Цветные стихи С.Есенина. Литература 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Оргкомитет. На конкурс
МБОУ СОШ с.Карлыханово
Конспект урока по литературе в 5 классе
«Цветные» стихи С.Есенина
Выполнила:
Цыпышева Валентина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2015г.
Урок литературы в 5 классе
«Цветные» стихи С.Есенина
Цель: показать красоту, напевность, задушевность и цветовую палитру
поэзии С.А. Есенина.
Задачи:
Образовательные: познакомить с биографией поэта; систематизировать знания о творчестве С.А. Есенина; сформировать представление о красоте Есенинского стиха; Развивающие: развивать речь, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие стихов С.А. Есенина через звук и цвет; развивать у детей воображение; формировать умения анализировать звучащую речь; формировать опыт работы с книгой; развивать речь, мышление, воображение;
Воспитывающие: учить видеть красоту окружающей природы, прививать любовь к ней; воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, группах.
Метапредметные
Познавательные:
Умение: умение воспринимать и анализировать художественный текст; перерабатывать полученную информацию; давать оценку своим действиям; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
Умение: умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.
Коммуникативные
Умение: умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Предметные
Умение: выразительно читать стихи; работать с книгой, из общего выделять главное.
Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Оборудование:
- сборники стихов С.А. Есенина по одному на парту;
- компьютер;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- Набор для художника (акварельные краски, баночка с водой, кисть)
- Заготовки ромашек;
- карточки со стихами (приложение 2).
Ресурсы:
- презентация по биографии (Приложение 3);
- музыка (приложение 1);
План урока:
- Актуализация знаний.
«Какой чистый и какой русский поэт».
(М.Горький)
Звучит музыка. Приложение 1.
Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив: «Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи – Я нисколько не чувствую боли...» А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу. На уроке мы поговорим о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь, познакомимся с его творчеством, и даже нарисуем его «цветные» стихи.
Запишите дату, тему. Начертите в тетради таблицу и заполните ее первую колонку. Вторую колонку вы заполните в конце урока.
Слайд 1.
Что я знаю о Есенине (раньше) | Что нового я узнал о Есенине (сегодня) |
1 2 3 4 5 … |
2. Беседа по теме. Биография поэта.
Слайд 2, 3,4. Звучит музыка (приложение 3)
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Констатиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.
Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками.
Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чём писал стихи? ( В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.)
Слайд 3
Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»?
Слайд 5
Слова: «Родина», «мама», «семья», «дом», «природа», «любовь», «забота», «Отечество», «Россия»
- Чувство Родины основное в моём творчестве, - писал Сергей Есенин.
Какой же видел и как любил свою Родину Сергей Есенин? Сейчас мы об этом узнаем.
3. Работа в группах.
а) определение цветовой гаммы стихов Есенина.
Ученики читают стихотворения:
«Береза»
«Я покинул родимый дом»
«Вот оно, глупое счастье…»
«С добрым утром!»
Ученики делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает ромашку.
- Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся ещё раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.
Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет. (Под музыку учащиеся в группах раскрашивают лепестки ромашек.)
- Поговорите с ромашкой. Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.
Белый цвет:
«Белая берёза под моим окном…»
Голубой цвет:
«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…»
Синий цвет:
«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…»
Зелёный цвет:
«Шелестят зелёные серёжки..»
Красный, малиновый:
«По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат…»
Жёлтый, золотой:
«Задремали звёзды золотые…»
Серебристый цвет:
«И горят серебряные росы…».
- Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина.
(Собираются ромашки и вывешиваются на зелёное поле - доску.)
б) Мы поэты
- А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно.
Группы получают карточки с четверостишиями (приложение 2), где пропущены прилагательные, обозначающие цвет. Дети вставляют и обосновывают вслух свой выбор.
(Синее) небо, цветная радуга,
Тянется дым у (малиновых) сёл,
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С (красною) глиной и сучьями ив,
Грезит над озером (рыжий) овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос.
Закружилась листва (золотая)
В (розоватой) воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
(Синий) май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в (белой) накидке.
(Синий) туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный (Жёлтый) свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
Гаснут (красные) крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя (белая) хата,
Что опять мы остались одни.
в) букет из любимых цветов Есенина
- Стихи Сергея Есенина наполнены особым ароматом. Букет из каких цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите строчками из стихотворений. (При затруднении учитель подсказывает нужные стихи из сборника.)
Слайд 6
Черёмуха…
«Черёмуха душистая
С весною расцвела…»
Ромашка…
«Пахнет ромашкой и мёдом от ос…»
Ландыши…
«Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил…»
Яблоня…
«Словно яблоневый цвет, седина
У отца пролилась в бороде…»
Колокольчик…
«Ах, колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил…»
Василёк…
«И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки».
- Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Я, думаю, он бы очень понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений Сергея Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.
4. Рефлексия. Творческая работа.
-А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.
- Давайте попробуем вместе написать стихотворение о Есенине, используя рифмы:
Поэт – свет, малиновый – рябиновый, душа – спеша, любовь – кровь.
5. Итог урока.
- Какие чувства, мысли пробудил в вас урок?
-Что узнали нового из урока?
- Чем вы можете поделиться с друзьями?
В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за работу. И я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни откроете томик стихов Есенина.
А теперь заполните вторую колонку таблицы, которую мы начали заполнять в начале урока, и напишите, что нового вы узнали сегодня о Есение.
6. Домашнее задание:
Творческая работа: нарисуйте свой любимый стих Есенина акварельными красками на листе А4.
Приложение2
……….. небо, цветная радуга,
Тянется дым у …………… сёл,
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С (красною) глиной и сучьями ив,
Грезит над озером ……. овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос.
Закружилась листва ............
В ……….… воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
……….. май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черёмуха в ………..накидке.
………… туман. Снеговое раздолье,
Тонкий лимонный ………. свет.
Сердцу приятно с тихой болью
Что-нибудь вспомнить из ранних лет.
Гаснут …………. крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя ………… хата,
Что опять мы остались одни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)Провели урок учитель, библиотекарь. Задачи: образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;развивающая: ра...
Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина
Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Внеклассное мероприятие во 2 классе (1 вид) по теме: « Русская природа в стихах Сергея Есенина».
Знакомство учащихся с творчеством С.А. Есенина, его стихотворениями о природе, его биографией.Чтение стихотворений....
Музыка стихов Сергея Есенина
Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, а поэзия – это Вселенная души человечества. Непрерывно нарождают...
УРОК –КОНЦЕРТ «Песенное есенинское слово...» (Презентация новой пластинки на стихи С.Есенина)
Народный поэт С.Есенин, который и «на этой земле угрюмой счастлив тем, что здесь дышал и жил».«Десятилетие, в которое уложился его творческий путь (1915 -1925), было эпохой великих б...
Неологизмы в стихах Сергея Есенина (раздаточный материал)
Раздаточный материал для использования в проведении уроков по творчеству Сергея Есенина....