План-конспект урока "Как хороши, как свежи были розы..."
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Дылгерова Энгельсина Владимировна

План-конспект урока литературы в 8 классе "Как хороши, как свежи были розы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horoshi_kak_svezhi_rozy.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».

Цель урока: 

1. образовательная: продолжая работу над жанром стихотворения в прозе, дать учащимся понятие рефрена;

2. развивающая: развивать навыки выразительного чтения у учащихся;

3. воспитывающая: помочь учащимся понять философский смысл стихотворения в прозе, приобщать учащихся к литературным ценностям.

Методические приемы: выразительное чтение, анализ текста, беседе по вопросам, словарная работа.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, романс П.И. Чайковского на слова Д.И. Мережковского «Если розы тихо осыпаются» (как фон при некоторых видах работы, распечатки текстов стихотворения «Как хороши, как свежи были розы»…).

Теория литературы: рефрен.

Эпиграф урока:                                                

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы».

Яков Хелемский.

Ход урока.

  1. Организационный момент: создание благоприятного микроклимата, эмоционально-психологического настроя, объявление темы и цели урока. (слайд №1)
  2. Слово учителя.

Можно ли говорить: цветы плачут, смеются? Или это свойственно только человеку? Цветы о многом могут рассказать нам, надо только уметь слышать их. Ведь и в самом крошечном одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, волновать или вспоминать о чем-то своем…Слушать и слышать цветок удается не каждому, для этого нужен необычайно тонкий, особый слух, идущий из самых глубин сердца.

Кто поистине является царицей цветов? (роза) (слайд №2)

Роза – это и строка из поэмы, и нота из волшебной мелодии. «Благоухая, розы рассказывают сказки», - писал Гейне. «Пусть роза сорвана, она еще цветет», - это слова Надсона. Этот же цветок не обошли вниманием и отечественные мастера слова. Так в конце 19 века в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева появляется произведение, в котором автор упоминает розы. Оно так и называется: «Как хороши, как свежи были розы…». Послушаем это стихотворение и попытаемся слышать, о чем же шепчут розы.

  1. Стихотворение читает заранее подготовленный ученик.
  2. Анализ стихотворения:

А) Обратим внимание на восприятие данного произведения.

  • Какие чувства и настроение вызвало это стихотворение?
  • Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое? (Это произведение лирическое, потому что выражает чувства автора).
  • Каким вы видите лирического героя?
  • О чем он думает? Какие чувства и переживания испытывает?

Б) Реализация домашнего задания. Беседа.

  • На какую формальную особенность построения текста вы обратили внимание в первую очередь? (это стихотворение в прозе).
  • Чем отличается стихотворение в прозе от обычного стихотворения? (Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами. Стихотворение в прозе - тоже лирическое произведение, но форма его – прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка – рифмы, определенный ритмический строй, то есть такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях). (слайд №3)
  • Чем характеризуется стихотворение в прозе? ( Стихотворение в прозе характеризуется наличием лирического героя, малым объемом, служебной ролью сюжета или же его полным отсутствием, подчиненностью всего произведения выражению какой-то определенной мысли, одного переживания, одного образа).
  • Кто из авторов мировой литературы обращался к этому жанру? (Стихотворения в прозе писали И.С. Тургенев, И.А.Бунин, О. Уайльд, А.И. Солженицын и другие).

В) А теперь еще раз обратимся к тексту стихотворения, рассмотрим композицию.

  • Какую еще особенность текста вы еще заметили? (Стихотворение разделено повторяющейся строкой). Эта строка в данном стихотворении является рефреном, т.е. повтором.
  • Сделаем запись в словарь. Рефрен - в стихотворном произведении повторяющийся в конце каждой строфы стих (или несколько стихов), а также строфа, регулярно повторяющиеся после строф, развивающих содержание произведения.
  • Какова его функция в данном произведении? (Он отделяет строфы, развивающие содержание произведения). Прочитайте его выразительно, используя разное логическое ударение.
  • На сколько частей делит рефрен данный текст? Прочтите выразительно каждую часть.
  • Какова роль первой части произведения (Эта часть выполняет роль своеобразного пролога)
  • Рассмотрим остальные части более подробно. Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых будет выполнять определенное задание:

1 групп – определить образы каждой микротемы.

2 группа – определять светопись и цветопись каждой микротемы.

3 группа – определить запахи и звуки каждой микротемы.

По мере того, как учащиеся после выполнения задания озвучивают свои работы, на экране проецируется заполняемая таблица. (слайд №4)

образы

Цвета и свет

Звуки и запахи

1

Зима, мороз, комната, свеча, угол.

Темная комната

В голове все звенит да звенит.

2

Загородный русский дом, летний вечер, теплый воздух, резеда и липа, девушка, небо, первые звезды, задумчивые глаза, раскрытые, вопрошающие губы, не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, облик юного лица, сердце.

Пахнет резедой да липой.

3

Комната, нагоревшая свеча, беглые тени, низкий потолок, мороз, стена, шепот.

Темнее да темнее.

Мороз скрипит, чудится скучный старческий шепот.

4

Веселый шум, семейная деревенская жизнь, русые головенки, светлые глазки, алые щеки, сдержанный смех, молодые добрые голоса, уютная комната, клавиши пианино, ланнеровский вальс, патриархальный самовар.

Русые головенки; светлые глазки; алые щеки.

Шум…жизни, голоса; пианино, воркотня…самовара.

5

Свеча, старый пес.

