег идёт...).
- Но ведь мы часто говорим: снег идёт, дождь прошёл, солнце село, шепчутся листья. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные -они давно вошли в язык, стали общим достоянием.
В этом стихотворении перед нами олицетворение - особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ.
- Что же движется в этом стихотворении? (Пешеход, танцуют звёздочки, цветы тянутся, словно хотят потанцевать, ступени стремятся к полёту). Движется то, что не может двигаться.
- Зачем понадобилось поэтам одушевлять природу, придавать ей черты живого существа, заставлять её радоваться, грустить, плакать? На этот вопрос смогут ответить только сами поэты и их стихи.
- Исполняется небольшая композиция «Природы дивное дыханье», составленная из «осенних» стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, Цветаевой, которая исполняется на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь».
- Вывод: поэты размышляют об одном - о грустной поре увядания. Но -по-разному!
Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагаю такое задание.
- Представьте, что все вы художники. В руках у вас - волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину или фрагменты её, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень»:
Октябрь уже наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы
, И будит лай собак уснувшие дубравы.
- Это будет вашим домашним заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_videt_metaforu.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока-практикума
( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока
- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;
- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения);
- развить эстетический вкус, способность мыслить образами и стремление к творчеству.
Слово учителя.
Наш сегодняшний разговор будет связан с поэзией, художественным творчеством. И начну я его с древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Орфей в мрачном царстве Аида. Вокруг него толпятся тени умерших, их стоны подобны шороху листьев, падающих поздней осенью... Подобная чуть слышному вздоху печали, замирает песнь Орфея... Его пение заставляет плакать камни и сдвигаться с места деревья... И хотя мы знаем, что камни не могут плакать, а деревья двигаться, мы верим в происходящее, сочувствуем герою и любуемся красотой его пения.
Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал, написал, сочинил, нарисовал.
Почему так притягивает и влечёт нас к себе этот придуманный поэтами, музыкантами, художниками мир? Может быть, этот мир очаровывает нас так же, как пение Орфея потрясло людей и природу? И пусть на пути к этому светлому миру поэзии нас ожидают «камни и сумерки». «Душа обязана трудиться». Но как возникает поэтическое творение? Какое удивительное вдохновение способно породить образ, заставляющий нас верить в его существование. Это метафоры, яркие образные сравнения.
Опора на воссоздающее воображение учащихся. Введение понятия. Я держу в руках засохший цветок. Тонкие остроконечные листья, желтые полупрозрачные лепестки, словно крылья трепетной бабочки, венчают хрупкий стебель. Цветок утратил аромат, и только наша фантазия возвращает
нас в лето. В лесу ли, на лугу ли рос этот цветок? Прохладный ли ветер овевал это маленькое солнышко в зелёной траве? Полуденный ли зной отнимал у него последнюю влагу? Мы не знаем. Чья-то рука сорвала этот цветок и положила в книгу. Для чего он годен теперь? Только для гербария или как закладку для книги. А равнодушные руки выбросят, как ненужный мусор. Но, возможно, вот такой цветок оказался однажды в руках А. С. Пушкина. Он нашел его в забытой книге. Цветок попал в руки поэту, и... родились стихи.
Ученик читает наизусть стихотворение Пушкина «Цветок».
- Почему этот засохший цветок так интересен поэту. (Он напоминает о людях).
- Почему так много психологических эпитетов к слову цветок и глаголов в прошедшем времени? (Пушкин домыслил, «сочинил» судьбу цветка.)
- А как бы вы определили здесь значение слова «мечта»?
- Душа поэта, исполненная «мечтою странной», отозвалась на чью-то чуткую жизнь. Образ цветка в пушкинском стихотворении - метафора, позволяющая читателю увидеть и цветок, и невидимую невнимательному взгляду человеческую жизнь.
Обращение к жизненному опыту.
Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок, звуков, очертаний. Всему мы придумали названия, имена. Но человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие - это помогает ему познавать мир. Мы часто употребляем короткие сравнительные слова: как, словно, будто, похоже, наподобие, подобный.
У нас было домашнее задание: подобрать какой-либо предмет и придумать к нему сравнение: (ребята зачитывают свои сравнения).
Заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение -совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию, может быть, даже талант. Такое произошло с поэтом Сергеем Орловым ещё в школе. Как-
то раз мальчик увидел в огороде на грядках овощи: тыкву, репу, брюкву. И появились стихи:
- Ученик читает наизусть.
- Почему юный поэт придумал такое яркое сравнение тыквы - с чушкой? (По форме тыква и чушка - большие, гладкие, обе любят погреться на солнце, у обеих хвостик завитком.)
- Какие глаголы создают динамичную, образную картину? (Растенья никнут, бегут в тень, тыква хрюкнет, махнет хвостиком). .
- Поэт не употребляет сравнительных союзов как чушка, словно чушка. Почему он скрывает свое сравнение? (Чтобы образ получился более достоверным).
- Почему поэт использует просторечное слово чушка (а не свинья)? (Это -взгляд ребёнка, он восхищается, любит этот веселый образ чушки-тыквы).
Введение определения метафоры.
«Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив, когда мы заводим речь о художественном творчестве, о поэзии.
Сравнение - это один из приёмов художественной речи, основанный на сопоставлении двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. В сравнительных оборотах находят место слова как, словно, будто, точно.
- Негромко, хором прочитаем отрывок из стихотворения Пушкина «Зимний вечер».
После небольшой паузы спрашиваю:
- С чем сравнивает поэт снежную бурю? (с воем зверя, плачем ребенка, с запоздалым путником).
- Какую роль играют здесь сравнения? (Они делают описание живым).
- Скрытое сравнение в поэзии помогает создать художественный образ.
Метафора - это и есть скрытое сравнение. Чтобы увидеть метафору, разгадать скрытое в ней сравнение, надо быть чутким и внимательным к слову.
- Чтение отрывка из романа А. С. Пушкина (гл. 7, 1 строфа): «Гонимы вешними лучами...»
- Назовите «приметы» картины весны в этом отрывке? (Ручьи, ясное небо, первая зелень, пчелы, соловьиная трель).
- Почему поэт называет весну «утром года» (с весны возрождение природы, как с утра - новый день).
- Понятна ли вам эта метафора?
- Трудно ли было её разгадать? (Метафора несложная, ведь поэт употребил много «весенних» слов).
- Есть ли в этом отрывке ещё метафоры? Раскройте их смысл.
- Полевая дань - нектар, мёд, собираемый с полевых цветов - всё это дано пчеле самой природой.
- Восковые кельи - «комнатки», соты, где живут пчёлы.
В маленьком отрывке - три чудесные метафоры! Есть ли в этом пейзажном описании сравнение? Какой образ оно создает?
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют. (Предстаёт образ ранней весны, ещё нет листвы, сквозь голые ветви просвечивает небо - поэтому и леса прозрачные)
- Как вы думаете, поэт видит эти леса вблизи? (Взгляд поэта на прозрачные леса издалека. Зыбкие зеленоватые краски сливаются -получается «пух»).
Виды метафор.
- Непонятные, сложные метафоры, некоторые из них можно объяснить только приблизительно.
Настоящим мастером сложных метафор можно назвать Сергея Есенина
- «сына страны берёзового ситца».
- Попробуем объяснить метафору «сын страны берёзового ситца».
- Ситец - дешёвая ткань, которую предпочитали простые люди, крестьяне, из ситца шили будничную одежду. Есенинская страна - это деревенская Русь, небогатая, некрасивая, талантливая, любимая поэтом.
Сравнение и метафоры - родственные явления. В поэзии и в прозе они выполняют сходную по цели работу.
А сейчас послушаем стихотворение Бориса Пастернака «Снег идёт». Постарайтесь вместе с поэтом в движении белых хлопьев увидеть подвижные картины.
(Стихотворение - по строфам - читают несколько человек).
- Какие слова здесь повторяются чаще всего? (снег идёт...).
- Но ведь мы часто говорим: снег идёт, дождь прошёл, солнце село, шепчутся листья. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные -они давно вошли в язык, стали общим достоянием.
В этом стихотворении перед нами олицетворение - особый вид метафоры, изображение неживых предметов как живых существ.
- Что же движется в этом стихотворении? (Пешеход, танцуют звёздочки, цветы тянутся, словно хотят потанцевать, ступени стремятся к полёту). Движется то, что не может двигаться.
- Зачем понадобилось поэтам одушевлять природу, придавать ей черты живого существа, заставлять её радоваться, грустить, плакать? На этот вопрос смогут ответить только сами поэты и их стихи.
- Исполняется небольшая композиция «Природы дивное дыханье», составленная из «осенних» стихов Пушкина, Некрасова, Есенина, Цветаевой, которая исполняется на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года», «Октябрь».
- Вывод: поэты размышляют об одном - о грустной поре увядания. Но -по-разному!
Для активизации воссоздающего воображения учащихся предлагаю такое задание.
- Представьте, что все вы художники. В руках у вас - волшебные кисти. Нарисуйте осеннюю картину или фрагменты её, которую вы увидите в стихотворении А. С. Пушкина «Осень»:
Октябрь уже наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы
, И будит лай собак уснувшие дубравы.
- Это будет вашим домашним заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся видеть метафору
В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знакомятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить переносное значение в самых простых словос...
Учимся видеть метафору
В ряду изобразительных средств языка, с которыми учащиеся знакомятся в школе, метафора занимает особое место. На уроках русского языка дети должны уловить переносное значение в самых простых словосоче...
Классный час НА ТЕМУ: «УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»
Классный час НА ТЕМУ:«УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»(Для учащихся 13 — 14 лет) Задачи: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в р...
тест для 10 класса по темам "Деятельность, виды деятельности", "Мировоззрение, его виды и формы", "Человек в системе социальных связей".
Предназначено для промежуточного контроля знаний обучающихся, изучающих школьный курс обществознания. В тесте предоставлены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором и записью нескольких ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
Мастер- класс в 11 классе на тему "Учимся писать сочинение"
Данный мастер- класс направлен на то, чтобы помочь учащимся 11 класса писать сочинения....