ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)

Провели урок учитель, библиотекарь.

 Задачи:

образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;

развивающая: расширить знания о жизни и творчестве С.А.Есенина, формировать  интерес к предмету, развивать творческие способности учащихся;

воспитывающая: любовь к родному краю, к литературе, искусству.

На уроке использовалось оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация, пейзажи русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений на тему природы, книжная выставка,  романс “Не жалею, не зову, не плачу”

Стихи поэта призывают нас любить и оберегать родную природу. Наша природа полна прелести, трогает и волнует каждого из нас. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rus_yaz.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Открытый урок

«Стихи С.Есенина на уроках русского языка»

Цель: познакомить учащихся с понятием «текст», повторить основные сведения об изобразительных средствах языка на примере лирики Есенина.

 Задачи:

образовательная: выработать навыки выразительного чтения стихотворений;

развивающая: расширить знания о жизни и творчестве С.А.Есенина, формировать  интерес к предмету, развивать творческие способности учащихся;

воспитательная: помочь детям почувствовать в духовном облике поэзии сердечность, душевную неуспокоенность, глубокую человечность, привить чувство любви к природе родного края, ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии Есенина; показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта.

Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация, пейзажи русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений на тему природы, книжная выставка,  романс “Не жалею, не зову, не плачу”, П.И. Чайковский “Времена года”, “Октябрь”.

Опережающее домашнее задание: выучить наизусть любимое стихотворение поэта и к нему выполнить рисунок.

Ход урока

  1. Вступление (на фоне музыки) Слайд – 1 

           Чтец:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)

                Чтец:

И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем.

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)

               Чтец:

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножки рад поцеловать.

(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)

               Чтец:

Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)

Учитель:

- Что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг”? (ответы учащихся)

Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы.

2.      Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, что такое текст, а также обратимся к стихам великого русского поэта - Сергея Александровича Есенина, в которых он воспевает родные просторы. Нам откроется истинный русский поэт, беззаветно влюбленный в отчую землю, в ее природу. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.

3.      Презентация, рассказы детей из биографии Есенина (Дети участвовали в библиотечном уроке ко дню рождения С.А.Есенина) Слайд – 2, 3, 4

Поэту приходилось много странствовать, поэтому он очень скучал по своей родине.

Запишите предложение для синтаксического разбора:

«Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь»

- Можно ли назвать это предложение текстом? (Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств, и расположенных в определенной последовательности. Текст может иметь заглавие)

- Итак, записанное предложение еще нельзя считать текстом. Посмотрим, как из восьми предложений поэт создает необыкновенно лиричный, пронизанный щемящей тоскою о покинутой родине, текст:

(Тексты у всех на столе)

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

От того, что тот старый клен

Головой на меня похож.

- Семнадцатилетним юношей Есенин оставил родительский дом в селе Константиново, держа путь на Москву, но навсегда, где бы ни жил он, поэт сохранил светлые воспоминания о днях, проведенных под отчим кровом.

Возвращался в «низкий дом с голубыми ставнями», на знакомую деревенскую улицу.

Запишем в тетради и проанализируем строки: Слайд – 5

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом.

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

- Записанное вами – текст? Чем отличается текст от предложения, от нескольких предложений?

- Этот текст – описание, рассуждение, повествование?

- Чем описание отличается от рассуждения и повествования? ( Поэты и писатели чаще всего при описании используют специальные изобразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогают делать речь более выразительной, живой и образной.)

- Найдите в этом отрывке слова, придающие особую выразительность стихам  (Проводов голубая солома)

- Кто помнит, как называется этот прием? (Метафора)

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства (по цвету, форме, объему, назначению) 

Стихи с метафорами

   

    О Русь -- малиновое поле

    И синь, упавшая в реку, --
    Люблю до радости и боли
    Твою озерную тоску...

         Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Седины пасмурного дня

Плывут всклокоченные мимо,

И грусть вечерняя меня

Волнует непреодолимо.

Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен "на одной ноге", стерегущий "голубую Русь". Слайд – 6

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии.

-А какому замечательному стилистическому приему обязаны все эти превращения в художественных произведениях? (Олицетворению)

(Олицетворение – это наделение неживых предметов разнообразными чувствами, мыслями, поступками, речью) Слайд- 7 

4.    Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения С.Есенина.