Чей-то кашель

  • Сделаем выводы по каждой строке и столбцу полученной таблицы (Основная особенность состоит в том, что в тексте представлена очередность, противоположная смена картин, чувств, состояний).
  • Какая художественная категория двупланово показана в тексте? (категория времени: реальное время – сентябрь 1879 года и прошлое время; время показано через отрезки человеческой жизни).
  • Найдите ключевые слова в этом стихотворении, т.е. слова с повышенной частотностью в данном тексте, несущие  существенную информацию (мороз, свеча).
  • Обратите внимание на то, как ведут себя мороз, свеча. (Сначала мороз «только запушил стекла окон», затем «мороз скрипит и злится за стеною», а в конце стихотворения слово «мороз», исчезая подбирается все ближе – «мне холодно», «я зябну». Свеча сначала просто «горит», потом «трещит», а затем «меркнет и гаснет».)
  • Для чего автор использует в стихотворении эти образы? (Для изображения быстротечности времени).
  • Какие повторы использует автор в этом произведении? (Повторы присутствуют на разных уровнях: лексическом – «девушка», «юного», «молодые», «старческий», «старый», «умерли»; синтаксическом – «Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица!...», др. особое место уделяется слову «роза». Роза – в искусстве символ любви, любви разделенной, но проходящей. Цветок, возникший из капелек крови богини, прекрасен, но, увы, недолговечен.
  • Какую роль они выполняют в тексте? (Повтор служит в основном для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость той или иной детали, образа, поэтической мысли).
  • Какой основной прием использует автор в композиции стихотворения? (Антитезу)
  • Почему автор обратился именно к этому приему? (Именно при противопоставлении четко обнаруживается контраст между образами, состояниями, композиционными элементами. Тургенев обратился к антитезе еще и потому, что она является выразительным художественным приемом, способным оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя).

Г) Рассмотрим изобразительные средства создания образов (тропы и фигуры).

  • При помощи каких художественных средств Тургенев рисует столь яркие образы?
  • (Автор рисует образы, используя эпитеты, метафоры, антитезу, др.) приведите примеры и объясните, для чего автор использует данные изобразительные средства.

     Д) Рассмотрим сильные позиции стихотворения.

  • А теперь вернемся к названию стихотворения. Почему, на ваш взгляд, автор выбрал именно такое название? (Предположительные ответы учащихся).
  • Что общего в первых и последних предложениях? (Они объединены общей строкой – «Как хороши как свежи были розы…»).

Е) Определим тему и идею стихотворения.

  • Какова тема стихотворения? (В стихотворении с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости).
  • Какова идея стихотворения? (Быстротечность человеческой жизни понимается зачастую только у ее порога).

  1. Работа группы искусствоведов.

А теперь мы послушаем группу искусствоведов, которая нам поможет ответить на те вопросы, которые остались для нас нераскрытыми.

  • Почему произведение имеет такое название? И.С. Тургенев взял в качестве названия строку из стихотворения другого автора. Это стихи русского поэта И.П. Мятлева, жившего в одно время с Пушкиным и Лермонтовым: (слайд №5)

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих;

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная как ангел красоты,

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы…

Все, что написал Мятлев, давно забыто, а вот эти строки живут. Это о Мятлеве сказал русский поэт Яков Хелемский, хотя эти строки можно по праву отнести и к стихотворению Тургенева:

Остаться можно в памяти людской

Не циклами стихов и не томами прозы,

А лишь одной единственной строкой:

«Как хороши, как свежи были розы!»

  • Кому посвящено это стихотворение? Русской баронессе Юлии Петровне Вревской, отдавшей жизнь за свободу Болгарии и похороненной на Шипке. (слайд №6)
  • Есть ли в искусстве одноименные произведения? Еще два десятилетия спустя строки Мятлева вдохновили знаменитого русского скульптора Беклемишева на создание статуи из мрамора «Как хороши, как свежи были розы», изображавшей молодую девушку с букетом увядших роз.
  • Что такое ланнеровский вальс? Вальс, написанный Ланнером . Запись в тетради. Ланнер Йозеф (1803-1843), австрийский дирижер и скрипач. Один из создателей классического венского вальса. У Йозефа Ланнера музыкальные произведения существуют в форме цикла, обычно состоящего из 5 вальсов, всего им создано свыше 200 вальсов). (слайд №7)

  1. Слово учителя.

Подходит к завершению урок. И хотелось бы, чтобы вы поделились своими размышлениями по поводу нашей темы…(высказывания учащихся).

Сегодня мы попытались приоткрыть свои души и услышать, о чем же плачут розы…Что-то мы сумели услышать, что-то осталось нами не услышанным. Но тот, кто когда-то начал прислушиваться, сможет слушать и слышать то, что иным не под силу.. Хочется верить, что сегодняшний наш разговор о стихотворении в прозе И.С. Тургенева позовет человека с утонченной душой к сборнику стихов, и он найдет в нем строки, созвучные своему настроению.

  1. Домашнее задание (на выбор учащихся).
  • Сделайте иллюстрации к стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
  • Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе.
  • Попытайтесь написать свое стихотворение в прозе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.

Знакомство учащихся с жанром "стихотворение  в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия  впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

План-конспект урока. Какая хорошая идея, не так ли? Работа с диалогом

Краткий план-конспект с дидактическим материалом...

План-конспект классного часа "Крымская весна. Как это было"

18 марта 2014 года, после проведения референдума, был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Без...

Урок литературы в 10 классе «Как хороши, как свежи были розы…». Жизнь и любовь И.С.Тургенева.

Цель: познакомить обучающихся с некоторыми фактами биографии И.С.Тургенева, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта, на его творческую судьбу с целью более глубокого понимания его произ...