Урок музыки в 7 классе «Образ добра и зла»
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
урок музыки в 7классе по программе Е.Критской. На примере увертюры-фантазии П.И.Чайковского "Ромео и Джульетта" попытаться сформировать понятия об образе Добра(тема любви) и Зла((тема вражды) в музыке и жизни, проследить развитие музыкальных тем в произведении и судьбу влюблёных в произведении Шекспира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_7_kl.doc | 94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ Ячейская СОШ
Эртильского муниципального района
Воронежской области
Урок музыки в 7 классе.
Тема четверти «Музыкальный образ»
тема урока «Образ добра и зла»
Урок подготовила и провела
Учитель музыки
МОУ Ячейской СОШ
Эртильского района
Воронежской области
Шабунина О.И.
Тема урока «Образ добра и зла»
Цель урока:
- на примере Увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского сформировать понятия об образе Добра (тема Любви) и Зла (тема Вражды) в музыке, проследить развитие двух тем по принципу контрастности.
- на примере песни А.Новикова и Л.Ошанина «Дороги» определить образ «военных дорог» (воспоминание о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны). - --воспитание культуры слушания, чувства патриотизма, бережного отношения друг к другу.
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский фрагмент увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»; песня А. Новикова и Л.Ошанина «Дороги».
Оформление: иллюстрации к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» к песне «Дороги», таблицы с понятиями: «Добро», «Зло»
Ход урока:
1. Введение в тему.
Тема четверти - «Музыкальный образ». На прошлых уроках мы с вами говорили, что «музыка – это сама жизнь». Знакомясь с произведениями, мы убеждаемся, что музыка может сильно воздействовать на человека: влияет на настроение, может даже менять его. В основе любого музыкального произведения лежит мелодия – она является душой музыки. Именно с определения характера мелодии начинается понимание музыкального образа. Надо внимательно вслушиваться в характер музыкальных образов, а чтобы лучше понять их, мы должны определить смысл, содержание, жизненную основу музыкальных произведений, выявить, что и как в них отражается. Итак, музыкальным образом мы называем те творческие замыслы, то жизненное содержание, которое создаёт композитор, пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка.
2. Работа по теме.
Слушание. Звучит фрагмент из Увертюры-фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта».
- Сколько образов вы услышали? (два)
- Почему вы так решили?
- Какие они по характеру? (разные - ласковый, нежный; тревожный, трагический)
- Какие бы названия могли бы вы им дать? ( образ добра и зла - карточки с терминами выкладываются на доске в две колонки)
- По какому принципу взаимодействия построены темы? (контрастность)
Мы с вами послушали прекрасное произведение П.И.Чайковского Увертюру - фантазию «Ромео и Джульетта» и здесь действительно звучат две темы: тема Любви и тема Вражды. (иллюстрации)
Мы с вами говорили, что источником творчества является сама жизнь.
- Что несёт людям любовь? (созидание, вдохновение, радость, готовность к самопожертвованию)
- Что несёт зло? (разрушение, ненависть, раздор)
- От каких человеческих качеств может возникнуть зло? (эгоизм, зависть, ненависть, гордыня).
- Как человеку следует бороться с этими качествами (воспитывать в себе такие добродетели как - смирение, терпение, пытаться быть сдержанным, уметь прощать и др.)
- К чему может привести зло? (к вражде, ненависти, войне).
3. Исполнение песни А.Новикова и Л.Ошанина «Дороги».
- Что несёт с собой война? (разрушение, боль утраты, горе, страдание и др.)
На прошлом уроке мы с вами разучили песню «Дороги»
Исполнение песни.
-В какой форме написана песня? (в двухчастной)
-Сколько музыкальных образов? (один)
-Какой это образ? (военных дорог, войны)
-Как вы думаете: показывает эта песня сами фронтовые события (тяжёлые бесконечные фронтовые дороги) или авторы вспоминают об этих событиях и рассказывают нам о них? (в музыке повествовательный, эпический характер)
(для подсказки служат слова последнего куплета: «Снег ли, ветер - вспомним, друзья. Нам дороги эти позабыть нельзя»).
- Как вы думаете, почему авторы песни взяли образ-воспоминание для этой песни? (рассказать потомкам о войне, чтобы люди не забывали, что такое война, через эту песню показана война со стороны солдата, который прошёл все тяготы войны)
4. Итог урока.
- Итак, с какими музыкальными образами мы сегодня с вами познакомились? (образ добра (любви) и образ зла, образ войны (военных дорог)).
- Какое из этих понятий будет для человека естественным? (добро, любовь)
- Почему? (человек создан по образу и подобию Бога, а Бог есть Любовь).
ДОБРО ЗЛО
(Тема Любви) (тема Вражды)
-созидание - разрушение
-вдохновение - эгоизм
-радость - зависть
-готовность к самопожертвованию - ненависть
Фрагмент этого урока лишь небольшой пример, того как можно использовать категории «добра» и «зла» в воспитательных целях. Иногда на уроках возникают не запланированные ситуации, которые также можно перевести в духовно-нравственную плоскость и использовать как воспитательный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"
разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...
Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"
Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...
Тест по музыке 6 класс "Образы камерной музыки"
Тест по музыке для 6 класса к учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой создан для проверки знаний учащихся по теме: Образы камерной музыки» В тесте 10 вопросов, 1 вариант ответа. Материал подготов...
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
урок музыки 7 класс "Лирические образы в музыке"
Разработан на основе программы "Музыка" Науменко, Алеев...
Самоанализ урока музыки 6 класс " Духовная музыка . Образы духовной музыки"
Урок музыки в 6 классе . Раздел "Духовная музыка"...
Презентация к уроку музыки 5 класс "Богатырские образы в музыке "
Герои русских былин.отважные, доблесные воины, совершающие воинские подвиги. Люди большой силы. стойкости, отваги и мужества....