Статья "Баба-Яга добрая или злая?Амбивалентность образа"
статья по литературе
В статье рассматриваются различные теории происхождения образа Бабы -Яги и ее имени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baba-yaga_dobraya_ili_zlaya.ambivalentnost_obraza.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Баба-Яга добрая или злая?Амбивалентность образа
Споры вокруг того, откуда же произошло имя и сам образ, ведутся до сих пор.
Исследователей, которые занимаются изучением образа Бабы –Яги, ее ролью и функциями, условно можно разделить на 2 группы:
1. сторонники ее славянского (классического) происхождения;
2. сторонники неклассического ( неславянского) происхождения.
Сторонники неклассической теории, а это А.Захаров, С. Коневский, Д.Лаушкин, Н.Новиков, Н.Шапарова, утверждают, что своим появлением персонаж обязан результату многовекового заимствования и взаимодействия славянских и других культур.
Например, Ю.С.Степанов сводит Ягу с божествами - Янусом и Ямой на основе семантики имен. Это семантическая ситуация, которая с логико -философской точки зрения называется ситуацией "семейных сходств". Что касается происхождения имени, то сторонники неклассической теории возводят его и к тюркскому языку (бабой), и к санскриту (ягья - жертвоприношение, ба-вода, ahi- Змей). Корни также находят в Индии.
Лаушкин рассматривая образ БЯ, замечает, что Яга обладает костяной ногой, то есть ногой мертвеца или скелета. Но одна нога приобретала со временем разные эпитеты, она была и деревянная, и железная, и костяная. Поэтому одноногость считает первичным признаком, а костеногость - вторичным. Тем самым БЯ сближаться с другими божествами, которые так или иначе связаны со змеей [5,184].
Ученые, представляющие первую группу: В. Балушок, Р.Бекер, Л.Виноградова, Е.Левкиевская, Т.Листова, М.Мирончиков, Т.Топорков, и крупнейший специалист в области славянского фольклора В.Пропп. Они сходятся во мнении, что одним из важнейших аспектов является принадлежности Бабы –Яги одновременно к миру живых и миру мертвых. В.Пропп отмечает, что появление ее связано, прежде всего, с древним обрядом инициации. Яга - богиня инициации, которая в чаще леса проводила обряд над неофитами. Так как считалось, что неофит должен обязательно умереть, чтобы воскреснуть, то и богиня воспринималась, как связанная со смертью, как бы через убийство - инициацию. Возможно, для женщин, детей которых подвергали столь жестоким испытаниям, этот обряд был страшен, поэтому со временем богиня инициации стала восприниматься как похитительница детей. Так возник один из типов Яги, выделенный Проппом: Яга -похитительница, она же людоедка.
В.Пропп считает, что древнейшая форма Яги - животный облик, что Яга обладает антропоморфными чертами - костяной ногой, так как она присуща не животным, а скорее человеку, то является переходным явлением. Яга, как правило, летает подобно змею, ящуру. К.Д. Лаушкин отмечает, что, скорее всего, культ змей, как существ соотносимых с потусторонним миром, начался уже в палеолите. Возможным отголоском представлений о таком божестве могут считаться верования некоторых крестьян России, в которых представлен образ огромной лесной белой змеи, которая властна над животными и может наделить всеведением.
Как мы знаем, к Яге герои приходят за знанием, так же как богиня инициации наделяла мудростью жизни неофитов. О.А.Черепанова говорит о том, что изначально это пресмыкающееся не называли «змеей», а возникло оно как табу по связи со словом «земля» - «ползающая по земле». Исследовательница предполагает, что исконным, но пока неустановленным названием змеи было «яга»[6,255]. Считалось, что змеи от сатаны, поэтому живут они под землей. Поверьях южных славян змея связана с водой, считается, что вода из источника, в котором живет змея -целебная. А как мы знаем, Баба -Яга обладает знанием о «живой» воде. Так же, у южных славян царем змей считалась носатая гадюка, возможно поэтому в сказках у Бабы -Яги отличительной чертой является длинный нос. Возможно и слепота у Яги от змей. По словам А.В.Гура, у славян особо опасными считались слепые змеи, обретающие зрение лишь в определенный праздник, например Иванов день, и тогда они могли убивать. Возможно, Яга слепая именно потому, что если она будет видеть, то сразу будет убивать[2,321]. Однако это не значит, что Баба -Яга из среднего мира, связанная с низшим, обязательно происходит от дьявола. Богиня смерти она как бы через «убийство».
