"Добрым быть совсем, совсем не просто..." (Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
методическая разработка (литература, 6 класс) на тему
Методическая разработка урока литературы в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.33 МБ |
конспект урока | 34 КБ |
сообщение | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.Г. Распутин «Там мне ничего не пришлось выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Г лавный герой рассказа ( Михаил Егоров) кадр из фильма Е. Ташкова
Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Распутина "УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО"
Лидия Михайловна ( актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
Лидия Михайловна ( актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова
В.Г. Распутин Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
.
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе.
Добрым быть совсем, совсем не просто…
(Образ Лидии Михайловны
в рассказе Распутина «Уроки французского»).
Цель:
- Образовательная – выяснить, какие уроки несёт рассказ, раскрыть духовные ценности;
- Развивающая – формирование умения анализировать художественный текст, развитие коммуникативных навыков и культуры речи;
- Воспитательная – подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий добра, отзывчивости.
Задача:
научить элементам анализа эпизодов текста.
Форма урока:
урок-размышление. Наиболее целесообразно данную задачу решить на примере раскрытия образа Лидии Михайловны.
Виды деятельности:
Чтение, слушание, сообщение, анализ, обобщение.
Методы:
- Словесный (слово учителя);
- Репродуктивный (беседа по рассказу);
- Наглядно-иллюстративный (слайды мультимедиа, фрагмент фильма);
- Частично-поисковый (нахождение эпизодов в тексте);
- Практический (чтение текста, работа с аппаратом учебника).
Организация деятельности учащихся:
- Коллективная (нахождение эпизодов);
- Индивидуальная (сообщение);
- Фронтальная (начало урока).
Для эффективности, лучшего восприятия использовались технические средства.
Ход урока.
(слайд 1)
Вступительное слово учителя.
Мы с вами прочитали рассказ Распутина «Уроки французского», он автобиографичен. Что это означает?
(слайд 2).
Давайте вспомним, что мы знаем о главном герое рассказа.
(слайд 3).
(работа по вопросам учебника: №3и №5 стр.196)
О ком же мы сегодня будем говорить на уроке?
Наша цель на уроке?
(раскрыть образ Лидии Михайловны)
(слайд 4).
Как мы это будем делать?
(анализируя эпизоды рассказа)
Чтобы раскрыть образ героя существуют специальные приёмы, которые помогают нам в этом. К чему мы обращаемся при характеристике героя? На какие вопросы мы должны сегодня ответить, чтобы сложился образ Лидии Михайловны?
(Памятка 10 стр. 260).
(слайд 5).
Работа с текстом:
- Что мы знаем о Лидии Михайловне?
- Чьими глазами мы видим учительницу (мальчика или автора)?
- Какой видит мальчик Лидию Михайловну?
(слайд 6).
- Обратимся к описанию интерьера, квартиры Лидии Михайловны.
(усиливает, дополняет описание внешности, необычности, красоты).
- Как Лидия Михайловна ведёт беседу с учениками, с мальчиком? Выделите главные слова, которые её характеризуют.
(слайд 7).
- Зачем автор говорит о директоре? Найдите эпизод, где директор разбирается с провинившимся учеником. С какой целью автор так говорит о директоре?
Как называется такой приём?
(словарик стр. 266).
(слайд 8).
- Какие поступки говорят о щедрости души учительницы, о её доброте?
- Почему решилась на игру с учеником?
(Игра «в пристенок» – фрагмент фильма)
- Финальная сцена с директором.
(чтение по ролям).
Что главное в поведении Лидии Михайловны? Как она себя ведёт? Выделите ключевые слова. Как это её характеризует? Как директор реагирует на увиденное? Как он говорит о мальчике? Почему?
- Почему Лидия Михайловна не объяснила всё директору? Не сказала, почему стала играть?
- Стр. 198 – найдите слова Распутина о том, какая должна быть доброта.
Вывод:
Какой мы видим Лидию Михайловну?
Какой урок кроме французского дала она своему ученику?
(слайд 9, 10).
Прототип Лидии Михайловны (сообщение).
(слайд 11,12).
Домашнее задание: вопрос 12, 13, 14 (на выбор) по учебнику О.В.Кубасовой.
Предварительный просмотр:
Прототип образа учительницы.
Лидия Михайловна Молокова родилась в Москве. Мама работала на швейной фабрике, отец – инженер-геолог. Летом 1941 года семья уехала в Забайкалье. Начало войны застало их на станции Тайга. Пришлось им остаться в Сибири. После окончания школы в Сретенске девушка поехала за высшим образованием в Иркутск, по распределению попала в 1951 году в далекий глухой поселок Усть-Уда в Иркутской области.
После смерти мужа она с двумя маленькими дочками в 1963 году переехала из Иркутска к своей маме в Саранск, где в местном университете оказалась свободная должность преподавателя французского языка. От университета Молокова ездила преподавать русский язык на базе французского в Камбоджу и Алжир. В Камбодже ее наградили правительственной медалью, которую впервые в этой стране вручили женщине. В Алжире она преподавала русский в школе военных кадетов. За время работы за границей она прославилась строгим поведением и дипломатичностью.
В 1975 году ее пригласили преподавать русский язык в Сорбонну на два года.
Именно в парижском книжном магазине Лидия Михайловна и купила книгу Распутина.
Она признавалась себе, что не все ей нравится в своем образе. И голос у нее другой, не такой, как у героини. И нос иной формы. И патефона у нее никогда не было. И в деньги она никогда бы не стала играть с учеником… Это непедагогично. Но когда много лет спустя Валентин Распутин в одном из интервью сказал о прототипе своей героини: «Не играла она в деньги, не было этого, но по ее характеру можно было предположить, что она пошла бы на это…» – она согласилась с ним.
И каждый раз, сопоставляя свой характер и характер героини, говорила: «Это все-таки не я, это собирательный образ». Об этом она писала и в письмах Распутину. А тот однажды ответил: «От макарон-то не отказывайтесь!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по духовно-нравственному воспитанию по программе Л.С.Шевченко "Добрый мир" - "Добрым быть совсем не просто"
ЗАДАЧИ:- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.-Формировать в детях главные качества характера: волю, трудолюбие, выносливость. Научить доброте и стремлению к душевной чистоте...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО »
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ« ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО » ЦЕЛЬ: Развитие нравственных качеств Обобщить понят...
Интегрированное занятие с элементами тренинга "Добрым быть совсем не просто"
Занятие способствует формированию у воспитанников представление о добре и зле, о добрых поступках; развивает умение правильно оценить себя и других; воспитывает у детей отзывчивость, щедрость, доброту...
КТД "Добрым быть совсем непросто"
Коллективно- творческое дело " Добрым быть совсем непросто"...
Добрым быть совсем не просто. Классный час.
Классный час посвящен Дню народного единства....
«Добрым быть совсем не сложно». Коррекционное занятие с воспитанниками младшего школьного возраста.
Конспект коррекционного занятия с воспитанниками младшего школьного возраста.с использованием ИКТ...
«Добрым быть совсем не просто не зависит доброта от роста»
Это мероприятие поможет формировать качества, от которых зависит культура поведения; раскрыть понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчи...