УРОК –КОНЦЕРТ «Песенное есенинское слово...» (Презентация новой пластинки на стихи С.Есенина)
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)

Калашникова Людмила Александровна

Народный поэт С.Есенин, который и «на этой земле угрюмой счастлив тем, что здесь дышал и жил».

«Десятилетие, в которое уложился его творческий путь (1915 -1925), было эпохой великих бедствий, но это было его время, время самобытного одаренного певца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kontsert_pesennoe_eseninskoe_slovo.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

УРОК –КОНЦЕРТ

«Песенное есенинское слово...»

(Презентация новой пластинки на стихи С.Есенина)

Разработала:

Калашникова Л.А,

Учитель русского языка и литературы

г.Улан-Удэ

Цели урока:

Обучающая: осмысление особенностей творчества поэта С.Есенина, основных направлений его лирики, ключевых мотивов и образов поэтического наследия; развитие умения анализа стихотворных произведений;

Развивающая: создание условия самостоятельной творческой деятельности обучающихся, закрепление навыка самостоятельной работы по группам, умения подбирать и отбирать необходимый материал по теме, работать над элементами проектной технологии; активизация познавательной деятельности учащихся, их творческих способностей, направленных на раскрытие темы урока;

Воспитательная:

- формирование нравственных ценностей, духовное развитие обучающихся через обращение к поэтическому наследию С.А.Есенина, воспитание бережного отношения к его поэзии.

-расширить и углубить знания о лирике С.Есенина, поэта обладавшего необычайным чувством ритма, песенности, напевности стихотворения; воспитание эрудиции и вдумчивости, приобщение через музыку к прекрасному, а через него к открытию духовного мира поэта;

 -воспитание человечности, нравственности на произведениях С.Есенина, который утверждал «…… что миру нужно песенное слово»;

Осуществить презентацию пластинки на стихи С.Есенина, попытаться разбудить желание осуществить словесное рисование образов, возникающих при прослушивании песенной лирики С.Есенина, по возможности – музыкальное рисование.

Оборудование урока:

 Русские березы, диск пластинки, планшет, посвященный С.Есенину; грамзапись «Я сердцем никогда не лгу»; фрагменты из диафильма «С.Есенин « «На Родине Есенина» (набор), фотовыставка «С.Есенин», «А.Новиков «Концерт на стихи Есенина».

Задачи урока:

Воспитывать читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

Метапредметные:

- формировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

 - способствовать овладению обучающихся основам самооценки;

- формировать умение строить логическое рассуждение, делать выводы;

 - формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные:

-     способствовать формированию нравственных чувств;

 - формировать готовность к саморазвитию, уважительное отношение к другому человеку.

Ход урока:

Народный поэт С.Есенин, который и «на этой земле угрюмой счастлив тем, что здесь дышал и жил».

«Десятилетие, в которое уложился его творческий путь (1915 -1925), было эпохой великих бедствий, но это было его время, время самобытного одаренного певца.

Учитель:

Каждый словесник испытывает большие трудности, когда обращается к вопросу о взаимосвязи литературы и музыки.

Важная особенность художественной литературы – возможность превращать в словесные образы содержащие , смысл, картины разных видов искусства. Родственна литературе и музыка. Ранее они представляли единое целое. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И.С.Крылова, «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина, «Слепой музыкант» В.Короленко и т.д.

Художественное слово становится музыкальным в лирическом произведении, передающем движение чувств.

Речь идет о музыке, которую мы ощущаем внутренним слухом. Поэт при помощи «речевой инструменторовки» настраивает читателя на музыкальный лад, заставляет нас услышать музыку через слово. По словам Стендаля «Музыка – единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко.».

Учитель словесник должен участвовать в воспитании музыкального человека. «Восприятие музыки неразрывно связано с нравственным обликом человека».

Воспитать «музыкального человека» означает развить в нем черты нравственной четкости. В поэзии Есенина наиболее ярко очерчены звуковые образы, доступные учащимся.

В истории русской и мировой литературы С.Есенин вошел как поэт –лирик, чьи стихи с исключительной искренностью и глубиной выразили проникновенную любовь к родному краю, России. Поэзия этого русского художника связана с народным творчеством, с традициями национальной культуры.

«Есенин воспел Русь так, как никто до него, со всей несказанной поэтичностью ее природы и жизни...Он был великим патриотом и звонкозвучным певцом народа», по словам С.Т. Коненкова. «Какой чистый и какой русский поэт»,-сказал о нем М.Горький.

У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в волнующий мир-мир поэзии.

И, открыв томик стихов любимо поэта, мы начинаем чувствовать и мыслить по-иному. Мы становимся соучастником какой-то неведомой тайны, и все глубже и глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая живет в стихах. Через эти песенно-поэтические образы хочется приблизиться к самому поэту. Поэт становится нашим духовным наставником, мысли и советы которого нам дороги. Для меня таковым является Сергей Есенин.(звучит художественное чтение стихотворения «Я смотрю на портрет» Артем Бурлов; стихотворение собственного сочинения Батуриной Т.В.)

...Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...Эти замечательные слова сказал о С.Есенине Лауреат Нобелевской премии Солженицын.

«Сергей Есенин» (чтение стихотворения Петра Орешина).

Есенин любил эту землю, свою Родину и не желал другой «...более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».

Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Он любил так, как мог любить только поэт,- нежно, страстно и больно.

Вашему вниманию предлагается  песня «Молитва матери», музыка Савельева Владимира, ученика 11 класса.

1 группа

Отец Есенина сам слагал стихи. Мать была замечательной песенницей.

Строки о матери у поэта складываются в светлую сердечную песню: «милая, добрая, старая, нежная...».

Каждое слово наделено зарядом огромной эмоциональной силы. Интонация ниспадающая, голос все тише, а песнь любви к матери все громче, все выше, все ощутимее и пронзительнее!

Светлая, широкая мелодия,        и, как осенние листья,        падают есенинские строки.

Листья падают, листья падают

Стонет ветер,

Протяжен и глух,

Кто же сердце мое порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

Сердцем ощущаем это Есенин. Перед ними открываются высоты поэзии, неспокойный, мечущийся есенинский дух!

Я ли вам не свойский,

Я ли вам не близкий...»

Читая его стихи мы видим ....Есенина. Будто рядом с ним идем по утренней траве и гордимся своим родным краем, слышим всю гамму душевных красок, где есть и радость, и легкая стыдливость, и любовь, и азарт, и восторг, и юмор.

(звучит стихотворение «Отговорила роща золотая».)

Стихи Есенина неразрывно, кровно связаны с поэтическим и музыкальным народным творчеством.

Поэзия Есенина, как и русская песня, является неиссякаемым источником, к которому постоянно обращаются наши композиторы.

Опера Холминова «Анна Снегина», телевизионная постановка «Анны Снегиной» композитора В.Агафонникова, произведения Г.Свиридова, песни Тихона Хренникова, Григория Пономаренко, Геннадия Подольского, Николая Кутузова и Василия Липатова.

Песенное слово Есенина во многих его произведениях и названиях: «Родился с песнями в травном одеяле», «Заиграй, сыграй тальяночка», «Подражание песни», «Поет зима аукает», «Песни, песни, о чем вы кричите..», «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «плачет метель, как цыганская скрипка», «Засосал меня песенный плен». Зиновий Бухаров называл Есенина «Рязанским Лелем»: «Он поет свои песни легко, просто, как поет жаворонок2.

Критика сразу отметила музыкальность и красочность стихов Есенина.

Профессор университета Шанявского, где учился Есенин, Сакулин особо выделил стихотворение «выткался на озере алый свет зари».

2 группа:

Теплом и светом согреты и есенинские картины природы. Он мастер пейзажной лирики.

Нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка – самый любимый образ поэта, и его старый кле «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившиеся в весенний вечер к поэту свои головки.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги.

Природа щедро одарила своего сына. «Всему начало здесь, в краю моем родном».

В первых его стихах – отголоски самых популярных фольклорных жанров – песен, частушек, широко бытовавших в рязанской деревне. Стихи начал писать, подражая частушкам, любил их, сочинял их сам.

Я сидела на песке

У моста высокого

Нету лучшего их стихов

Александра Блокова

Пляшет Брюсов по Тверской

Не мышом, а крысиной

Дядя, дядя, я большой

Сроко стану с лысиной

В нашей церкви зазвонили,

Повезли дружка к венцу

Дай, подружка, сонных капель

Я с досадушки умру.

Я с высокого комоду

Уронила кольцо в воду.

Мне такого не купить

С кем гуляла не забыть.

Из частушечных стилизаций , наиболее интересна

Заиграй, сыграй, тальяночка

Малиновые меха

Выходи встречать к околице,

Красотка, жениха.

Васильками сердце светится,

Горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке

Про синие глаза.

Заиграй, сыграй, тальяночка,

Малиновые меха

Пусть послушает красавица

Прибаски жениха.

(звучит песня «Под окошечком месяц». Композитор Евгений Попов, исполнитель Тульский народный хор).

Интерес у Есенина к частушке большой. В московской газете «голос трудового крестьянства» (1918) поэт опубликовал 107 частушек:

Ах, яблочко,

Цвета милого!

Бьют Деникина,

Бьют Корнилова

Цветочек мой,

Цветочек маковый,

Ты скорее адмирал,

Отколчакивай.

(«Поэмы о великом походе Емельяна Пугачева»).

Большинство его стихотворений удивительно песенные и напевные. Они словно вышли из песни- настолько глубоко впитал в себя музыкальную стихию своего народа.

Новую песню на стихи С.Есенина «Гаснут красные крылья заката..» представляет Вячеслв Кузьмин, учащийся 11 класса.

3 группа.

В стихах Есенина нас покоряет в «песенный плен» удивительная гармония чувств и слова, мысли, образы.

Лирический чествованием проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой... (свое музыкальное оформление стихотворения «Пускай ты выпита другим..» предъявляют учащиеся 11 класса).

Песенность – эмоциональная основа стиха С.Есенина. Образный строй настолько близок песенным истокам, что отдельные произведения наполняют народные мелодии. Например, «Хороша была Танюша, краше не было в селе», а стихотворение «Вечер черные брови насупил» напоминают мелодию  «Тройки» («Что так жадно глядишь на дорогу».)

Судьба Есенина – это судьба Россия. «Россия кричала в нем, кричала им и через него, по словам Е.Винокурова.

Вашему вниманию новая песня... «В этом мире я только прохожий...» (исполняют учащиеся 11 класса).

Поэзия Есенина завораживает своей мелодичностью. Есенин добывается музыкальности стиха различными средствами.

В стихотворение «Ночь»:

Тихо дремлет река,

Темный бор не шумит,

Соловей не поет,

И Дергач не кричит

Плавно текущий ритм, нежная мелодия наполняет серенаду.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река,

Серебрится ручей,

Серебрится трава

Орошенных степей.

Неоднократное употребление глагола «Серебрится» создает впечатление «лунной музыки»:

Ночь. Вокруг тишина

В природе все спит

Свои блеском луна

Все вокруг серебрит.

Для презентации нашей пластинки предлагаю прослушать песню «Ночь», музыка преподавателя литературы (звучит песня).

- Слышали ли вы эту мелодию?

 - Какое впечатление оставляют стихотворение, положенные на музыку?

 - Передает ли музыка то, что хотел сказать поэт словом?

 - Ваше мнение о новой песне? Песнях?

 - Удачно ли проведена презентация?

Отзыв учащихся

Федосова И.

Есенин добрый спутник моей жизни. Я люблю его, его песенные стихи, люблю за то, что в его поэзии, прекрасной и многоликой, как  сама жизнь, я обрела для себя очень важное и сокровенное – умение любить и уважать свою Родину.

Очень тронута тем, что мои одноклассники и Людмила Александровна дали нам возможность услышать новую запись на пластинку новых песен в их музыкальном сопровождении, а мы, присутствовавшие здесь, были ее участниками, как бы соавторами. Презентация пластинки состоялась, нам понравилось.

Алексеева Ю.

Мелодия к стихотворению мне понравилась, музыка подчеркивает «песенность» есенинского слова, она мелодична, проникает в сердце. Я бы приобрела эту, именно эту пластинку.

Базарова Дарима

Песня «Ночь» проникнута тонким лиризмом, задушевностью, теплотой, мне тоже хочется петь. Музыка помогает глубже понять то, что хотел сказать автор в своем стихотворении, то есть нарисовать в своем воображении лунную ночь., почувствовать ее своим сердцем и душой. Песня всем понравилась. Спасибо.

Отзывы учащихся о презентации.

Я считаю, что всем понравились новые песни, которые нам предъявили наши учащиеся и Людмила Александровна. Особо хочу выделить «Ночь», «В этом мире я только прохожий», частушки поэта в исполнении группы наших девочек.

Белоусов Д.

Понравилось оформление урока, интересное, разнообразное. Любимые есенинские березы в кабинет №7 дополняют эту картину. Считаю, что презентация новой пластинки состоялась.

Доржиев Агван.

Урок интересный, музыкальный, и все творчество Есенина пронизано лиризмом, песенностью. При этом отдельные стихотворения воплощены в музыке несколькими композиторами: «Береза» - семнадцатью, «Не жалею, не зову, не плачу» и «С добрым утром» - десятью.

27 произведений написал Георгий Свиридов. Ему принадлежат вокально –симфоническая поэма «Памяти С.Есенина», написанная на стихи «Край ты мой заброшенный», «Поет зима аукает», «В том краю», «молотьба», «Небо – колокол», «Крестьянские ребята».

Народный поэт Есенин – наш живой современник. Стихи Есенина кровно близки к нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные , самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего века.

Только человек, душа которого светла и чиста, как родник, а сердце полно неисчерпаемой любви и милосердия по всему живому в мире мог так выразить свое чувство Родины в русском Слове. Человек будущего так же будет читать и петь Есенина, как его читают и поют люди сегодня……

…….в них молодая кровь живой поэзии.

……………Я счастлив

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

И вихорь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.

Благодарные потомки помнят и чтут имя Великого поэта России.

Молодая поэтесса Батурина написала замечательные строки о нем, но посвящает их Вам, Вашей юности…

Я хочу быть такой, как Есенин!

Так хочу, как Есенин любить.

Быть хочу, как Есенин весенний

Жизнь свою, как Есенин, прожить.

Заканчивая эту приятную встречу, я предлагаю спеть всем вместе песню «Клен ты, мой опавший», а учителя помочь нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)Провели урок учитель, библиотекарь. Задачи: образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;развивающая: ра...

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Контрольная работа Разработка проекта урока литературы в XI классе по теме «Жизнь и творчество С.Есенина» «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою» С.Есенин

О Сергее Есенине, который живёт в нашей памяти как яркая звезда начала XX столетия-  серебряного века русской поэзии. Он появился на свет как будто в пору завершения золотой осени, на грани с неп...

Сценарий концерта песен из репертуара группы "The Beatles"

Концерт был посвящен 55летнему юбилею группы “The Beatles”.Изучать английский язык по песням не только эффективно, но и интересно. Пение на английском увеличивает словарный запас, улучшает восприятие ...

Внеклассное мероприятие во 2 классе (1 вид) по теме: « Русская природа в стихах Сергея Есенина».

Знакомство учащихся с творчеством С.А. Есенина,  его стихотворениями о природе, его биографией.Чтение стихотворений....

Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)

Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока:  • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...