Мы поддерживаем классическую теорию, но нам представляется правомерной несколько иная трактовка образа. Нам кажется, что пропповская БЯ по ряду параметров соотносима со славянской богиней Макошью. Они имеют как черты амбивалентные, так и связываются общими функциями, в том числе ролью в процессе инициации.
Идол Макоши стоял на Подоле в Киеве. Макошь в славянской мифологии была богиней плодородия, в том числе и женского, и судьбы. Баба -Яга же в свою очередь, как бы устраивает судьбу героев, помогает после того, как они пройдут испытания. Она помогает освободиться от мачехи, найти дорогу к невесте и так далее. Б.Рыбаков имя Макоши толкует как "мать счастья" [8,383].
Символом Макоши была пряжа, а Баба - Яга часто в сказках прядет, тем самым как бы творя судьбу героев. В.В.Иванов и В.Н.Топоров возводят имя Макоши к *mokos, что значит прядение. Этим признаком они соотносятся с богинями – мойрами[4,82]. С развитием олимпийской мифологии распространяется миф о мойрах -3 -х сестрах. Славянская композиция возможно так же была трехчастной. Б.А.Рыбаков отмечает, что образ Великой Матери, Прародительницы Мира на Руси выразился в культе Макоши, который в свою очередь развился из культа богинь "рожаниц", покровительствующих урожайности и рождаемости. Т.Г. Барышникова его поддерживает и считает, что Макошь имела изначально антропоморфный облик. Ее предшественницами были более древние богини - рожаницы, имеющие зооморфный облик -оленей, мифы о которых мы можем найти у сибирских охотников. Б.А.Рыбаков отмечает, что славянские рожаницы носили имена Лада - мать и Леля -дочь и изображались вместе с Макошью в трехчастной композиции. Можно предположить, что Макошь в таком случае соответствовала мойре Лахесис, а Лада и Леля воплощали собой богинь "Долю" и "Недолю". Отсюда возможно появились три сестры Яги, герой идет от младшей к старшей, от рожаниц к Макоши; они плетут его судьбу.
Подтверждением тому, что Макошь не только богиня, но и магичка, служит расшифровка надписи на древнем камне. В.А.Чудинов читает ее как "ЧАЙ ЧЕЛО КАМОНЕ, НЪ И ТЕЛО ИИ МАГУЖЕНО". Он предполагает, что речь идет именно о Макоши, имя которой читается как Магужь. Исследователь предполагает, что в таком виде имя богини восходит к той же основе, что и "маг" и интерпретируется как женская ипостась -"магиня"[9,153].
Одним из символов Макоши являются пауки и паутина, они как бы ее слуги, которые помогают плести Нити Судьбы. Поэтому в сказках у Бабы -Яги часто в доме есть паутина.
Зверем Макоши был кот, как у Бабы - Яги. Кот считается не только символом дома, уюта и благополучия. Кот Баюн частый герой в сказках, он своим голосом отпугивает духов. Черные коты считались спутниками колдунов и ведьм, потому у Бабы -Яги в доме всегда есть кот. Считалось, что Макошь тоже обладает магией, а потому ее символ - кот. Но самое главное для нас то, что кошки часто представляют нечистую силу, они способны видеть ее; они являются проводниками в потусторонний мир. Мы увидели, что Яга и Макошь связаны между собой, Яга охраняет границу между 2 мирами и у нее есть проводник в тот мир, значит и Макошь была связана с ним.
Также, В.В.Иванов и В.Н.Топоров имя богини связывают с корнем "мокрый", "мокнуть". Баба - Яга, в свою очередь, знает, где находится живительная вода. Считалось, что Макошь живет на дне колодцев, где почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром.
Макошь считалась покровительницей женских рукоделий. Если мы вспомним фольклорные сказки, то в некоторых из них, например, в "Хозяйке березовой рощи", увидим, что Василиса выполняла работу, которую должна уметь выполнять каждая женщина: стирала, гладила, перебирала шелуху. В других сказках, героине часто приходится выполнять работу, связанную с рукоделием: прясть, вышивать, ткать. Таким образом, она, как и Макошь, покровительствует рукоделиям. Она передает свои знания будущим женщинам, принцессам.
Макошь изображалась с большой головой, длинными руками и распущенными волосами, то есть довольно безобразной, как и Баба -Яга. Она всегда изображается с распущенными волосами и часто с длинными руками.
Итак, мы видим, что в Яге явно прослеживаются черты Макоши.
Возможно, когда Макошь утратила свой стержень в качестве прародительницы, производительницы, и эта функция перешла к Богу Роду, то ее культ стал угасать. Утратив свою значимость как Матери Земли, Макошь опустилась на землю и стала чисто женской богиней, покровительницей женских дел, жрицей, ведающей женской магией, богиней, выполняющей воспитательные функции, а также богиней -инициации. В этот период мир перестал представляться плоским, и разделился на три части: верхний (небесный), средний (бытовой, земной),нижний (подземно - подводный). На данном этапе она соединилась с Ягой. В результате чего, образ богини Макоши и пропповской Бабы -Яги, представляющей собой богиню инициации, наложились друг на друга. Г.Т.Барышникова считает, что "Яга" созвучно "Ящуру", который жил в подземном мире[1,100]. Таким образом, мы можем объяснить, откуда взялись те или иные черты знакомой нам Бабы -Яги. И ее доброта, и миф о похищении, и связь со смертью.
Мы вполне можем предположить, что Г.Т.Барышникова не зря соотносит Ягу с Ящером и подземным миром. Скорее всего, костяная нога Яги -это переход от змеиного хвоста к человеческим ногам.
Поэтому нам кажется, что вторая часть имени «Яга» имеет именно змеиное происхождение. Что касается первой части «баба», то нам представляется правильным трактовать его в соответствии с теорией В.Проппа, о богине иницииации. «Баба» - охранительница рода, то есть та, кто проводит обряд и «выпекает» сильных мужчин для сохранения рода во всех смыслах. Согласно словарю Даля, "баба" - это "женщина, старшая в роде, семье; замужняя женщина; старшая по возрасту, опыту; родоначальница" [3].
Список литературы
- Барышникова Г.Т. Амбивалентные образы славянского пантеона: дис. канд. культурологи / Г.Т. Барышникова. – М.: ГУУ, 1999.
- Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции / А.В. Гура. – М.: Индрик, 1997.
- Даль В.И. Словарь живого великорусского языка / В.И.Даль. - М., 1994.
- Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы / В.В.Иванов, В.Н. Топоров. – М., 1965.
- Лаушкин К.Д. Баба-Яга и одноногие боги (к вопросу о происхождении образа) / К.Д. Лаушкин // Фольклор и этнография. – Л.: Наука, 1970. С.181-186.
- Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / (Сост. и автор комментариев О. А. Черепанова. – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 2-е изд. / В.Я. Пропп. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. - М.: Наука, 1981.
- Чудинов В.А. Вариант интерпретации надписей на уклейнском и валаамском камнях / В.А. Чудинов // Мифы и магия индоевропейцев. М., 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добрым быть совсем, совсем не просто..." (Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
Методическая разработка урока литературы в 6 классе....
Урок литературы в 7 классе. Сотвори в душе добро. (образы праведников в неправедном мире в произведениях А.Платонова, А.Солженицына)
На уроке обсуждается тема праведничества в литературе на примере двух произведений школьной программы....
К добру стремленье – подвигу подобно… Образ «тургеневской» девушки (по повести И.С. Тургенева «Ася»).
План урока по литературе...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Урок музыки в 7 классе «Образ добра и зла»
урок музыки в 7классе по программе Е.Критской. На примере увертюры-фантазии П.И.Чайковского "Ромео и Джульетта" попытаться сформировать понятия об образе Добра(тема любви) и Зла((тема вражды) в музыке...
Конспект урока родной литературы "Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка".
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка....