Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Материал к уроку русской и тувинской литератур в диалоге культур произведений писателей А.Платонова и А.Шоюна.Материал урока предназначен над развитием логического мышления,умения рассуждать,выбирать аргументы и системой работы над формированием коммуникативной грамотности учащихся...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_myshlenie_platonov.docx | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Ооржак Зоя Сартыбаевна
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села Дон- Терезин Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Урок - мышление.
Тема: Жить – значит действовать по сказке-были А.А.Платонов «Неизвестный цветок»
ЦЕЛЬ: продолжить обучение анализу прозы; помочь учащимся выявить основной мотив, характерный для сказки-были А.А Платонова «Неизвестный цветок»; развивать чуткое отношение к авторскому слову, формировать чувство любви к малой родине,отзывчивости,ответственности
Оборудование: портрет А.А.Платонова, видеозапись фрагмента произведения-буктрейлер «Неизвестный цветок», компьютер, проектор; текст сказки-были, и рассказ А.Шоюна «Жалкий цветок…».,буклет Цветка
Методы: творческое чтение, аналитическая беседа
Приёмы: слово учителя, выразительное чтение отрывков произведения, самостоятельные рассуждения
План урока:
I.Организационный момент (Релаксация. Мелодия « Нежность».
а) Игра «Обнималки»
II.Мотивация учебной деятельности
а) Приход Почтальона Печкина .Конверт
III.Актуализация знаний
а) Соотнесение действия и его содержания стрелочками на рабочем листе.
б )Определение темы, цели урока
IV.Работа над темой урока
4.1 «Репортаж». (Проверка домашнего задания)
4.2. Эмодзи-тест
4.3. Просмотр Буктрейлера «Неизвестный цветок»
а) Словарная работа
Y.Постановка учебной задачи.
5.1 Усвоение новых знаний.( Открытие-создаем свой неизвестный цветок со словом «Жить» в сердцевине цветка.
5.2Физминутка.
YI.Усвоение новых знаний и первичное закрепление
а)Чтение и разбор рассказа нашего земляка Александра Шоюна «Жалкие цветочки» . .б)Аналитическая беседа по восприятию.
в)Сравнение Даши и Аясмы
YII.Рефлексия деятельности
YIII.Информация о домашнем задании (комментирование),
IX..Итог урока
Ход урока
I.Организационный момент. (Релаксация .мелодия « Нежность».
II.Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте ,ребята !( давайте еще раз по-особенному поздороваемся –передадим друг другу свое тепло, открытость, простоту души и поддержки на этом уроке-«передача»- обнималок друг другу )
Меня зовут Зоя Сартыбаевна Ооржак.Я работаю учителем русского языка и литературы с такими же детьми как и вы в МБОУ СОШ с.Дон-Терезин.
Я очень рада вас всех видеть, потому что у нас есть сегодня возможность общаться и творить.Я очень рада ,что именно с вашим классом проведу урок, как мне сказали ваши учителя ,вы-способные,талантливые и самые умные ребята этой школы.Сегодня вы -мои ученики .
Итак .Вместо тетради у вас на столах рабочий лист для каждого(розовые ).
-Сегодня у нас какое число?(речевая тренировка – проверка на произношение и запись на рабочих листах)
-Какой день недели? ( четверг- речевая тренировка)
А что именно сегодня празднуют, ребята, может кто – то знает или слышал?
(День Аэрофлота,День юного-героя антифашиста,День тишины… есть еще необычные праздники на сегодняшний день- Международный день оптимиста, День работы над собственной самооценкой )
Словарная работа: аэрофлот,антифашист,оптимист,самооценка.
III.Актуализация знаний(Почтальон Печкин.Конверт )
-Ребята, нам из телепередачи «Поле чудес» отправили маленький ящичек, там находится гость нашего урока .С вашего разрешения я открою его?(в коробке рисунок цветка) Вот он наш герой, значит о чем у нас разговор пойдет?(о цветке)
-А что за цветок ,вы его знаете?( Нет .Неизвестный цветок)
-Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока
- Об этом цветке нам поведал замечательный писатель Андрей Платонович Платонов в своей-сказке-были «Неизвестный цветок»
Сегодня мы заглянем в мир мудрого произведения , а в качестве эпиграфа к уроку лучше подходит русская народная пословица «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».(Запись темы и эпиграфа урока)
- Вам нужно выбрать из предложенных и дописать в рабочем листе одно слово-глагол в незаконченном предложении.
Ещё раз обратитесь к эпиграфу, вспомните и то, что всё хорошее в жизни достигается большим трудом. А что такое труд? Это действие, созидающее, активное.
Что нам предстоит на уроке сделать? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.
1.Попытаемся понять… | 2….поведение и поступки главных героев |
2.Для этого проанализируем… | 3…..для себя жизненные ориентиры. |
3.Откроем… | 1.…содержание сказки-были А.П. Платонова и авторскую позицию. |
Так вот какие мы открытия сегодня сделаем!