    (Выбрать примеры олицетворения)

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"

 - Как могут связываться предложения в тексте?

- Предложения в тексте связываются повторением одного и того же слова, заменой существительного местоимением, с помощью однокоренных слов, синонимами и другими средствами. 

- Есенин никогда не был в Персии, но в 1924-1925г.г. он приезжал на Кавказ, где написал цикл лирических стихотворений - "Персидские мотивы". Одно стихотворение из этого цикла перед нами

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи -
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Тема родины и тема природы в лирике Есенина неразделимы. Красива есенинская природа во все времена года. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится в стихах поэта. Человек и природа у Есенина находятся в полной гармонии. Своё состояние души поэт передаёт через картины природы.

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природа - одна из особенностей есенинской лирики. Слайд – 8

Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает  по коре,
Под нею зелень пряная  сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей.
 


При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты?
(Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)

– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.

5.  Индивидуальная исследовательская работа.

А сейчас обратимся к есенинскому художественному миру и постараемся еще раз услышать и почувствовать плавность и мелодичность его стихов.

Многие стихотворения С.А. Есенина переложены на музыку. Послушайте романс « Не жалею, не зову, не плачу»…

(Картины родной природы – слайды 9)

Слайд – 10

6.  Итог урока. 

Стихи поэта призывают нас любить и оберегать родную природу. Наша природа полна прелести, трогает и волнует каждого из нас. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием.

Сегодня на уроке мы попытались понять, как в устах великого поэта самое обычное на первый взгляд слово обретает красоту и великолепие, как из нескольких небольших предложений возникает текст – не просто «два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически», а яркая, запоминающаяся картина, поэтический образ.

Надеюсь, что тексты сочинений миниатюр, которые вы создадите, будут написаны с такой же любовью к родной земле. А темой вашей творческой работы будет строка из есенинского стихотворения: «Мой край, задумчивый и нежный…»

ОБРАЗЕЦ

«Мой край, задумчивый и нежный» - эти строки могут быть написаны и о моем крае, таком красивом и таком любимом. Мой Семенов – это не только город, а часть всей нашей русской природы. Я люблю свой родной край. Особенно мне нравится Керженец, прибрежный лес на том берегу, нежная зеленая трава, свежий и чистый воздух. Мне нравится бродить по тихому сонному лесу, лежать на мягкой душистой траве, смотреть в чистое высокое небо, слушать, как шумят верхушки деревьев.

Пусть наша природа не такая яркая, как южная, но она завораживает своей нежностью, спокойствием, красотой. Какое чудо, что есть на свете «мой задумчивый и нежный край»!

7.   Задание на дом: 

Написать мини-сочинение на тему “Мой край, задумчивый и нежный…»

Дополнительное задание

                                                                      Тест

по произведениям С. Есенина.

Задание 1.

Определите художественное средство выразительности, которое поэт использует в данном примере для создания образа природы:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

  1. эпитет
  2. метафора
  3. сравнение

Задание 2.

Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

  1. Гаснут красные крылья заката
  2. Вечер, как сажа, льется в окно
  3. Алый свет зари
  4. Поёт зима – аукает

А)        олицетворение

Б)        метафора

В)        эпитет

Г)        сравнение

Задание 3.

Определите стихотворный размер приведенного отрывка:

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

  1. Ямб
  2. Хорей

 

Сергеева Ирина Анатольевна

МОУ Шалдежинская основная общеобразовательная школа

Учитель русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Презентация к уроку русского языка "Односоставные предложения в лирике С.Есенина"

В данной презентации на примере лирики С.А.Есенина рассматриваются различные виды односотавных предложений....

Урок русского языка на тему "Своеобразие поэзии С.Есенина"

Задача урока-ввести учащихся в ясный и своеобразный мир поэзии С.А. Есенина, показать глубокое чувство родной природы и Родины в стихотворениях поэта....

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

конспект урока русского языка в 6 классе "Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна..." (С. Есенин)

Урок русского языка в 6 классе по развитию речи "Описание природы" "Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна..." (С. Есенин)...

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....