Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
методическая разработка по литературе по теме
Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_masterskaya__glazami_hudozhnika.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Цели:
- научить учащихся целостному видению произведения
в литературно- художественном и изобразительно- оформительском аспекте;
- помочь учащимся яснее понять замысел Салтыкова- Щедрина, почувствовать остроту и злободневность данной сказки в настоящее время;
- развитие творческого мышления, воображения;
- приобщить детей к театральному искусству;
- дать понятие о роли художника в театральном процессе;
- развитие актерского мастерства;
- научить своими руками воплощать задуманное;
- развитие интереса к предметам.
Наглядность: репродукции эскизов занавесов, декораций и костюмов; книга «Рисунок и акварель ХIХ-ХХ вв.» в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Оборудование и материал: бумага, ткань, краски, кисти, нитки, грим, коробки, солома и т.д.
Структура мероприятия:
I Организационный этап.
II Сообщение темы и цели занятия.
III Слово учителя.
IV Работа по группам.
V Инсценирование сказки
VI Подведение итогов.
Ход мероприятия
Учитель литературы:
- Наше занятие мне хочется начать словами М.Е. Салтыкова-Щедрина. А слова эти следующие: «Я – русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно, и, во-вторых, трепетать.
Привычке писать иносказательно я обязан… цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам. С одной стороны, появились аллегории, с другой – искусство понимать эти аллегории, искусство читать между строками».
Сегодня, мы с вами тоже попытаемся читать между строчками. Мы с вами сделаем театральную мастерскую, где каждый будет выполнять свою работу.
Учитель ИЗО:
- Театр – это синтез искусств. Спектакль создается не только режиссером, сценаристами и актерами, но и трудом многих людей друг специальностей. Среди них важную роль играют художники. Именно с творчеством художника зритель встречается прежде всего. Открывается занавес, и он видит декорации, мебель – все в том или ином освещении. Вскоре появляется действующие лица, и зритель будет увлечен ходом пьесы, но в самые первые минуты он оказывается наедине с творчеством художника, которое сразу переносит его в определенную страну, эпоху, общественную среду.
Задачи художника очень разнообразны, но основные это: создать впечатляющий зрительный образ и наряду с этим воспроизвести вещественную среду.
Работа художника-декоратора над спектаклем начинается с беглых карандашных, а затем и красочных эскизов, в которых он стремится найти художественный образ будущего оформления. Из множества эскизов постепенно отбираются наиболее удачные, яркие.
Показ репродукции эскизов занавесов и декорации к спектаклям.
Еще одна профессия художника в театре - бутафорист.
Сценическую обстановку составляют не только декорации, но и мебель и различная бутафория.
Бутафорией называют предметы сценической обстановки, специально сделанные под настоящие: фрукты из бумаги, рыцарские доспехи – из картона, оружие – из дерева, хрусталь – из фольги и плексигласа и т.д.
Следующие специальности художника театра – костюмер и гример.
Сценический костюм и грим актера должны соответствовать тому образу, тому характеру персонажа, который создает актер своей игрой.
Костюмы персонажей спектакля нельзя придумывать порознь – все они должны быть взаимосвязаны, составляя в общем единое целое – ансамбль. Каждый костюм будет на сцене восприниматься в соотношении с остальными, в сравнении друг с другом, усиливая характеристику персонажей. Костюмы взаимодействуют и как живописные пятна в общем, цветовом решении спектакля. Непосредственно с костюмом во внешней характеристике персонажа связан и его грим.
Показ репродукций эскизов костюмов.
Учитель литературы:
- Сегодня мы с вами тоже окунемся в увлекательный мир театра. Мы сейчас сделаем свой театр, свой спектакль. Мы разделимся с вами на несколько групп. Актерами будут Пархоменко Саша и Тютюнников Денис, художниками – декораторами будут Потоцкая Е., Алексеенко К., В.Житняковский, Быков С., Жумагулова Г., Овсянников Е., Андреев Н.
Художниками–бутафористами будут Нигматуллина Т., ОвсянниковаТ., Тагирова Э., Ленева Ю., Макеев Д.; костюмерами – Круглова А., Дай Н., Южакова Н, Ажгожина А.; гримерами будут – Федина Л., Егорова С.; оформителями сцены – Грищук С, Сапрыкин А, Польский К.
Каждая группа будет работать над своей задачей, а через некоторое время мы объединимся и покажем свой спектакль.
Работа по группам.
Учитель литературы:
- Работа в группах подошла к концу. Займите свои места. Итак, дамы и господа! Внимание!
Начинаем!
Инсценировка сказки Салтыкова-Щедрина.
Учитель литературы:
- Сегодня своим творчеством соприкоснулись с самым великим, изумительным, вдохновенным и одновременно одним из самых сложных видов искусства – театром. И пусть наш спектакль будет маленькой частичкой, которая поможет вам стать лучше, чище, чуть – чуть умнее и добрее.
Спасибо всем за участие!
Учитель ИЗО: Все группы потрудились сегодня на славу. Особенно хочется отметить работу…
Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...
Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)
Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)...
Способы создания характера персонажа в сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина "Повесть отом.ю как один мужик двух генералов прокормил"
Урок - конспект по литературе в 7 классе...
Урок в 7 классе по сказке Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика....
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...