Жизненные ориентиры – это нравственные заповеди, которые заключены в произведении.
В конце урока, сможете ответить на вопрос: «Что помогает выжить в трудных условиях?»
Деятельность учащихся Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с рабочими листами, в которых предстоит работать на уроке.
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
IV.Работа над темой урока
Учитель:
1.Вначале мне хочется узнать, насколько внимательно вы дома прочитали о биографии автора и произведение
4.1. Проверка домашнего задания «Репортаж».
Представьте, что вы все журналисты и готовите репортаж о писателе. Исследуйте биографическую статью учебника об Андрее Платонове. Ответьте на вопросы.
1. Настоящая фамилия писателя.(Климентов)
2.Кто были родители Андрея Платонова.(отец- Паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских; Мать- глубоко верующая женщина)
3. Где учился Платонов? (Сначала в церковно приходской школе, потом городском училище)
4.Когда пробудился интерес к литературе?(Очень рано, еще подростком)
5.Какую общественную работу совмещал Платонов вместе с литературной деятельностью? (Председатель Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой,Член ЦК союза сельского хозяйства и лесных работ)
6. Как назывались книги, которые появились в годы Великой Отечественной Войны? ( «О живых и мертвых» ,«Вся жизнь»)
7.В чем заключается своеобразие личности и творчества Платонова?
4.2.. Я проведу Эмодзи-тест (Это язык смайликов) .Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных со сказкой Платонова. Если они соответствуют действительности, отвечайте смайликами : «Да» , если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет».
-Цветок рос на пустыре, куда часто заходили коровы и козы. (Нет)
-Одно семечко приютилось в ямке меж камнем и глиной. (Да)
-Чтобы смочить пылинки, цветок всю ночь сторожил росу. (Да)
-Даша написала письмо матери и понесла его на станцию. (Да)
-Даша и раньше видела такие цветы. (Нет)
-Пионеры любовались цветком, как героем. (Да)
-Четыре дня пионеры удобряли землю на пустыре. (Да)
-Зимой Даша забыла о цветке. (Нет)
-Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок. (Да)
4.3..Просмотр Буктрейлера «Неизвестный цветок»
Словарная работа со словом буктрейлер
Y.Постановка учебной задачи.
- Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения? (Сказка-быль)
- Что в произведении сказочное, а что реальное? (Цветок разговаривает, думает, грустит, ведёт себя как живое существо, борется как герой, даёт жизнь сильному потомству
- Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах.( Цветок разговаривает, думает, грустит, ведёт себя как живое существо, борется как герой, даёт жизнь сильному потомству)
- К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?( Олицетворение.)
- Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки?
- Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано? (4 абзац 2 предложение) Значит, он трудился, действовал, чтобы жить. (Показать рукой на тему урока)
- Что важнее всего на земле? (Жить)
YI.Усвоение новых знаний и первичное закрепление
( Создаем свой неизвестный известный цветок)
Это будет нашим первым открытием. Запишите слово «Жить» в сердцевину цветка.
1. Лепесток. Трудиться.
(В руках учителя горшок с комнатным цветком).
- Как вы считаете, легко ли жить этому цветку? (Да) А почему?
- А что должен был делать цветок в сказке, чтобы жить?
- И чего же он добился своим трудом? (Прочитайте 7 абзац)
- На что похож стал цветок?
- Какой художественный приём использует сейчас автор?
- Так и в жизни тот достигает высот, кто много-много трудится. Давайте ещё раз прочитаем эпиграф. (Читают)
Какое важное открытие мы сделали! Чтобы жить, надо много… трудиться! Запишите этот жизненный ориентир на 1 лепесток в рабочем листе, а я на доске.
2. Лепесток. Сострадать.
Прочитайте 5 и 6 абзацы в сказке.
- Какие чувства вы испытали, читая эти строки?
- Захотелось Вам помочь цветку? (Да)
- Что бы вы сами могли сделать для него?
- Помните, что мало только жалеть, заботиться в душе, нужно помогать, проявлять заботу реальными делами, т.е. действовать.
- Как нужно относиться, ко всем, кто страдает? (Помогать, заботиться, сострадать)
- Молодцы! Мы сделали ещё одно открытие. Давайте запишем на второй лепесток – сострадать.
Физминутка.
Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте,пожалуйста. Представьте, что вы семечко и ещё в земле. Семечко начало расти, у него появляется росточек сначала один, потом другой. Подул ветер. Росток превращается в красивый и сильный цветок. Он с каждым днём хорошеет. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы, как наш герой из сказки. Садитесь, пожалуйста.
3. Лепесток. Быть внимательным.
- Почему сказка называется «Неизвестный цветок»?
А Даша его заметила. Другие же проходили мимо. Предлагаю восстановить текст, вставив пропущенные слова, которые как раз помогут ответить на этот вопрос, почему было нелегко заметить цветок на пустыре? (абзац 8)
- К какому средству выразительности относятся вставленные вами слова?
Послушайте, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком, подумайте, какие черты характера девочки проявились в этом эпизоде? (учитель читает)
-Что вы можете сказать о Даше? (внимательная, наблюдательная и чуткая)
- Да, ребята, она была чуткая, добрая, сострадательная, но очень важно, что она была внимательная. Внимательным людям открываются многие тайны. Слово это многозначное: это и внимательность-чуткость, и внимательность-наблюдательность. Здесь проявились оба эти качества. Вспомните также, куда спешила девочка до встречи с цветком? Наше третье открытие - быть внимательным.
4. Лепесток. Радоваться.
- Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём – деятельное сострадание – привела с собой ребят.
Какие результаты дали усилия детей?
…То есть ребята своим трудом принесли в мир радость.
- А что такое радость? Какие у вас возникают ассоциации со словом «радость».
Как здорово, что у вас столько радости в жизни! А наш цветок только ли грустил в своей трудной жизни или всё же когда-то радовался? (радовался лучу солнца)
- Он даже одному лучу радовался, хотя предстоял трудный день. Так и человек, если даже в самые трудные моменты жизни не падает духом и даже находит повод для радости, он помогает себе жить.
Вы догадались, какое следующее открытие мы запишем на лепесток?
(Радоваться)
5 Лепесток. Любить.
- Кто в сказке полюбил цветок?
- А другие ребята?
То есть их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем. Ребята, бывает так в жизни, когда не проходит человек с добрым сердцем мимо чьей-то беды. То, что он помог хотя бы однажды, это тоже хорошо, но какое счастье для попавшего в беду, когда кто-то идёт с ним до конца, берёт на себя ответственность за его судьбу. Такое качество человека называется любовью к ближнему – это высшая нравственная заповедь. Да, любить можно и нужно маму, папу, друзей, родину, близкого человека – без любви нет жизни, но если твоя душа распахнута ко всему миру, с удивлением и любовью смотрит на мир – это великий дар. Причём высшая форма любви – деятельная любовь, стремление приносить радость, помогать.
- Кто ещё из героев прочитанных вами произведений, обладал таким даром – любить? Кто выделялся среди других своей непохожестью в отношении к миру, искренностью и умению любить? (Ассоль и Грэй)
-Ребята, это важное качество для жизни? (Да). Причём - самое важное.
- Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?
Что значит ЖИТЬ? То есть жить – значит действовать
Итак, на последнем лепестке мы запишем ещё одно открытие нашего урока – жить – значит любить.
- Ребята,а вот такой маленький рассказ нашего земляка Александра Шоюн «Жалкие цветочки» кто-то может читал?
Чтение и разбор текста.Сравнение Даши и Аясмы
YII.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Ребята, теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока:
- Что помогает выжить в трудных условиях?
Запишите это на обратной стороне вашего цветка.
Я сегодня для себя тоже сделала открытие….
- Вы умеете трудиться, думать, радоваться, быть внимательными. Спасибо вам за помощь. Мне было приятно общаться с вами.
YIII.Информация о домашнем задании (комментирование), Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.
1. Напишите о таком человеке, девизом которого являются слова «Жить – значит действовать».
2 «Комплименты себе..»-сочинение о важном для вас открытии после прочтения сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок».
IX.Итог урока(выставление оценок за урок.)
Библиография:
1.Коровина В.Я.Литература 6 класс.Учебник для общеобразовательных организаций М . «Просвещение»2017. C.56–58.
2.А.Шоюн.Сборник произведений «Рыбки проголодаются». Кызыл. 1995. С.13–14.
3. Музыка для релаксации .Нежность. .
4.Презентация к уроку . « А.А.Платонов и А. Шоюн»
5.Видеоролик-буктрейлер «Неизвестный цветок».
6.Мелодия для физминутки
7.Рабочий лист для учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"
тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...
Открытый урок по английскому языку в 6 классе "Шекспир:жизнь и творчество"
Урок разработан на основе УМК Английский язык для VI класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, авторы – составители О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.Урок разработан с...
Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I вида Тема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»
Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 4 классе I видаТема: «Декоративно-прикладное творчество Кубани. Беседа»...
Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.
Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...
Открытый урок по творчеству А.А.Платонова 6 класс
Материалы урока даны в диалоге культур авторов А.А.Платонова и А.Шоюн для учащихся 6 класса....
Открытый урок по по рассказу А.Платонова «Юшка»
Урок по рассказу А.Платонова «Юшка»: Нравственные проблемы в рассказе.ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:- различать основные нравственно- этические понятия;- соотносить поступок с моральной нормой;- оцениват...
Открытый урок по английскому языку в 9 классе на тему "Творчество Джоан Роулинг".
Открытый урок по английскому языку в 9 классе на тему "Творчество Джоан Роулинг"....